| |
Приходской листок церкви Покрова Пресвятой Богородицы | №2 Пятидесятница 2001 г. |
Дом Пресвятой Троицы
Часто святую Русь называют Домом Пречистой – и наименование это получило наше Отечество вполне заслуженно за великую и горячую любовь к Пресвятой Деве Богородице, которой в обилии были посвящены церкви и иноческие обители. Но за этой любовью к смиренной Мариам неизменно и непоколебимо пребывала в сердце русского человека вера и глубокое переживание коренной истины христианского Откровения – Троичности Единого Бога. В нераздельном единстве Божества и любви Отца, Сына и Святого Духа черпали наши предки образец для созидания и внутреннего душевного храма, и семейных отношений и строительства Русской Державы. Преподобный и богоносный отец наш Сергий, великий Игумен Радонежский Пресвятой Троицы посвятил и свою обитель и ее главный храм, в который и была написана всемирно известная рублевская «Троица», и сделал это совершенно неслучайно: с тем, чтобы «воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего»… И этим посвящением Руси преславному имени Пресвятой Троицы преподобный Сергий совершил чудо – Русь, погибающая в междоусобных рознях, изнемогающая от них более, чем от унизительного и развращающего душу народную татарского ига, потерявшая всякую государственность и самостоятельность, встала, поднялась буквально из пепла и небытия и явила всему свету великолепную мощь и красоту православной Державы, любимой друзьями и приводящей в трепет неприятелей. Свет Троицы озарил сердца русских людей и освятил, исполнил божественной силой и благодатью святую Церковь, возглавившую национальное возрождение, умудрил государственных мужей и весь народ сплавил в единый могучий цельный организм, способный на великие свершения.
Наше время, наша сегодняшняя история очень напоминает по сути и внутреннему смыслу происходящих событий «дела давно минувших дней»: снова вражда и рознь наполняют наши сердца, снова «почва уходит из под ног» - и не знают русские люди в чем найти опору, как удержать неудержимо скатывающееся в пропасть Отечество от конечного распада и гибели, которой давно ждут многочисленные враги России, которых всегда было больше искренних и бескорыстных друзей. Угасла в наших сердцах святая вера православная, ушла как стержень и основа повседневной и государственной жизни, - жадная и завистливая похоть, безверие, холод и мрак торжествует свою победу в нашем душевном доме, готовя великому русскому народу бесславное существование и конечную гибель… Да не будет! – от всего сердца воскликнем мы. Не исчезла в нас полностью вера и упрямая надежда на великую, еще не исполненную до конца миссию русского народа, народа глубоко православного, стоит на земле Российской Святая Лавра преподобного Сергия, духовного собирателя Руси, не иссякает поток богомольцев, безостановочным ручейком струящимся у его святых мощей и верим, что каждому русскому человеку, приходящему в этот земной дом Святой Троицы вливает преподобный отец вливает в душу и сердце свой великий духовный завет: да воззрением на Святую Троицу побеждалась в наших сердцах ненавистная рознь мира сего!
Новости православной жизни
Строительство нового приюта для девочек-наркоманок началось 22 мая в Свято-Никольском женском монастыре, расположенном в городе Малоярославце Калужской области.
Первый детский приют такой специализации открыт в монастыре в начале 1994 года при участии Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Количество воспитанниц, которые сами употребляли наркотики или родители которых были наркоманами, за последнее время значительно возросло.
Новый корпус, закладку которого освятил архиепископ Калужский и Боровский Климент при участии представителей государственной и местной власти, рассчитан на 60 человек. В нем предусмотрено все для проживания и учебы девочек, включая спальные и классные комнаты, компьютерный и лингафонный кабинеты, а также помещения для различных кружков. Наряду со многими жертвователями значительный вклад внесли Некоммерческий фонд поддержки ветеранов и патриотического воспитания молодежи «Связь поколений», а также Международный Фонд единства православных народов.
Сейчас в России насчитывается более десяти православных реабилитационных центров для людей, пожелавших избавиться от наркотической зависимости. В работе многих из них, совмещающих медицинскую и духовную помощь, задействованы и монастыри. Но подобный приют для девочек пока единственный.
* * *
От стен древнего Кремля по центральным улицам столицы до Славянской площади, к памятнику святых Кирилла и Мефодия прошел сегодня многолюдный крестный ход во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Крестный ход стал кульминацией сегодняшних торжеств в честь Дней славянской письменности и культуры в столице, начавшихся Божественной Литургией в Успенском соборе Кремля. В этом году торжества совпали с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня.
Обращаясь к собравшимся, Патриарх выразил горячие слова поддержки в адрес народа Сербии. «В дни торжества мы не вправе забывать о страданиях наших братьев», - сказал Патриарх. Он напомнил, что «до сих пор нет мира на Балканах, а Косовский край, переживший тяжелые испытания, остается очагом нестабильности и вражды; сотни тысяч сербов испытывают горькую участь беженцев, разрушены десятки православных храмов». Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что угроза войны распространяется из Косово на сопредельные государства, и сегодня уже страдает братский народ Македонии.
Только в спасительной вере - источник мужества и долготерпения славянских народов, считает Патриарх. «Исторический опыт научил нас простой истине: мы сильны, когда мы вместе», - подчеркнул предстоятель Русской Церкви.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
Наши праздники
Благословен еси, Христе Боже наш...
Вот заканчиваются святые дни: протекли 40 дней празднования Святой Пасхи, прошел праздник Вознесения Христова, и нам остается последнее утешение из этой цепи воспоминаний, неразрывно связанных с днем Светлого Христова Воскресения – день Святой Троицы, или Пятидесятница. Что же связано с этими, знаменательными для каждого христианина, днями? О чем они нам напоминают?
Богослужение Св. Пятидесятницы
Смысл и история праздника.
В течение 40 дней после Воскресения Христова апостолы праздновали Пасху: Господь был с ними явно, они видели Его, слушали Его, всем существом своим пребывали с Ним. Приняв дар понимать писания, они слышали от Него новые слова, новые наставления, которые остались бы непонятными для них до прославления Христа в Его Воскресении. Можно представить чувства учеников в эти великие дни, ибо что может быть лучше пребывания рядом с бессмертным Царем и Богом. Но вот в сороковой день , возведя апостолов на гору, подняв руки и благословив их, Христос вознесся от них к Своему Отцу. И ученикам только оставалось выполнить повеленное им: находиться в Иерусалиме всем вместе в молитве, пока не сойдет на них Святой Дух. При всех знаниях и дарованиях они еще на опыте не имели полного представления о Нем. Но вот в один день, это был пятидесятый день по Воскресении Христовом, как написано в книге «Деяний святых апостолов», вдруг раздался шум как бы урагана или сильного ветра. Огненный язык сошел с неба видимо для всех людей, находящихся рядом, и в помещении, где были собранны апостолы во главе с Богородицею, он разделился и вошел в каждого из них. Апостолы исполнились Духа Святого, сошедшего на них в виде этих огненных языков, и получили власть и разум учить народы, чудесно научившись говорить на разных языках. В этот же день от проповеди Петровой к вере Христовой обратилось сразу около 3000 человек. При этом сбылись ветхозаветные пророчества, слова Иоанна Крестителя о Христе, что Он есть крестящий огнем и Духом, и само обещание Господа о ниспослании Утешителя вместо Себя.
У древних евреев было несколько праздников в году, среди которых выделялись Пасха и Пятидесятница. Первый праздник был установлен в память избавления Израильтян от Ангела гнева, в наказание губившего первенцев людей и животных египетских, и в память избавления их от египетского рабства путем перехода по дну Красного моря. Христианская Пасха тоже означает избавление людей из рабства греховного и переход душ праведных из ада в рай. Второй праздник, т.е. Пятидесятница, был установлен в память дарования евреям Закона на Синайской горе через 50 дней после перехода через Красное море. И в пятидесятый день через просвещение учеников и сошествие Святого Духа в этот мир мы т получили духовный закон через апостолов, и образовалась Святая Христова Церковь, которая началась с Петровой проповеди и первых 3000 обратившихся.
Но основной смысл духовного празднования этого дня – это познание человеком существования Св. Троицы. Сначала люди знали о Боге, как об одном Лице, Которого они и Отцом своим называли. Когда пришло время, миру явилось второе Лицо Св. Троицы – Сын, Господь наш Иисус Христос. И вот в мир сходит Дух Святой. В этот день является миру как Триипостасное Существо, и становятся понятны слова Иисуса Христа: идите и научите народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа. Послушайте, что и Церковь поет во всеуслышание:
От Духа Твоего на плоть всякую, якоже рекл еси, богатно излиял еси, и исполнишася всяческая Твоего ведения Господи, яко из Отца Сын нетленно родился еси, и Дух нераздельный изыде.
Щедро излил Духа Твоего на всю плоть, как и предсказывал. И все, Господи, исполнились познания о Тебе, что от Отца Сын родился, но не плотью, и Дух исходит нераздельный.
Троицкая родительская суббота
Накануне праздника, в субботу, Св. Церковь установила совершать поминовение всех усопших православных христиан. Нужно отметить, что богослужение и само поминовение в этот день отличается от других родительских суббот. В году назначены всего лишь две особые субботы – ВСЕЛЕНСКИЕ , к которым относятся Мясопустная ( совершаемая перед Великим Постом ) и Троицкая. Эти дни специально отведены для поминовения ВСЕХ усопших православных христиан: сподобившихся христианского погребения, умерших внезапно от природных стихий, в путешествии без погребения и убогих, которые не имеют человека, молящегося о них. Поэтому, поминая своих родных и знакомых по нашим помянникам, не забудем о нашем долге – в этот день молиться прежде всего о всех от начала усопших православных христиан. Этому помогает нам и само богослужение, своими песнопениями наставляющее нас на такую молитву. Особенно же достоин внимания, читаемый на утрени, канон преподобного Феодора Студита, с выразительной и трогательной подробностью описывающий всех по-разному в мире поживших и разнообразно скончавшихся. Так Св. Церковь призывает нас совершать поминовение, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех усопших праотцов, отцов и братий наших, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово.
Троица и Духов день
Троица! Есть ли в России похожий на этот день? После несколько подзабытой пасхальной радости нам предстает «зеленая Троица». Все радостно в этот день: весь храм в зелени, люди приходят с березовыми веточками и цветами. От чего это? В древности Израильтяне, празднуя праздник Пятидесятницы, приносили в жертву Богу часть от новых плодов земли – начатки жатвы, и украшали все цветами и ветвями. В подражание им и мы это делаем, но для нас это символ расцвета и оживления наших душ благодатью Святого Духа. Поэтому и облачения у священно-церковнослужителей зеленого цвета – цвета Духа Животворящего, о котором и на службе поется: «Святым Духом всяка душа живится (т.е. оживляется, живет)». Церковь в сей день в песнопениях величает Святую Троицу и сошедшего Святого Духа. С этого дня всеми начинает читаться и петься молитва Св. Духу «Царю Небесный», не читавшаяся с дней Святой Пасхи. На середине храма на праздничном аналое лежит икона, на которой изображены три Ангела, сидящие за столом. Кто не знает «Св. Троицу» преп. Андрея Рублева? Умилительное изображение ветхозаветной истории о явлении Бога-Троицы в виде трех Ангелов праведному Аврааму. Все творение Божие: горы, деревья и сам Авраам, на иконе как бы преклоняются перед явившимся Господом.
Все праздничные песнопения и чтения этого дня посвящены величанию Св. Троицы и прославлению сошествия Святого Духа на апостолов, просвещения Им наших душ:
Приидите людие, Триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом.
Приидите людие, Божеству в Трех ипостасях поклонимся: Сыну во Отце, со Святым Духом.
Дух Святый свет и живот, и живый источник умный: Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный: обладаяй, очищаяй прегрешения: Бог и боготворяй, Огнь от Огня исходяй.
Дух Святой – свет, жизнь и невещественный источник живой воды, Дух премудрости, Дух разума; благой, истинный, бестелесный; имеющий власть (над всем), очищающий грехи. Он Бог и действует, как Бог. Он Огонь, от Огня исходящий.
Особенно обратим внимание на трудные для понимания, но очень важные в богослужении, песнопения, которые называются «тропарь» и «кондак» и представляют собой краткое изложение празднуемого события. Они несколько раз пропеваются и прочитываются в храме, но из-за своей древности и краткости оказываются непонятными для большинства. Для этого мы даем подробный перевод текстов, чтобы православные христиане сознательно и с большей радостью славили Бога.
Тропарь
Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Благословен Ты, Христе Боже наш, который простых рыболовов превратил в Своих Апостолов, которые стали мудрыми ловцами людей через проповедь. Ты послал им Духа Святого, и через них уловил Своим словом и привлек к Себе всю вселенную. Слава Тебе, Человеколюбче.
Кондак
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Когда Вышний, сошедши к людям, которые из гордости хотели построить Вавилонскую башню до небес, то Он смешал языки народов так, что они перестали понимать друг друга. Люди разделились и разошлись. А когда свел с неба огненные языки, разделившиеся над Апостолами, то этим Он призвал всех к единству веры. И теперь мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа.
В сам день праздника на литургии читается Евангелие, раскрывающее смысл празднуемого через пророческие слова Спасителя: «… если кто жаждет, то да придет ко Мне и пьет. Верующему в Меня реки живой воды от тела его потекут, как говорит Писание». Под «живой водой» Иисус Христос показывает Духа Святого, который должен был оживотворить всякую тварь и напоить всех жаждущих истины. И многие веровали в Него за эти слова, а слуги архиерея даже не исполнили приказания схватить его, говоря: «никогда еще ни один человек так не говорил». А происходило это все в «последний и великий день праздника» Пятидесятницы, который и мы празднуем. Вот так Господь и словами и временем проповеди представлял будущее. Но тогда «еще не был (в мире) Дух Святой, потому что Иисус не был прославлен», как слышим в читаемом Евангелии. Теперь же мы запечатлены благодатью Святого Духа при крещении, и, если исполняем усердно заповеди Божии, покрываемся этой благодатью. А святые Божии люди источают эту благодать из себя, от живущего уже в них Духа Божьего, как и написано: «.. реки живой воды от тела его потекут..».
Основной особенностью богослужения в этот день является совершение сразу после праздничной литургии чина вечерни с чтением на ней коленопреклоненных молитв. Совершение вечерни приближается по времени к времени сошествия Св. Духа, т.е. около полудня. На ней сразу после Великого прокимна «Кто Бог велий яко Бог наш, Ты еси Бог творяй чудеса», священник, возгласив: «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся», стоя на коленях в Царских вратах лицом к народу, читает молитвы. Все люди так же опускаются на колени. Всего молитв семь, но читаются они за три раза.
Сначала читаются две первые молитвы подряд. В первой молитве, к Богу Отцу, мы просим о помиловании и даровании нам прощения грехов и благодати Духа Святого ради имени Господа Иисуса Христа, о всяческой помощи и благословении дел наших. Во второй молитве, к Богу Отцу, мы молимся об ограждении нас в час вечерний от грехов и бесовского нападения.
Далее читаются подряд две молитвы. В третей молитве, к Господу Иисусу Христу, молимся о спасении и сохранении душ наших в мире этом от обмана дьявольского и соблазнения непостоянными красотами, об исполнении просьб наших и оставлении грехов. В четвертой молитве, к Господу Иисусу Христу, молимся так же о сохранении в вечернее и ночное время от греха и о даровании очищенного ума.
Затем читаются последние три молитвы. В пятой молитве, к Господу Иисусу Христу, мы восхваляем Его за все, сделанное Им для нашего спасения, и молимся об упокоении и прощении грехов всех ранее умерших православных христиан, об избавлении душ их от вечной муки и даровании покоя. В шестой молитве, к Господу Иисусу Христу, благодарим Бога за все блага в нашей жизни и за саму жизнь, и молим о прощении грехов, о добром ответе на Страшном Суде и о блаженном упокоении уже усопших сродников и нас самих, имеющих умереть и предстать Господу на суд. Седьмая молитва – вечерняя, в которой просим «исправить молитву нашу, как кадило», подать «этот вечер и предстоящую ночь мирными» и сохранить нас от всякого зла.
На следующий день, в понедельник, установлено особенно прославлять Св. Духа, так как в воскресенье вспоминается Троица не слитная Лицами и не раздельная естеством. В этот день не совершается всенощное бдение, но на литургии поются праздничные псалмы.
В честь великого праздника Пятидесятницы вся последующая неделя считается сплошной, т.е. поста в среду и пятницу нет.
Наши праведники
Малоярославецкий юродивый Емилиан
память 18 августа
«Не стоит град без праведника». Так и в нашем г. Малоярославце жили и освящали его своими молитвами святые Божии люди. В этом разделе нашего листка будет освещена жизнь Малоярославецких святых. Забытые нами, они не забыты у Бога. Они являются теплейшими за нас молитвенниками и наш долг рассказывать о их жизни другим, молиться им и почитать их. Об одном из них, совсем нами забытом, мы начинаем наш раздел.
Юродивый Емилиан Тихонович был из дворовых людей гг. Яниковых. Он с детства ходил в одной длинной рубашке, без шапки, босиком – зиму и лето. Говорил мало, только: «батя, мама! Мама! Паники, мама! Питики!» Ходил по торговцам и брал то товар, то деньги. Полученное раздавал бедным или разбрасывал по улице. Когда у кого что брал, у того в тот день была торговля хорошая, а кому: «кака, кокурску», - торговли не будет. Кому покажет намазанную сажей свою руку и ухнет, то будет пожар, а когда принесет дощечку и будет уныло бормотать, то будет покойник. Заходил в церковь и в алтарь, брал, ставил свечи, но видимо не молился. Проживал часто на почтовой станции и в семействе Анфисы и Марии Ивановых девиц Ширинских, а ночевал часто в помещении полицейских, все ночи всё что-то шептал и всегда до звона уходил к утрени в собор или какую-либо другую церковь или в монастырь. В детстве помещики Яковлевы заставляли Емилиана Тихоновича настойчиво караулить гусей и другую дичь, - добивались от него работы и наказывали его; он всё терпел, но не работал, как им хотелось. Один раз барыня Г. Яникова ударила его рукой, и тотчас же у ней отнялись руки и ноги, она долго лечилась, наконец, по совету верующих и молитвы Емилиана, попросила у него прощение, и опять руки и ноги у неё стали по-прежнему действовать. Он сказал Г. Яниковой: «мама, слава тебе Господи, мама, то-то и есть-то». Иногда он некоторых осенял крестным знамением. Собирал ружейные пули, пробовал на зубы , любил солдатские пуговицы так , что у проезжающего по шоссе полковника выпросил с фуражки кокарду. Во время большого пожара дом Натальи Васильевны , в котором пребывал юродивый, весь вокруг был охвачен пламенем, и она обошла с молитвою пожар: её дом остался цел и невредим.
Очевидцы рассказывали, что юродивый на первый день Пасхи ежегодно ходил за Спасскую слободу к трём могилам, в которых похоронены три девицы, и там пел и являлся там огонёк; часто ходил в «убогий дом», против мельницы, где похоронены воины, павшие во время нашествия Литвы, и там иногда ночевал. Во время этого большого пожара 1868 года, в 4 часа дня, сперва загорелась Мамотинская шелковая фабрика. Юродивый Емилиан из помещения из помещения полицейских служителей пошел прямо в сопротиволежащую почтовую станцию, т.е. в дом, и понес какой-то образ, затем все станционные постройки сгорели, а дом остался в целости; но юродивого никто больше нигде не видел, и , где он находился никому не известно; после пожара особо тщательно искали обгоревшие человеческие кости, но ничего не нашли, поэтому все стали думать, что юродивый сгорел; а некоторые передают, что его после пожара видели в Киево-Печерской Лавре, а иные в Лавре преп. Сергия Радонежского. У многих жителей Малоярославца имеются фотокарточки юродивого Емилиана., снятые калужским фотографом И. Гольдбергом. Снимки были моментальные, такая одна карточка была подарена женщине Анне Ивановне архимандритом Малояр. монастыря Гервасием.
Особые отношения складывались, а юродивого с преп. Антонием Оптинским, в бытность его настоятелем Малояр. св. Никольского монастыря: в 1840 году на освящении Преображенского предельного храма в присутствии Калужского архипастыря на торжественном обеде о. Игумен посадил юродивого рядом с собой и потом говорил сам: «два дурака рядом сидели».
Любитель церковных служб, пламенеющий в молитве, любитель досад, оскорблений, юродивый Емилиан по благодати очистил своё сердце и тщательно хранил свое духовное богатство, и держал благочестие внутри себя, даже видимо не молился в церкви. Он для Бога и в Боге жил, а для людей казался небрежным и странноватым. Тайный молитвенник за усопших, особенно за тех, о которых и помолиться некому он и после чуда с пожаром исчез, один Бог знает куда, не желая чтобы его заметили и почитали как праведника. После своего исчезновения он почти всеми был забыт, лишь малая горстка людей помнили и почитали его. Помнили и почитали те которые смотрели не на внешность, а на сердце человека. Не забудем и мы обращаться к нему в своих молитвах.
Новости нашего прихода
Совсем недавно в нашем приходе произошло радостное событие. Повенчались двое основных певчих нашего храма - Владимир и Димитрий. Благолепное соборное венчание, длившееся около полутора часов, совершили духовные отцы венчавшихся протоиерей о. Александр и два иерея о. Андрей и о.Геннадий - священники г. Малоярославца. Все присутствовавшие в храме с трепетом смотрели на церковное таинство, на красивых и белых, как «лебёдушек», невест и стройных, как «цветущий крин» женихов. Вечером, в день свадьбы, можно было видеть две радуги на небе, видимо, и Небеса радовались счастливому союзу двух пар.
* * *
Прошла неделя после Пасхи и в наш город, священником Саввасом Михаилидисом, была привезёна маленькая горящая лампадка. Но в отличии от других лампад возжигаемых нами, эта лампада была зажжена от источника невещественного, от Благодатного Огня, сходящего в Иерусалиме на Гробе Господнем. Ночью в монастыре был отслужен благодарственный молебен Спасителю, после чего люди как «светлячки» с огоньками в руках с радостью разошлись по своим домам. В нашем храме лампадка перед «Боголюбивой» тоже была возжена от Святого Огня.
* * *
В мае наш храм посетил гость из о. Кипра. Это грек, православный священник Саввас Михаилидис. Уже, будучи зрелым человеком, о. Саввас захотел стать священником. Он в молодости окончил Парижский Свято-Сергиевский богословский институт, долго работал учителем, затем принял священнический сан и несколько лет служил в женском монастыре на Кипре. Затем ему доверили духовно окормлять русский приход в г. Лимассоле - столице Кипра. О. Саввас очень любит русских, а также паломничества по русским святыням.
Духовный опыт
Сыне, дай мне твое сердце…
Большинство из нас – это недавно воцерковленные люди и многим приходится нести на себе свой крест, который Господь дал ему. Тут и тяжелое, в наше время, воспитание детей, неверующий супруг(а), финансовые проблемы семьи, кучи социальных и бытовых проблем. И многие из нас физически не могут посещать часто церковные богослужения, разве в воскресение и, иногда, вечером в будние дни (на двунадесятые праздники). Так и случается, в частности, и в нашем приходе на Кариже. От суетных житейских забот, попадая в храм, мы как бы досыта «напиваемся прохладной ключевой воды», отдыхаем душой и благодарим Бога, но понимаем, что завтра начнётся та же сумасшедшая и суетная мирская жизнь, и когда мы еще придём в храм и вкусим наслаждения от церковной службы? Мы стараемся, конечно, нести звание христианина и пытаемся соблюдать все, что предписывает нам церковь, начиная с постов, заканчивая таинствами, обрядами и традициями. Даже думаем, что это достаточно для спасения. Но верующий спасается не сколько внешними делами, сколько внутренними, его внутренними чувствами к Богу, его сердечными переживаниями о Боге, о ближнем. Если мы будем переполнены такими чувствами, то и в суете мирской мы будем чувствовать себя так, как будто есть только мы и наш Бог. И Господь, видя такую сердечную молитву к Нему, вменит нам это за действительное предстояние на службе, попасть на которую мы не смогли.
Любая добродетель дается нам от Бога, но по нашему усердию к получению её. Если этого усердия не будет, мы никогда ничего не получим, даже если будем назойливо просить об этом Бога. А усердие – это не что иное, как привлечение к делу своего сердца, или увлечение сердца этим делом, т.е. делать от всего сердца. Интересно, скажете вы, как это сердце может участвовать в исполнении какого-либо дела. А так разве вы не говорили: «Вот, мастерски, от всего сердца сделал, или вот он любит свою жену от всего сердца, или ну какое прекрасное или доброе сердце у этого человека. « Эти примеры могут просто объяснить усердие человека и привлечение всего своего старания к делу. Такое сердце человеческое нужно и Богу. Без усердия мы никогда качественно не сделаем порученное дело, без него мы не можем выполнить и дело нашего спасения. Мало восхищаться службами, жизнью святых, бороться с неверными за правость веры православной, чтить обычаи и традиции православных предков. Богу нужно наше сердце. «Сыне, дай мне твое сердце» – говорит Господь. Бог нас любит до ревности и как Создатель наш требует от нас ответной любви : «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Матф. Гл 22). Он хочет, чтобы сердце человека, а соответственно и ум его всегда были направлены к Нему. С таким сердцем, ненасыщаемо стремящимся к Нему, происходят таинственные вещи. Оно очищается Богом и приготавливается в жилище Ему. И человек становится храмом Бога, потому что в его сердце приходит Сам Бог Троица : «Приидем к нему и обитель у него сотворим» – говорит Господь. Каким же образом человек отдаёт Богу своё сердце? К одному старцу пришла девушка и исповедалась. Она была в предпоследнем классе лицея. И говорит «Отче, я полюбила парня и не могу его забыть.» Постоянно ум мой там, с Никосом. Как будто Никос здесь (и показала пальцем на лоб). Иду читать, Никос здесь. Иду есть, спать, ничего. Никос – здесь. Что мне делать, батюшка?» Тогда этот старец обратился к ней и сказал: «Чадо, ты ещё молодая. Потерпи, закончи школу, и потом Никос будет здесь. Сейчас прилежно занимайся уроками.» Прошла неделя, и снова она пришла и говорит: «Отче не могу сосредоточиться на уроках. Весь день, постоянно, ум и сердце с Никосом. Никос прилепился ко мне и не отлипает.» Тогда старец сказал окружающим: « Принуждала ли себя эта девушка прилепить ум свой к Никосу? – Нет. Это произошло непроизвольно, ненасильно, по любви.» Так и мы. Когда возлюбим Христа, тогда без всякого усилия или принуждения будем молиться к Нему. Но стяжать такое сердце по отношению к Богу не просто, т.к. мы буквально прилипли к своим земным попечениям, и это нам мешает сердечно устремиться к Нему. И отцы, опытно пройдя этот путь, говорили: «Отдай кровь, приими дух». Чтобы приучить своё сердце, необходимо советоваться с батюшкой и, под его руководством, не ленясь, устремлять сердце к Богу даже среди суеты мирской. Сердце очищается у нас, если мы с каждым днём имеем всё больше добрых помыслов о Боге, ближнем, об окружающем нас видимом мире. Что же мы видим в себе, если наше сердце и любит, если и увлекается и имеет чувства, но не к Богу, пытаемся привлечь к себе добрые мысли, но тщетно, как будто мы сроднились с ними. А ведь если по слову Господа: «От сердца исходят помышления благая же и злая», то по этому можно судить какое у нас сердце. Старец Паисий Святогорец говорил, что один добрый помысел стоит целого бдения на Афоне. Он же говорил, что если у человека плохие помыслы, то будь у него духовник сам Антоний Великий, он никогда не спасётся, с добрыми же помыслами он спасётся под руководством любого духовника. Если мы, ходим в церковь, молимся и не видим в себе плода (т.е. добрых помыслов и доброго устроения), то душа наша находится в опасности и нам нужно немедленно бить тревогу и спрашивать у батюшки, в чём дело. Если же видим в себе плоды, тогда в сердце наше придет, мало-помалу, мысленный рай веселящий нас благими помыслами и уже здесь на земле удостоверяющий, что смерть для нас будет днём нашего рождения в Царстве Небесном.
“Когда ты видишь, что какой-нибудь бродяга заушает твоего ребенка, ты негодуешь, сердишься, злобствуешь и яростнее зверя подскакиваешь к лицу ударившего; а когда видишь, как диавол каждодневно его заушает, как демоны приводят его к порокам, ты спишь, не негодуешь, не сердишься, не отнимаешь сына от самого ужасного зверя”.
“Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех”.
Иоанн Златоуст.
Нелегко христианину жить сегодня в миру, полном соблазнов, нехристианских обычаев. Трудности связаны еще с тем, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью - супругу и детей. Никогда ранее не было столь целенаправленного уродования неокрепших детских душ, как сегодня. Начиная с детского сада, душу малыша начинают просто топтать и наполнять нечистотами мира сего.
Как же помочь устоять этой крохе в мире? И я как мать, как смогу помочь моему малышу остаться человеком со светлым взглядом и верой в душе? Ведь оградить его полностью, изъять его из разлагающей среды я не в силах. Поэтому очень важно наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего детства.
В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жесткости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60, и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, есть надежда, что зерно посеянное в детстве даст свой плод, и воспринятое в детстве может снова очистить и спасти человека. От этого так важно держать ребенка ближе к Церкви. Любовь и Церковь - это то, что напитает его на всю жизнь, останется теплым воспоминанием в душе ребенка и впоследствии вернет его в родное гнездо, как “блудного сына”.
Любовь в лице Христа явилась в грешный, растленный мир, и любовь победила и возродила мир. И ею, только ею можем и мы обеспечить себе доступ к сердцу ребенка на всю нашу жизнь.
Все мы думаем, что любим наших детей. Это кажется естественным, это благодатный закон природы. Но апостол Павел глубоким анализом свойств любви обличает нас. “Любовь не раздражается ”, пишет апостол Павел. Проверим себя – так ли мы любим своих детей, чтобы никогда не раздражаться на них? “Любовь...не ищет своего”. А наши запросы на “личную жизнь”, ”личные интересы”, развлечения и т.п.?
Не будем же удивляться, что путь к сердцу ребенка не открыт для нас в полной мере. Признаем этот факт, и пока еще есть время, постараемся исправить наши упущения и овладеть сердцем своих детей. Для этого надо самих себя всецело отдать детям, сделаться не только их наставниками и воспитателями, но и ближайшими друзьями, сродниться с их интересами и запросами. Оставим все, что только может отвлекать и отдалять от детей.
По установленному для человечества Богом закону - мать должна принадлежать только семье и детям. Ничто не должно оторвать детей от матери. Отвлечение матери от семьи для заработка - это величайшее несчастье для детей, это семейное бедствие, нарушение целости и единства семьи. Чаще всего это доказательство недостаточной любви к детям, признак духовной болезни матери и ее маловерия.
Еще необходимым условием успеха воспитания детей является усиленная молитва о них родителей. Вспомним пример горячей молитвы Моники за своего сына- блаженного Августина. Последний в юношеские годы попал в дурную среду, стал вести порочную жизнь и присоединился к ереси манихеев.
Все, что могла, все сделала Моника для исправления сына. Она не только увещевала его, но одно время даже лишала его общения с собой, удалив из своего дома, не смотря на безграничную любовь к нему. Моника оплакивала своего сына, как мертвеца, и непрестанно молилась о его возвращении к истинной вере.
Обращение его случилось не скоро, но до этого Господь не оставил ее без утешения, и в одном сновидении она видела Ангела, предсказавшего ей будущее обращение сына. Не оставляя своих увещеваний, она просила одного епископа повлиять на сына.
Епископ, однако, отказался от этого, учитывая, очевидно, безнадежность такой попытки при том состоянии духа, в котором был тогда Августин. Он посоветовал Монике не уговаривать его более, а лишь усердно молиться о нем Богу. Вместе с тем, видя силу ее горя, он как бы предсказал ей: “Не может быть, чтобы погиб сын таких слез”.
Действительно, Августин был спасен этими горячими слезами и молитвами и стал впоследствии в ряды великих учителей Церкви. И, вспоминая значение в его жизни молитв матери, его часто называют “сыном слез”.
Будем же защищать, насколько сможем, Божьи цветы – чистые души наших детей от скверн мира и от носителей скверны и порока.