Приходской листок церкви Покрова Пресвятой Богородицы №1 Пасха 2002 г. ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМОт редакцииДорогие прихожане храма Покрова Божией Матери на Кариже, к выпуску готов первый праздничный номер храмового листка. Мы надеемся, что в нём вы найдёте что-то интересное для вас, для вашей семьи или для ваших близких. Все мы приходим в храм для молитвы, общения, для участия во многих таинствах церковных, наконец, для общения с духовником. Издание нашего листка, имеет целью не учить прихожан, а дать возможность понять церковную службу, разобраться в прекрасных песнопениях церковных, молитвах, для многих непонятных (т.к. поются и читаются на церковно-славянском языке),- они будут объясняться и растолковываться на русском современном языке с тем, чтобы смысл поющихся песнопений, читаемых молитв и Евангелия был понятен и доходил до сердца нашего прихожанина. Вторая цель издания листка -это проблема воспитания детей наших прихожан, поэтому в некоторых разделах листка будут рассмотрены вопросы, связанные с воспитанием ребенка и его формированием, как христианина. В третьих, – мы постараемся объяснить для прихожан все основы поведения в храме во время службы, чин о поклонах в церкви и дать ответ на многие возникающие недоумения, связанные с церковной службой, праздниками, постами, святыми днями. Те, кто занимаются подготовкой данного листка, сами нуждаются в окормлении духовном, и мы искренне просим ваших молитв, да пойдет на пользу начатое нами, по благословению настоятеля дело. Листок намерено издавать приблизительно раз в месяц. От настоятеляЗдравствуйте, дорогие наши карижане, прихожане нашего храма! Мы представляем вашему вниманию первый выпуск приходского листка нашего храма, который, как надеемся, станет для нас совсем не лишней возможностью встретиться и поговорить друг с другом о том, что для нас, как для православных христиан, важно и значительно. Нам очень бы хотелось, чтобы Господь благословил это начинание, и этот скромный листок помог бы хотя бы некоторым из вас получить ответ на те вопросы, которые вроде бы и не с кем решить: знакомые и друзья и сами не знают, что ответить. Было бы очень желательно, чтобы эти несколько страниц были местом наших встреч, нашего совместного поиска «единого на потребу», среди мира забывшего Бога, и правду, и справедливость, и любовь, и так, помогая друг другу в большом, а порой и в малом, мы бы учились и любить друг друга и узнавать, как самых близких людей, которые близки не по плоти и крови, а по самому главному - сердечной и искренней вере в нашего Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа. Мы заведомо не ограничиваем число и состав тех, кто захочет принять участие в нашем домашнем приходском издании - к сотрудничеству приглашаем всех: от мала до велика и ждем от вас активной помощи и поддержки - от молитвенной - самой драгоценной до деятельной: словом, делом, добрым советом.
Наши праздники
Ты еси Бог творяй чудесаСошествие Благодатного Огня на святой Гроб Господень под Светлое Христово Воскресение в Иерусалиме является одним из самых замечательных Божиих чудес. Это явное чудо повторяется до сегодняшнего дня, с глубокой древности. Вот и мы, чада Русской Православной Церкви, ожидали, сойдёт ли в этом году в обилии этот Огонь? Вы скажете, как можно сомневаться, конечно сойдёт. А знаете ли вы, что само священноначалие с трепетом и страхом ожидает схождения этого Огня, ведь при получении ожидаемого род человеческий явно получает удостоверение, что есть ещё милость Бога над нами, что дан нам ещё год, в котором мы будем жить под солнцем и питаться от плодов которые нам произращает земля. А главное, что нам дано время на покаяние и что мы будем по-прежнему радоваться Солнцу правды, милующему нас Триединому Богу. Блаженный патриарх Диадор отошел от нас в жизнь вечную, а его престол пустует до сего дня, и как это отразится на сошествии Огня? Всем уже известно, что Благодатный Огонь сходит только православным и сколько напрягаются Его получить иноверцы, но как показывает практика им это ни разу не удалось сделать. Вот и в этом 2001 году, местоблюститель патриаршего престола митрополит Петрский Корнилий должен будет подойти к ложу Спасителя в таинственную Пасхальную ночь и , приклонив колена, со слезами будет молить Господа, чтобы Он просветил светом познания неверующих, утвердил веру православных, обратил на путь истины заблудших. Снова настанет гробовая тишина в Гробе Господнем, где через мгновение будет дан ответ от Царя Царей, в это время кажется что Церковь небесная взирает и тоже сопереживает с Церковью земной этого ответа. Для людей минуты ожидания кажутся часами, а четверть часа молитвы Патриарха у ложа Спасителя – целою вечностью. Каждый из паломников будет держать в руке связку из 33 свечей, по числу лет земной жизни нашего Спасителя. И снова, как прежде в этом году молитва православного архиерея - низвела на землю небесный огонь. Вот впечатления от этого зрелища одного паломника: «Огонь носится по различным направлениям храма, низпадает целыми каскадами и извивается змеевидными зигзагами. Храм Воскресения и его алтарь с непостижимой быстротою озаряются новоявленным Светом, который передается от Живоносного Гроба. Вся исполнишася света: небо и земля и преисподняя. Протяжное и крикливое «Кирие, елейсон» сменяется радостными восклицаниями о приемуществах веры православной. Православные арабы радостно восклицают (в переводе на русский): - «Наша вера правая, наша вера православная». Многие плачут слезами радости, другие подносят горящие свечи к лицу, берут Огонь в рот, опаляют бороды, глаза, руки. Интересно, что Благодатный Огонь первые 5-10 минут совсем не жжёт. Т.е. по Божественной благодати, он теряет свойство сжигать, а лишь имеется тёплое нежное ощущение при прикосновении к Огню. Но потом всё встаёт на свои места и Огонь начинает жечь, тогда богомольцы тушат свечи и благоговейно убирают их.» Как же мы должны восхищаться нашей православной верой, когда видим такое массовое чудо, повторяющееся ежегодно на Гробе Господнем, как же мы должны проникаться любовью к Богу, который так явно нам в этом чуде напоминает о Себе: «Я Бог ваш и не должно у вас быть других богов кроме меня. Вы люди Мои и я никогда не забуду вас, лишь бы только вы не забыли о Мне.» Здесь оживают слова библейского писания, что Бог нас любит до ревности и любовь эта совсем не заслужена с нашей стороны. ХристосованиеВ первый день Святой Пасхи на утрени мы исполняем установленный Церковью обряд христосования. Обряд этот очень важен и утешителен, почему и изъясним значение его. Когда мы христосуемся с кем-либо , то обыкновенно говорим : «Христос воскресе!» и нам отвечают на это : «воистину воскресе!» В этом случае мы подражаем учениками ученицам Господа, которые по воскресении Его беседовали между собою о Воскресшем и говорили : воистину воста Господь (Лук. 24, 14-35).
Высказав друг другу приветствие, мы совершаем взаимное целование. Целование вообще в быту житейском принимается за знак сердечной любви друг к другу. То же значение имеет оно и при христосовании. «Праздник Пасхи, скажем словами святого Иоанна Златоуста, - есть залог мира, источник примирения, разрушение смерти, погибель диавола. Сегодня люди соединились с ангелами»… А потому можно ли нам, христианам, в такой светлый праздник оставаться во вражде на кого-либо? Можно ли не питать сердечной любви друг к другу?… «Просветимся торжеством, - поет нам святая Церковь, - и друг друга обымем; рцем : братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением!» вот в каких чувствах должно совершаться наше целование. А иначе оно будет походить на Иудино лобзание. Народные обычаи
Христианский дух в народных пословицахПословицы являются одним из самых древних видов народного творчества. Многие народы создали свои пословицы и поговорки, в которых отобразился их многовековой жизненный опыт. В Библии мы имеем три сборника древнейших притч-пословиц: «Книгу Притчей», «Книгу Премудрости Соломона» и книгу «Премудрости Иисуса, сына Сирахова.» Творцами пословиц являются поэтически одаренные люди, отличавшиеся особой наблюдательностью и умением обобщать. Из святых людей, любивших пословицы, поговорки, басни, можно указать на светильника земли Русской, нашего земляка, премудрого Амвросия преподобного отца и старца Оптиной Пустыни. Этот муж, пословицей или поговоркой мог утешить или любовно обличить, мог смирить ими гордого или поднять голову совсем отчаянному. В нашем храмовом листке мы приводим лишь крупицы народной мудрости.
Злопамятность, зависть, местьЗавидлив бывает обидлив.
Кто кого обидит , тот того и ненавидит. Лесть да месть дружны. Завистливое око видит далеко. Искренность, лесть и лицемериеПрямой , что слепой: ломит зря. Видом пышный , нутром никудышный.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь. На языке мёд, а под языком лёд. Речами тих, да сердцем лих. Он тебя и купит и продаст. Все мы, сватья, хороши пока недоберешься до души. Глаза лучистые, да мысли нечистые. ЛюбовьРеже видишь – больше любишь.
Любовь не знает мести, а дружба лести. Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается. МолитваС молитвою в устах, с работою в руках.
С Бога начинай, с Господом кончай. Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы. Молись , а злых дел берегись. ПьянствоРека начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.
Тому не помочь, кто до вина охоч. Пропойное рыло в конец разорило. Вино уму не товарищ. СдержанностьКогда рассердишься, сосчитай до ста.
Легче ссоры избежать , чем её прекращать. Если нрав горяч, жди неудач. Кто собою не управит, тот и другого на истину не наставит. ТерпениеВсякому овощу свое время.
Проливной дождь долго не идет. На браня не гневайся, на ласку не сдавайся. Что вымучит, то и выучит. Невеста, жена, детиКаждому своя милая - самая красивая.
Завел жену, забудь тишину. Женился на скорую руку, да на долгую муку. Свекровь злится, что невестка веселится. Снаружи красота, а в сердце пустота. Кто детям потакает, тот потом слезу проливает. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Мой молитвослов«О Пасха велия, спасительная» - наши сердца переполнены Пасхальной радостью, и это главная небесная радость сочетается с той радостью, когда мы видим наших детей, стоящих на молитве дома или в храме и что–то лепечущих Богу, и не сердце у нас тогда теплеет, когда мы видим на их лицах свет этого Праздника Воскресения. Маленьким прихожанам нашего храма мы посвящаем эту небольшую стихотворную подборку.
И, раскрыв свою тетрадку, Потихонечку молюсь. “Пресвятая Дева Мати...”- Я читаю по тетради, И всю ночь читать готов Мой простой молитвослов! Собирал я день за днем Разные молитвы в нем: Краткие и длинные,- Новы, старинные,- Все, что словно в сладком сне, Сердце умиляли мне Точно воинство для битвы - А она ведь каждый миг! - Эти чудные молитвы Я собрал из взрослых книг. Целый год трудился я, Но поверьте мне, друзья, Что теперь моя тетрадка Лучший щит от всех врагов!... ...Тс-сс!..Горит моя лампадка,
Святая ночь… Залит огнями храм Молитвы грешников восходят до небес, Как в алтаре зажженный фимиам… Христос воскрес! Воистину воскрес! Природа нежным трепетом полна, Мерцают звезды в глубине небес. Царит над грешным миром тишина… Христос воскрес! Воистину воскрес Как перед бурей замерла трава…
Христос воскрес! Воистину воскрес! А.Чернов Христос воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, Зеленеет ближний лес… Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля
О молитве старушки матери Люблю послушать их моления. Не по требникам и молебникам, А по сердцу они лишь читаются. Примерно так они изливаются: «Уж кончаю жизнь эту бренную. Услышь, Владычица рабу смиренную! Не за себя молю мою Заступницу – За сына пьяницу, за дочь распутницу. Мои же все уже иссякли силушки, Одной лишь жду себе сырой могилушки, Спаси, помилуй их, погибающих! Про Царство Божие позабывающих! О них здесь молится родная матушка. Спаси, помилуй их, Спаситель Батюшка! Никола милостив, ты будь хранителем. Защитой верною, путеводителем, Прости за все, за все моей беспутнице...”
О детках гибнущих, Тебя просящую!.. А дальше слов уж нет, они теряются И слезы жаркие лишь проливаются...
Слова и наставления современных старцевКогда ваши дети еще маленькие, вы должны помочь им понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.
Когда дети дурно ведут себя, предпочтительнее побранить их утром, ибо у них впереди весь день и они развлекутся впечатлениями. Если же вы побраните их вечером, то у них омрачается ум, что может привести и к более дурным поступкам. Маленьких детей родители должны часто причащать, чтобы они освящались, поскольку, к несчастью, они растут в плохой, духовно нездоровой среде. Очень помогает воспитанию детей, когда родители считают себя ответственными за все проступки детей, поскольку находят свою собственную жизнь не такой, какой она должна быть рядом со Христом, и именно поэтому, на их взгляд, дети их и ведут себя безобразно. Когда родители так смиряются и так искренне каются, тогда сподвигается и всемогущий Христос и бросает сокрушенным родителям «спасательный круг» для спасения, что, кстати, спасает и непутевых детей. Старец Паисий
Церковный амвон
Жены радости исполненыНа Пасхальной службе и на всей Светлой седмице читаются повествования Евангелистов, связанные с Воскресением Спасителя. Мы, люди грешные и ум наш не просвещён благодатью, чтобы познать полный смысл евагельских событий. Послушаем же, что об этом говорят святые отцы, а в частности преподобный Григорий Палама епископ Фессалонитский. Знаете ли вы, дорогие наши прихожанки, кто первый узрел Воскресшего Спасителя, кому Господь дал прикоснуться Своим пречистым ногам, и кто первый понял смысл Воскресения, тогда еще совсем непонятный для всех. На этот вопрос мало кто даст правильный ответ, потому что мы очень невнимательно читаем Евангелие, да и не задумываемся серьёзно над прочитанным. А вот преподобный отец наш Григорий Палама, чью память Церковь празднует на третьей неделе поста, своими сладкими речами и просвещенным умом даст нам исчерпывающий ответ. Если у вас хватит терпения прочтите эту статью, и вы очень многое откроете для себя, хотя бы и сотни раз об этом слышали. Даже очень будете удивлены речам сего мужа, поистине мудрого. Марк благовествует: «Воскрес же, - говорит – Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалине» (ХVI,9). Из сказанного представляется, будто Евангелист ясно указывает и час , когда Господь воскрес, т.е. – «заутра» , и что в тот же самый час Воскресения Он сначала явился Марии Магдалине. Однако, не это он говорит, как для разумевающих станет ясно немного далее. И бо немного выше и он, согласуясь с прочими Евангелистами, говорит , что эта Мария приходила и ранее с прочими Мироносицами на гроб (Христа), и увидев его (пустым), ушла; отсюда явствует, что Господь воскрес гораздо ранее наступления утра, когда она увидела его (гроб). Обозначая же то время, он не просто сказал «заутра», как – выше, но «зело рано» ; следовательно он указывает здесь не на восход солнца, но говорит, что в то время был слабый, предшествующий восходу солнца, свет. Обозначая это и Евангелист Иоанн говорит, что Мария Магдалина пришла рано, когда было ещё темно, и увидела, что камень отвален от гроба (Иоан. ХХ, 1). Но только тогда она не вошла сама во гроб (пещеру Гроба Господня), согласно повествованию Иоанна, но отошла от гроба, не увидев Господа; потому что она побежала и пришла к Петру и Иоанну, и возвестила им не о Воскресении Господа, но о том, что Он – взят от гроба; так как она отнюдь не знала еще о Воскресении. Господу не было угодно просто явиться в первый час, но по прошествии первого часа дня. То, что не столь ясно возвещено Евангелистами, то я раскрою вашей любви. Итак, благовестие о Воскресении Господа, первая из всех людей – что было подобающим и справедливым – прияла от Господа Богородица, и прежде всех Она увидела Его воскресшим , и насладилась Его божественной речью, и не только узрела Его очами, и услышала Своими ушами, но и первая и единственная ухватилась за Его пресвятые ноги, хотя все это открыто не говорится Евангелистами, по причине нежелания приводить Матерь во свидетельство, чтобы не дать неверным повода к сомнению (в Воскресение Господне). Но так как ныне , по благодати Воскресшего, мы говорим слово к верным, то будет явленно и это, по Тому Кто сказал: «Ничто же сокровенно будет, еже не открыется». Итак, Мироносицы – это были те жены, которые последовали с Материю Господней, и сопредстояли во время Страстей Спасителю, и благоуханьми приготовили тело Господне для погребения. Ибо когда Иосиф и Никодим попросили и приняли от Пилата Владычнее тело , и сняли с креста обвив намащенными ароматами плащаницами , положили в каменном гробе, приложили к дверям гроба великий камень, то, согласно Евангелисту Марку, при этом присутствовали, созерцая это, Мария Магдалина и другая Мария, сидя прямо против гроба. Чрез изречение: « и другая Мария » - он обозначил, конечно, Богородицу. Она также именуется и Материю Иакова и Иосии, ибо они родились от Иосифа Обручника. Не они предстояли, созерцая, когда погребали Господа, но были и иные жены, как повествует Лука: «Во след же шедшия жены, яже бяху пришли с ним от Галилеи, видевше гроб, и яко положено бысть тело Его; бяше же Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария Иаковля, и прочие с ними.» (Лк. ХХIII, 55; ХХIV, 10). «Возвращшеся же», говорит, «уготоваше ароматы и миро» (ХХIII, 56); потому что они не отдавали себе ясно отчета в том, что Он – истинное Благоухание жизни для тех, кто с верою к Нему приходит, как и запах смерти для тех, кто упорно пребывает в неверии, и что благоухание одежд Его, т.е. Его тела, выше всех ароматов, и имя Ему – Миро Излиянное, которым и вселенную Он исполнил божественного благоухания. Но они приготовляют миро и ароматы, как для того, чтобы почтить Погребенного, так и для заглушения запаха тлеющего тела, думая чрез помазание теми сохранить его. Итак, они уготовали миро и ароматы; в Субботу находились в покое, согласно (ветхозаветной) заповеди: ибо еще не пришла истинная Суббота, и они еще не познали ту преблагословенную Субботу – преведение нашего естества от адских бездн на светозарную и божественную и небесную высоту. «Во едину же от суббот, зело рано, приидоша на гроб, носяще яже уготоваша ароматы», как говорит Лука (ХХIV, 1 ). Матфей же говорит: «В вечер же субботный, свитающи во едину от суббот» (ХХVIII, 1), и указывает, что две жены были пришедшия. А Иоанн: «Еще сущей тьме» (ХХ, 1), и говорит, что пришла одна Мария Магдалина. Марк же: - «Зело заутра во едину от суббот» (ХVI, 2), и говорит, что было три пришедших женщины. То, что Пасха была в первый день после субботы, это утверждают все Евангелисты. Относительно же времени они так говорят: «По вечери субботней», и «рано утром» и «очень рано» и «рано, когда было еще темно» и около того времени, когда свет смешивается с темнотой, т.е. когда на горизонте начинала сиять заря, предвозвещая день. Если бы кто желал уточнить время, то цвет неба начинает меняться около девятого часа ночи, так что до наступления дня остается целых три часа. Видится же, что Евангелисты имеют разногласие не столько относительно времени прихода на гроб Жен Мироносиц, сколько относительно числа жен. Ибо, как я сказал, Мироносиц было много, и не все вместе, но два и три раза они приходили ко гробу, и в группах не были те же самые лица. Все они пришли при наступлении утра, но не все в точно то же самое время. Магдалина одна из всех снова пришла и дольше прибывала ( у гроба Христова). Некоторые Евангелисты, минуя других пришедших, упоминают ее одну из всех. Но, как я заключаю и суммирую из всех Евангелистов, как я уже и раньше сказал, первая из всех пришла на гроб Сына и Бога - Богородица вместе с Марией Магдалиной. И этому мы научаемся особенно от Евангелиста Матфея: «Прииде», говорит, - «Мария Магдалина, и другая Мария, видети гроб. И се трус бысть велий: Ангел бо Господень сшед с небесе, приступль отвали камень от дверий гроба, и седяше на нем. Бе же зрак Его яко молния, и одеяние его бело яко снег. От страха же его сотрясошася стрегущии, и быша яко мертвии» (ХХVII, 1-4). Итак, все жены пришли после землетрясения и бегства стражи, и нашли гроб отверстым, и камень отваленным, но когда предстала Мати Дева, тогда было землетрясение и отваливался камень, и гроб отверзался, и стрегущии пресутствовали, хотя и были в ужасе, так что после землетрясения, придя в себя, сразу устремились в бегство. Я думаю, что ради Её первой Живоносец открыл оный гроб. Чрез Неё первую открыл нам всё что на небесах ввыси и что на земле долу. И ради Ней Он послал Ангела, дабы он возсиял как молния, так чтобы пока ещё было темно благодаря обильному свету Ангела, Она увидела на только пустой гроб, но и плащаницы положенные в порядке и свидетельствующие о Воскресении Погребенного. Благовестником же (Воскресения) был тот же Ангел Гавриил. Ибо тот, кто вначале сказал Ей: «Не бойся Мариам, обрела Ты благодать у Бога» (Лк. I, 30), тот же, когда увидел Её пришедшую на гроб , нисходит с небес вновь возвестить Приснодеве Воскресение Сына Её, и отвалил камень и показал пустой гроб и погребальные покровы. «Ибо, хотя, - говорит Ангел женам, вы видите стражей потрясенных ужасом, но вы не бойтесь, ибо я знаю, что вы ищите распятого Иисуса. Он возстал. Его нет здесь. Видите место – говорит – где лежал Господь. Идите быстрее возвестите Ученикам Его, что возстал Он от мертвых. «Изшедше же говорится – со страхом и радостию велию» (Мф.ХХVIII, 6, 8). Мне же кажется, что страх еще имела Мария Магдалина и к тому времени пришедшие прочие жены, потому что они не поняли значения слов Ангела, не были в силах полностью восприять свет, чтобы ясно увидеть и разуметь, а Богородица восприяла великую радость и разумела что возвестил Ангел, и вся стала как свет, как весьма очищенная и божественно облагодатствованная, во всем твердо познавшая истину, поверившая Архангелу, и как имевшей великую веру, он Ей явился по делам. Как же могло случиться, что присутствуя при совершавшихся событиях, богомудрая Дева не поняла бы, что совершилось: видя землетрясение и этого Ангела, омертвение стражей, перемещение камня, и пустоту гроба, и великое чудо плащаниц, смирною и алоем слепленных и неразрушимых, и пустых от нахождения тела, и радостный вид и благовестие к ней Ангела?! Мария Магдалина же как бы не слышала Ангела, который, быть может не ради неё говорил, заметила только пустоту гроба, совершенно не обратив внимание на плащаницы. Она бежит к Петру и к другому ученику, как говорит Иоанн, а Божия Матерь, Дева, с другими женами снова пошла на то место, откуда пришла, и , вот, как говорит Матфей: «Иисус срете я, глаголя: радуйтеся» (Мф. ХХVIII, 9). Видите ли, что раньше Марии Магдалины Божия Матерь увидела ради нашего спасения плотию Страдавшего и Погребенного и Воскресшего? «Они же приступивше», говорится «ястеся за нозе Его, и поклонистеся Ему» (Мф. ХХVIII, 8). Как, когда вместе с Магдалиной, Богородица, услышав от Ангела благовестие, только одна Она поняла значение возвещенного, так и теперь вместе с другими женами встретив Сына и Бога, Она, первая из всех иных увидела, узнала, и, приступив, ухватилась за Его ноги, и стала Апостолом из Апостолов. То, что Мария Магдалина не была с Божией Матерью в то время, когда, возвращаясь от гроба, Пречистую встретил, явился и говорил Господь, это мы узнаем от Иоанна: «Тече убо (Мария Магдалина) и прииде к Симону Петру, и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глаголала има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его» (Иоан. ХХ, 2). Да как бы она могла сказать, что «взяли и переложили, а куда не знаем», если она Его видела, и руками ялась и встретив, услышала (Его голос)? Но и после того, как Петр и Иоанн прибежали ко гробу и увидели плащаницы и ушли, говорится, что Мария стояла у гроба вне, плача. Видите ли, что она не только не видела (Господа), но ни слухом (о Воскресении) не была удостоверена. И хотя Ангелы явились и спросили ее: «Жено, что плачеши?», она снова как о мертвом ответила. Когда же, обернувшись, она увидела Иисуса, то все же не поняла случившагося, но будучи вопрошенной Им: «Что плачеши?», говорила все то же, пока Он не позвал ее по имени, Сам убедив ее , что Он – жив. Тогда и она приступив, ища объять Его стопы, услышала от Него: «Не прикасайся Мне», из чего мы познаем, что когда Он сначала явился Матери и находящимся с Нею женам, то Он только Ей (Пречистой Деве) допустил объять Его стопы, хотя Матфей делает общниками и других жен, не желая, явно предпочесть Матерь как свидетеля о таковых вещах и не дать повода неверным для хулы. Потому что после того, как Приснодева Мария первая пришла ко гробу, и первая приняла благовестие Воскресения, многие пришли; и они увидели отваленный камень, и услышали Ангелов, и, возвращаясь после сих слов и видения, они разделились. И одни, как говорит Марк: «Бежаша от гроба, имяше их трепет и ужас, и никомуже ничтоже реша, бояху бо ся» (ХVI, 8). А другие – последовали за Божией Матерью, и были обрадованы видением и словами Господа. Что это видение было рано утром, говорит Марк; т.е. это было в самом начале дня, после того, как наступила полная заря; но он не утверждает, что тогда произошло Воскресение Христово и это было первое Его явление. Но мы исследовали деяния Мироносицы и имеем выше доказанную согласованность относительно них у четырех Евангелистов. Ученики же, услышав от Мироносиц о Воскресении, не поверили в это, за что Господь их и упрекнул позже. Но когда Он явил Себя им живым, они не только поверили в это, но и потом повсюду проповедовали: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. ХVIII, 5), - «Господу поспешествующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми» (Мк. ХVI, 20). Ибо пока слово не было возвещено по всей земле, знамения были совершенно необходимы. О духовном праздновании ПасхиЗакончились дни Великого поста. Радость Пасхальная переполнила наши сердца, окрылила нас надеждою на спасение, прогнала тяжесть великопостных трудов, слёзы о грехах заменила слезами радости и благодарности Воскресшему нас ради. Светлая седмица является сплошной, и как утешение верным разрешается вкушение всех видов пищи. Люди на этот славный праздник готовят такие блюда, которых в другое время можно и не увидеть. Здесь и замысловатые лакомства, куличи, пасхи, столы переполнены различными блюдами из мяса, рыбы, птицы – все после скудной и однобразной пищи поста, хотят попробовать нормальной пищи и укрепить уставшее от трудов тело. Бог в изобилии щедро питает от своих даров всех нас, как растительною, так и животною пищей, всё создано Им «зело добро» для человека, чтобы он пользуясь этими благами любящего нас Бога, прославлял Его и благодарил Его за такие щедроты. Вот и мы, отпразднуя Пасху в церкви, после церкви обязательно празднуем её дома в кругу семьи. Накрываем столы и поем пасхальные песни, делимся впечатлениями о празднике с ближними и в сердце исполняемся любовью к Спасителю. Благоговейно пробуя различные блюда, мы благодарим Творца что Он нас утешает не только духовной пищей, но и в изобилии питает наше тело, и все блюда нам кажутся такими вкусными, по сравнению с однообразными постовыми кашами. Говорим себе: - «удивляемся как это мы раньше этого не замечали». Хвалим Бога и Он за это подает нам сугубую благодать, по слову Иоанна Златоуста : - «Благодари всегда Бога и Он за это будет подавать тебе сугубо обильную благодать».
Но мы, проведя в таком устроении два, три дня, замечаем, что нас заносит. В какую сторону? Нет, не в правую, а в левую! В левую, значит, мы чувствуем, что через некоторое время исчезла куда-то Пасхальная радость, нет внутри молитвы, впечатления от пасхальной службы просто пропали, мы замечаем тяжесть в желудке от обильно, чрез меру съеденной пищи, мы становимся ленивы на молитву и псалмопение, скоры на празднословие и на объядение. Кто виноват? Мы сами, и живущий в нас грех, который мы не хотим выгонять из себя. А ведь разумное сочетание духовного с телесным в праздничное время очень похвально, и умеющие себя так держать обладают истинной духовной мудростью. Отцы говорили, что достоин похвалы не тот, кто воздерживается от некоторых родов пищи, а тот кто разумно принимает все роды пищи, и при этом совесть его ни в чем не укоряет. А преподобный Силуан Афонский говорил, что есть надо столько чтобы хотелось молиться после еды. Но мы, грешные, можем ли сказать такое о себе. И для нас в это праздничное время наступает сугубое время бдительности над собой. Одно мгновение и мы можем потерять то, что по каплям собирали. Враг диавол в это время особенно «рыкает» на христиан, видя их радующимися и ищет «кого поглотити». В это время особенно надо вооружаться сердечною молитвою ко Господу, к Богоматери, к святым, и зная свою немощь быть осторожными при праздновании. Богу радостно видеть наше усердие во внутреннем делании. Вы скажете, что это за делание такое? А состоит оно в следующем: все мы, стоя в церкви на Пасху, вместе с другими верными, с церковным хором славословили Бога, присутствуя в общей молитве к Богу, т.е. церковной молитве. Пели «Христос воскресе», « Воскресение Христово видевше» и другие пасхальные песнопения и радовались этой общей молитве. Бог же наш, как Благой и Любящий нас любовью неизреченною, хочет, чтобы мы Его Величеству отдавали честь не только в храме. Кроме радости общественной есть радость своя, свои мысли к Богу, свои слова к Нему, свои воздыхания перед Ним и наконец любовь к нему. Это свойство человека. Все мы разные, но все Божии, и каждый человек перед Богом подобен некоей жемчужине. Вот в такие праздничные дни и особенно необходимо изливать свои чувства к Богу, чувства благодарности, восхваления и любви к Нему. Эти внутренние чувства, даже пусть они длятся секунды или минуты, бывают приятнее Богу более произносимых нами часовых молитв, которые многим из нас сухи стали от каждодневного повторения. Когда слышишь, что Христос, сойдя во ад избавил содержавшиеся там души не думай, что это далеко от того, что совершается теперь. Пойми, что сердце гроб, что там погребены помыслы и ум, объятые тяжкой тьмой. Потому Господь приходит к душам, взывающим к Нему во аде, то есть приходит в глубину сердца, и там, повелевая смерти, говорит: «Отпусти заключенные души, взыскавшие Меня, ибо Я могу избавить их». Потом, отвалив лежащий на душе тяжелый камень, открывает гроб, воскрешает подлинно мертвую душу, освобождает ее, прежде заключенную в лишенной света темнице. Преподобный Макарий Великий
Новости православной жизниЗа последние несколько дней монахи и сотни прихожан монастыря преподобного Герасима Иорданского в Святой Земле стали свидетелями чуда. Как сообщили «Православию.Ru» паломники монастыря, в ночь с Великой пятницы на Великую субботу, после выноса Плащаницы, в храме преподобного Герасима Иорданского VI века на глазах у множества людей начало изливаться благоуханное миро. Необычайно большое количество мира стекало по всем иконам, фрескам, по стенам и куполу. Мироточение продолжается и по сей день.
Православие.Ru
Как и весь остальной мир, арабы Сирии, Иордании и Ливана встретили 15 апреля великий праздник Светлого Христова Воскресения. Колокольный звон слышался в старинных кварталах Дамаска, исхоженных стопами апостолов, в Сейднайе и Маалюле, где расположены одни из самых древних церквей планеты. До сих пор там совершаются службы на арамейском языке, на котором проповедовал в том числе и сам Христос, и его первые последователи. Наряду с греческим этот язык был в Передней Азии «международным» во времена земной жизни Спасителя.
В Ливане, половину населения которого составляют христиане, пасхальные празднества проходят с особым торжеством. Жители Бейрута, Триполи, Сайды, Тира, Захле не спали всю ночь. В Джунии, в 20 км от ливанской столицы, где на горе расположена статуя Девы Марии - Харисы /Заступницы/, крестный ход был особенно красочным. Ливанцы продвигались по горному склону к своей святыне со свечами и факелами в руках. Гора озарилась тысячами огней, христианские песнопения слились в единый гимн Воскресшему Христу - «Сыну Бога Живаго». Вместе с арабами Пасху Христову отметили россияне, проживающие постоянно или временно работающие в странах Ближнего Востока. Среди прихожан храма Святого Георгия Победоносца в бейрутском квартале Ашрафия немало представителей русской эмиграции первой волны и их потомков, которые осели в этом благодатном уголке Восточного Средиземноморья. В Дамаске, где находится представительство Русской Православной Церкви при Антиохийском Патриархате, пасхальная служба состоялась в храме Игнатия Богоносца. На следующий же день Израиль фактически объявил Ливану и Сирии войну, подвергнув эти страны бомбардировке. ИТАР-ТАСС / Православие.Ru Надежду на создание нового общества и нового государства, «которое будет отличаться от того, в котором мы жили», выразил Патриарх Сербской Православной Церкви Павел в своем пасхальном послании к верующим. По убеждению Патриарха, на этом пути недостаточно лишь реформ и законов, «поскольку только стремление к добродетели помогает вести борьбу со злом как в личной, так и в общественной жизни». Предстоятель Сербской Церкви подверг критике стереотипы современной культуры, согласно которым в культ возведены молодость, преуспевание, сила и красота. «Идеалом молодежи зачастую становятся те, которые быстро, порой криминальными и неморальными методами добиваются популярности, превращаются в носителей нового жизненного стиля и философии», - отметил Патриарх. По его мнению, это разновидность новой дискриминации. «Что тогда остается тем, кто нездоров, некрасив и небогат?», - задался вопросом Патриарх Павел. Он указал, что «зло становится популярнее добра». Патриарх Павел отметил, что христианство не лелеет надежд на создание на земле Царства Небесного, «но все мы своими усилиями в борьбе со злом и своим стремлением к добродетели можем воспрепятствовать превращению жизни на земле в ад, на который она слишком часто походила в последние 50 лет». ИТАР-ТАСС / Православие.Ru Афонские монахи подвергли критике Священный Синод Элладской Православной Церкви за приглашение Папы Римского посетить - впервые за последнюю тысячу лет - Грецию и призвали православных молиться за его отмену. Об этом говорится в распространенном 10 апреля заявлении, подписанном представителями всех 20 монастырей Святой горы Афон. По их мнению, цель визита Папы заключается в том, «чтобы продемонстрировать, что он является настоящим мировым лидером и приемлемым для всего мира церковным руководителем». В документе отмечается, что приезд Папы породит лишь проблемы и ничего не даст Греческой Православной Церкви, и, если ее представители примут участие в церемониях в честь Иоанна Павла Второго, то триумф Ватикана будет полным. «Разве можно столь легко простить обманы и ересь Ватикана в связи с крестовыми походами, которые разрушили Православный Восток, насильственный прозелитизм среди православных верующих, направленную против нас пропаганду папистов, проклятых униатов и резню наших сербских православных братьев?» - говорится, в частности, в заявлении. ИТАР-ТАСС / Православие.Ru |
|
Последнее обновление (26.09.09 21:38)