Странички храмов благочиния
Авторизация
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, архиепископа Калужского и Боровского
Бог Господь, и явися нам
Тропарь, глас 4:
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе.
|
“Бог во плоти явися, и Невместимый с человеки поживе” ( ). Ангелы возрадовались о спасении людей, воспевая песнь Богу: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”. Люди же в это время, ничего не подозревая, спали. И только несколько простых пастухов и мудрецов-волхвов совершали свой путь для поклонения явившемуся Спасителю.
В эту ночь совершилось великое чудо - чудо вочеловечения Бога. Свт. Иоанн Златоуст так об этом говорит: “В какое изумление пришли бы мы, если бы солнце сошло с неба, вращалось на земле и лучи свои распространяло ко всем людям! Действительно, все обитатели земли были бы поражены таким чудом; не более ли мы должны исполниться глубочайшим удивлением при совершившемся ныне гораздо важнейшем чуде, когда Солнце правды распространяет Свои лучи из нашей плоти и озаряет наши души”. Произошло величайшее событие в истории человечества: на земле в теле вмещается Безграничный, в младенческом виде не имеющий начала, вкушает материнское молоко Питатель всех и Податель благ. Но как случилось, что чудо это было сокрыто от людей и произошло как бы при стечении случайных обстоятельств? Но у Бога ничего случайного не бывает, а случается все по воле Его.
Вышло в ту пору повеление от римского императора Августа о переписи населения в его стране, в том числе и в Иудее. Кто к какому роду принадлежал, тот должен был записываться в своем родовом городе. Иосиф Обручник и Дева Мария пренадлежали к роду царя-пророка Давида, но жили в чужой стороне - в городе Назарете. И вот пришлось им идти в Вифлеем исполнять указ, а Мария в это время была чревоносящей, или, по-старинному говоря, непраздною. Придя в город, им, от скопления народа, не нашлось места ни в едином доме или гостинице, что пришлось искать приют в пустынном месте вне города. Найдя тихое место в вертепе (т.е. в пещере, где на ночь пастухи оставляли скот), они расположились на ночлег. Тут-то и произошло событие, которого люди ждали еще со времен праотца Адама - родился Спаситель мира, Господь Иисус Христос.
Настоящая ночь есть ночь примирения, поэтому никто да не гневается и не приченяет печали. В сию ночь, даровавшую мир целому миру, никто да не угрожает и не предается неистовству. Настоящая ночь есть ночь Кротчайшего, да не будет же в сию ночь огорчающего и жестокого. В сию ночь Смиренного никто да не гордится и не надмевается. |
Родился Христос, как видим, не в славе, как этого ждали иудеи, не в величии и почестях, о чем мечтает любой человек, а в тишине и безызвестности: среди пустыни, зимой, в обиталище животных. Самым Своим рождением Он начал проповедовать путь ко спасению. - “И каким образом совершает это?” - вопрошает свт. Григорий Палама, и тут же отвечает: “Тем, что Сам Себя несказанно умалил и сошел с высоты в человеческую худость, соединив Божество с человеческим естеством - и таким образом всем показал путь, ведущий на небеса, и этот путь - смирение. Самого Себя предлагает сейчас в пример людям и святым Ангелам”. Он родился, чтобы понести грехи наши на Себе и извести нас из плена дьявольского, греховного, но в то же время Он для нас и для нашей жизни показывает пример и образец для подражания. Он установил на Синае закон - Он его и выполнил, когда стал человеком; Он говорил о любви - Он ею исполнил мир в Своих делах. Церковь на Рождественском богослужении поет: “Христос рождается прежде падший возставити образ”, т.е. возобновить Свое творение, омыть его от скверны и подать ему руку помощи. И все это Он сделал через Свое рождение, жизнь и страдание. - “Ради этого, восседающий на Херувимах Бог, на земле как Младенец предлежит сегодня; Невидимый для шестикрылых Серафимов - ныне является земному зрению и предлежит плотским очам, став Плотью...” - восклицает святой Григорий.
Вот родился долгожданный Плод жены, который сокрушил главу дьявола (ср. Быт. 3: 16). Все же обстоятельства Его рождения были необычны и могли бы показаться случайным стечением обстоятельств. Но у Бога нет ничего случайного. Все, что произошло, было предсказано Им через св. пророков еще задолго до этого времени. Зная об этом и мудрецы-волхвы предприняли трудное и далекое путешествие за звездой, доверяя Божьему слову. Уверяя и нас в этом, Святая Церковь на праздничном богослужении произносит слова пророчеств во всеуслышание. Они читаются на Царских Часах (4 чтения) и на вечерне (8 чтений). Одно из них гласит:
Книга пророка Исаии (IX, 6-7)
Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его, велика совета Ангел. Чуден Советник, Бог крепокъ, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века: приведетъ бо мир на начальники, и здравие его. И велие начальство Его, и мира Его несть предела. На престол Давидов и на царство его, исправити е, и заступити е судьбою и правдою от ныне и до века. Ревность Господа Саваофа сотворит сия.
(Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.)
В этой паремии пророк Исайя восхваляет Отроча, рожденного Девой. Он как бы смотрит через даль веков в Вифлеемские ясли и радуется, что Сын Божий стал Сыном Человеческим. Как Бог Он Властитель, Князь мира. Однако, воплотившись, Он берет бремя начальствования не как властелин вселенной, а как искупитель грехов мира. Бремя грехов так тяжело, что поднять его может лишь Бог. Он, участник, Великого Совета Св.Троицы, будет Ангелом то есть посланником, посредником, вестником любви Отчей к роду человеческому. Вся Его жизнь чудесна, и для всех Он может быть советником, в чьих советах не будет запутанности и ошибки. Князем мира Он будет по любви, доказанной крестной жертвой. Особенностью Его любви будет свобода ответить на любовь любовью. Противящиеся Ему встретят в Нем не мстителя, а Судью. Отцом будущего века Он назван потому, что верным даст вечное блаженство с Ним. Власть Его, духовная теперь и всеобщая в будущем, распространяется на всех, хотят ли этого народы и каждый человек в отдельности или нет. В Царстве Его будет правда и мир, потому что Бог Отец хочет победы добра и конечного блага всему миру, обезображенному грехом и страданиями.
В навечерие праздника Рождества Христова это пророчество читается потому, что Церковь празднует исполнение его. Речь не о разорении врагов Иудейского царства времен Ахаза ( они были для Церкви прообразом врагов Христовых на все времена), но о победе Церкви Божией над всем миром, всеми врагами силой Христа, пришедшего в мир спасти всех верных. Если празднование Рождества Христова предваряется пророческим “с нами Бог”, то конец Его деятельности на земле завершается обещанием: “се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века”.
На праздничной утрени мы слышим другие слова:
Христос рождается, славите, Христос с небесе, срящите. Христос на земли, Христос с небесе, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися.
Это песнопение звучало в храмах в течении всего поста, как бы в предвосхищение праздника, и, конечно, воспевается в сам день Рождества. Пророки предвозвестили, Апостолы научили, Святые Отцы воспели песнь эту, научая нас истинному богопочитанию. А чтобы мы не остались в непонимании, преп Амвросии старец Оптинский обьясняет нам ее:
“Все мы поем ирмос сей, но думаю, что не все из простых [людей] хорошо понимают смысл оного. Для них то и желаю написать некое объяснение.
Прародителям нашим, изгнанным за преступление из рая, милосердый Господь обещал послать Избавителя, которого древние называли Мессиею и Христом. Избавителя Сего люди ожидали пять тысяч с половиною лет. И когда Он родился, Церковь торжественно побуждает всех прославлять Его: Христос рождается, славите. А что значит: Христос с небес, срящите? Христами, т.е. помазанниками Божиими древние называли царей первосвященников и пророков. Поэтому Церковь торжественно и объявляет, что родился не простой Христос, а Христос с небес, т.е. Бог и человек, как сказано в псалмах: Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне (Пс. 117, 27, 26). Христос на земли, возноситеся, т.е. торжествуйте внутренно и внешно. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися. Как прославился? Только что родился Христос, и тотчас вся воинства небесная в полунощи, в виду бдящих пастырей, прославляют Его: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. И восточные мудрецы, или волхвы, пришли из далеких стран на поклонение Родившемуся Христу, и принесли Ему дары - золото, ливан и смирну. Прославился Христос и несказанным смирением: родился в убогом вертепе, и в пеленах положен был в скотьих яслях, будучи Единородный Сын Божий и Бог всех.
Благословен Младенец, возвеселивший ныне Вифлеем! Благословенно Отроча, даровавшее ныне человечеству юность! Благословен Плод, склонившийся ныне к алчущим! Благословен Богатый, внезапно обогативший нашу нищету и восполнивший наши недостатки! Благословен Подвигнутый щедротами посетить нас немощных! |
Созерцая все это, св. Церковь воспевает: Странствия Владычня, и безсмертныя трапезы, во убозем вертепе высокими умы, вернии приидите насладимся, воплотившееся Слово неизреченно увидевше, Его же величаем. Творец видимого и невидимого мира на земле явился странником, не имея где главы приклонить, и за грехи рода человеческого принес Себя в жертву Богу и Отцу вольными страданиями и крестною смертью, и питает верных бессмертною трапезою в Таинстве св. Причащения. Все это мы должны созерцать мыслию умов наших возвышенною от всего земного; и тогда только достойно можем наслаждаться Таинствами веры и достойно встречать Христа и достойно прославлять Его. Еже буди всем нам получити неизреченным милосердием и всесильною помощью Родившегося Христа Господа. Аминь”.
Радостно встретив праздник пресветлого Рождества, постараемся свято провести и святые дни, т.е. Святки. А взяв за пример эти дни, положим начало исправлению и всей нашей жизни, чтобы не изгнать из сердца Христа, но прибывать с Ним постоянно.
Пастырское слово
Утешение для бедных
Тихая ночь, пещера, ясли, простые пастыри стад у яслей, в которых лежит Бог - Младенец повитый…Сколько здесь утешения и ободрения для бедных людей! Пастыри стад, посланные к яслям Ангелами, являются первыми поклонниками вочеловечившегося Господа. Люди бедные, призванные судьбою к смиренной доле в жизни! Празднуйте с особым весельем праздник Рождества Христова! Это день, когда мы получили свидетельство Божие, что на Небе есть память о нас, что там и нужды наши ведомы, и труды ценятся, и простая вера приемлется, как благоуханнейшая жертва Богу. Будете ли после этого пренебрегать вашей смиренной долей, вашим простым трудом, роптать на скудость и нужду, гневить Господа Бога мыслью будто вы у Него забыты? Смирение и приближает к вам Господа; нужда и терпение привлекает к вам особенную любовь и милосердие Его. Он знает и томительный труд царей, незнающих покоя в заботах о благе царств; тяжкая судьба вельмож, сподвижников царских, и охраняющих безопасность царства воинств Ему известна; не сокрыты от Него и труды искателей мудрости. О всех Он печется, всех любит и, кто больше трудится, тому помогает больше. Но в вас особенно любезна Ему ваша простая жизнь, ваш тихий труд, ваше благодушное терпение, ваше безыскусные молитвы, ваша вера, простая и горячая. Берегите эти сокровища: доколе они уцелеют в вас, Бог будет близок к вам и вы будете близки к Богу. О, как милостив Господь ко всем и как нетруден к Нему доступ каждому, как немного требует от приходящих к Нему! Не затем ли Он и воззвал к яслям, в которых возлежал, пастырей от стад, чтобы, ободряя беднейших и смиреннейших из людей, научить всех, что для приближения к Нему нужны не богатства и великолепные дары, не слава, не украшенный разнообразными познаниями ум. Он пришел взыскать и спасти погибшего человека, и всякий, у кого есть жаждущее веры и правды сердце, кто в раскаянии ищет исцеления своих греховных язв, кому нужен Утешитель, Учитель и Спаситель, может идти к Нему, и будет принят Им, найдет в Нем все, чего жаждет и ищет бессмертная душа. Это наш общий Господь, спаситель всех человеков! Поклонимся и припадем к Нему, в простоте веры и упования, поведаем Ему наши нужды и скорби. Он всех приемлет, Он слышит все молитвенные воздыхания верующих сердец!
Видимо окружали Его на улицах дети, невидимо со страхом предстояли Ему Ангелы. Среди детей Он был улыбающимся младенцем и устрашал Ангелов, как Повелитель. В сей день Господь наш поменял славу Свою на унижение, как смиренный. Потому что Адам, совратившись, поменял истину на ложь, то Благой, умилосердившись, оправдал и восставил совратившихся. Да оставит теперь всякий леность свою, потому что Божественное величие не обременилось ради нас пребыть девять месяцев во чреве и тридцать лет быть в Содоме среди неистовых. В сей праздничный день да увенчает каждый двери сердца своего. Дух Святой ждет у дверей сердца, чтобы войти, вселиться и освятить его. Смотри, Он обходит все двери, ища Себе входа. |
Печатается по “Радость христианина при чтении Библии как Слова Божия”, 1898г.
В гостях у святителя Николая
Знаменательным событием в жизни нашего прихода было паломничество настоятеля нашего храма о. Андрея в Италию в г. Бари, где находятся св. мощи свят. Николая Мир Ликийских, чудотворца. По приезде из паломничества настоятель поблагодарил Бога и свят. Николая за великую милость оказанную ему, отслужив благодарственный молебен с акафистом Святителю. После молебна все желающие смогли услышать от настоятеля подробности поездки, увидеть фотографии праздничного богослужения, и в завершение каждый присутствующий был помазан миром (манной), исходящим от мощей Святителя и получил памятную святыньку - подарок от Святителя Николая, привезенную из святого места.
Колокола
На пожертвования наших прихожан, на праздничной рождественской ярмарке, проходившей в Москве, были куплены два небольших колокола весом 5 и 8 кг. 30 декабря они были освящены настоятелем и уже 2 января повешены на колокольне храма. На Христово Рождество среди звона покровских колоколов мы услышим и голоса этих маленьких “иерихонских труб”, пожертвованных Вами, дорогие наши прихожане.
Ныне, храни заповедь отца твоего...
Семья христианина – отец, мать и дети - это образ Святой Троицы на земле.
И как Святая Троица – одно целое, так и спаянная любовью христианская семья должна в духе и любви быть одним целым. В единстве семьи – тайна Святой Троицы, Ее “неслиянности и нераздельности”. Истинно любящий живет не собою и не для себя, а теми и для тех, кого любит: его чувства и мысли посвящены только жизни любимых.
Любовь сильнее смерти, и ничто не может преодолеть или победить любовь.
Так, в истинно христианской, любящей семье отец живет не собою, но женою и детьми, жена – мужем и детьми, а дети душею неотделимы от любимых родителей. Апостол Павел так говорит об этом: “Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.” (Кол. гл III, 18-21)
Горячо любящий ребенок вырастет таким же лишь в атмосфере взаимной любви. Радость и душевный мир ему обеспечен, если эти чувства господствуют в его семье. В нем не зародится никаких сомнений, если сильна вера родителей. Отзывчивым и чутким к чужому страданию сформируется сердце ребенка, если он будет постоянным свидетелем, а с летами – и участником дел милосердия его родителей, широкой благотворительности, щедрой милостыни, деятельного служения и сострадания ко всем несчастным.
Дети воспитанные в таком духе, обычно с большой радостью и охотой помогают родителям в подобном служении ближним, внося туда свою лепту. Вспомним, с каким усердием приглашал семилетний отрок Варфоломей (будущий преподобный Сергий) старца-инока в дом своих родителей, зная их любовь к странноприимству. Точно так же усердными помощниками показали себя дети, о которых так повествует странник – автор “Откровенных рассказов”: “Я услышал за собой крик:
– Нищенкой, нищенкой, постой. – Это кричали и бежали ко мне виденные мною малютки – мальчик и девочка. Я остановился, а они, подбежав, схватили меня за руку.
– Пойдем к маменьке, она нищих любит.
– Я не нищий, - говорю им, - а прохожий человек.
– А как же у тебя мешок? Нет… пойдем непременно, маменька даст тебе денег на дорогу”.
О качествах истинных родителей, а особенно – матери, говорит преподобный Серафим : “Чадолюбивая мать не в свое угождение живет.Немощи немощных чад сносит с любовью; в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, мирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промывает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтобы никогда не слышать ей малейшего их вопля”.
Воспитание детей – это крест. Говорят: яблочко от яблоньки недалеко падает, и это в основном так и бывает. Христианами не раждаются, а становятся, и становление это происходит в соответствующем окружении. Дети смогут навыкнуть благоговению и молитве только, если они находятся в атмосфере благочестия. Молитва, покаяние и благоговение зарождаются от видимых примеров, являемых, в первую очередь, родителями. Вот маленький пример, как воспитывали маленького мальчика Ганю – будущего схиархимандрита и старца преп. Гавриила Седмиезерского: “Дети видели только разумную ласку, не знали грубых наказаний. Единственным способом вразумления детей, кроме слова, их матушка избрала “жалобу” к Богу:
– ..вот ты все шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу…Ты своими шалостями грехи наращиваешь, потом сам с ними не сладишь.
А молодость берет свое: как ни удерживаюсь – опять нашалю….Тут матушка, бывало, встанет на колени пред образами и начнет вслух жаловаться на меня Богу… а я стою возле – притихну, слушаю ее жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жалко.
– Матушка, а матушка!… я больше не буду...-шепчу ей несмело. А она все просит Бога обо мне. И опять обещаю не шалить, да и сам уже начну молиться рядом с матушкой”.
Сердце детское чутко и отзывчиво, и, когда мы все свое сердце ради Господа и Его заповедей отдадим детям, они отдадут нам свое. Еще в Ветхом Завете Бог требовал от человека всего первородного – посвящения Ему первенцев и приношение Ему всех начатков (Лев.2, 12;Исх.13,2)
Святой Иероним так пишет к вдове Лидии: “Радость матери – христианки должна состоять в том, чтобы научить свое дитя произносить имя Иисуса в то время, когда голос его слаб и язык его еще нем. Помни, что начатки всего исключительно должны принадлежать Господу; поэтому первая мысль, первые слова дитяти должны быть освещены благочестием. И как первые слова в лексиконе ребенка - “мама” и “папа”, так и первая молитва должна быть “Богородица” и “Отче наш”.
В первые века христианства молитва в семье была общей и на нее собирались все члены семьи вместе с домашними слугами. Обычно при этом молитву читал хозяин дома, а все присутствующие тихо за ним повторяли. Нам следует подражать этому обычаю, и вечернее, а если то возможно, то и утреннее правило сделать общими для всех членов семьи.
В привычку ребенка с раннего возраста должно войти подходить к родителям перед уходом в школу, или вообще из дома и перед отходом ко сну, спросьбой перекрестить их. Крестное знамение родителей, совершаемое с верой и благоговением, имеет для ребенка великую сохранительную силу (так же, как, впрочем, и крестное знамение детей для родителей).
История Церкви дает примеры высокой духовной зрелости уже в раннем возрасте. Кто знает, какой путь назначен Богом нашему ребенку?.. Не будем мешать ему придти ко Господу как можно раньше, чтобы его сердце с самого раннего возраста было открыто для Господа, Который говорит нам: “Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною” (Откр. 3, 20).
Сделаем же все для нас возможное, чтобы дети наши росли в среде духовных людей. И пусть двери дома нашего будут широко открыты для богомольцев, чтобы дети могли познакомиться и со всеми видами духовной красоты и узнать все разнообразие подвигов и крестов носимых Христа ради.
Семейное чтение
Иван Шмелев
Лето Господне.
Рождество.
Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же... Не поймешь чего - подскажет сердце.
Как будто я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь он - редко, выпадет - и стаял. А у нас, повалит, - свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит. На улицах - сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях - вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит - и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай - увязнешь. Тихо у нас зимой и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз, визжат полозья. Зато весной, услышишь первые колеса... - вот радость!..
Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней подвозят, - скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судачка, наважку; победней - селедку, сомовину, леща... У нас, в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество - свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, - мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, - разводы розовые видно, снежком запорошило.
А мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы - к Рождеству. Обоз? Ну будто поезд... только не вагоны, а сани, по снежку, широкие, из дальних мест. Гусем, друг за дружкой, тянут. Лошади степные, на продажу. А мужики здоровые, тамбовцы, с Волги, из-под Самары. Везут свинину, поросят, гусей, индюшек, - “пылкого морозу”. Рябчик идет, сибирский, тетерев-глухарь... Знаешь - рябчик? Пестренький такой, рябой... - ну, рябчик! С голубя, пожалуй, будет. Называется - дичь, лесная птица. Питается рябиной, клюквой, можжевелкой. А на вкус, брат!.. Здесь редко видишь, а у нас - обозами тянули. Все распродадут, и сани, и лошадей, закупят красного товару, ситцу, - и домой, чугункой. Чугунка? А железная дорога. Выгодней в Москву обозом: свой овес-то, и лошади к продаже, своих заводов, с косяков степных.
Перед Рождеством, на Конной площади, в Москве, - там лошадями торговали, - стон стоит. А площадь эта... - как бы тебе сказать?.. - да попросторней будет, чем... знаешь, Эйфелева-то башня где? И вся - в санях. Тысячи саней, рядами. Мороженые свиньи - как дрова лежат на версту. Завалит снегом, а из-под снега рыла да зады. А то чаны, огромные, да... с комнату, пожалуй! А это солонина. И такой мороз, что и рассол-то замерзает... - розовый ледок на солонине. Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, - наплевать! Нищий подберет. Эту свиную “крошку” охапками бросали нищим: на, разговейся! Перед свининой - поросячий ряд, на версту. А там - гусиный, куриный, утка, глухари-тетерьки, рябчик... Прямо из саней торговля. И без весов, поштучно больше. Широка Россия, - без весов, на глаз. Бывало, фабричные впрягутся в розвальни, - большие сани, - везут-смеются. Горой навалят: поросят, свинины, солонины, баранины... Богато жили.
Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: “Эй, сла-а-дкий сбитень! калачики горя-чи!..” В самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем душисто, сладко. Стакан - копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, - пальцы жжет. На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар - клубами, как из паровоза. Калачик - льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо - в дыму - лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь - хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а... тепло!..
В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну... будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь - звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон - другая... Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь - резанет, ожжет морозом. А звезды..! На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, - древний звон, степенный, с глухотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... - гул и гул.
Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, - мороз и не щиплет. Выйдешь - певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, - так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице - сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух... - синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы - белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, - плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый... - и почему-то видится кроватка, звезды.
Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови Свет Разума...
И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный... был всегда. И будет.
На уголке лавчонка, без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмется. За мерзлым стеклышком - знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет. Осыпан блеском. Я его держал недавно, трогал пальцем. Бумажный Ангел. Ну, карточка... осыпан блеском, снежком как будто. Бедный, мерзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет.
Идешь из церкви. Все - другое. Снег - святой. И звезды - святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год - над этим садом, низко. Она голубоватая, Святая. Бывало, думал: “Если к ней идти - придешь туда. Вот, прийти бы... и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он - в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне... Только не дойдешь, мороз, замерзнешь!” Смотришь, смотришь - и думаешь: “Волсви же со звездою путеше-эствуют!..”
Волсви?.. Значит - мудрецы, волхвы. А, маленький, я думал - волки. Тебе смешно? Да, добрые такие волки, - думал. Звезда ведет их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже и волки рады. Правда, хорошо ведь? Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведет их. Вот и привела. Ты видишь, Ивушка? А ты зажмурься... Видишь - кормушка, с сеном, светлый-светлый мальчик, ручкой манит?.. Да, и волков... всех манит. Как я хотел увидеть!.. Овцы там, коровы, голуби взлетают по стропилам... и пастухи, склонились... и цари, волхвы... И вот, подходят волки. Их у нас в России много!.. Смотрят, а войти боятся. Почему боятся? А стыдно им... злые такие были. Ты спрашиваешь - впустят? Ну, конечно, впустят. Скажут: ну, и вы входите, нынче Рождество! И звезды... все звезды там, у входа, толпятся, светят... Кто, волки? Ну, конечно, рады.
Бывало, гляжу и думаю: прощай, до будущего Рождества! Ресницы смерзлись, а от звезды все стрелки, стрелки...
Зайдешь к Бушую. Это у нас была собака, лохматая, большая, в конуре жила. Сено там у ней, тепло ей. Хочется сказать Бушую, что Рождество, что даже волки добрые теперь и ходят со звездой... Крикнешь в конуру - “Бушуйка!”. Цепью загремит, проснется, фыркнет, посунет мордой, добрый, мягкий. Полижет руку, будто скажет: да, Рождество. И - на душе тепло, от счастья.
Мечтаешь: Святки, елка, в театр поедем... Народу сколько завтра будет! Плотник Семен кирпичиков мне принесет и чурбачков, чудесно они пахнут елкой!.. Придет и моя кормилка Настя, сунет апельсинчик и будет целовать и плакать, скажет - “выкормочек мой... растешь”... Подбитый Барин придет еще, такой смешной. Ему дадут стаканчик водки. Будет махать бумажкой, так смешно. С длинными усами, в красном картузе, а под глазами “фонари”. И будет говорить стихи.
Я помню:
И пусть ничто-с за этот Праздник
Не омрачает торжества!
Поднес почтительно-с проказник
В сей день Христова Рождества!
В кухне на полу рогожи, пылает печь. Теплится лампадка. На лавке, в окоренке оттаивает поросенок, весь в морщинках, индюшка серебрится от морозца. И непременно загляну за печку, где плита: стоит?.. Только под Рождество бывает. Огромная, во всю плиту, – свинья! Ноги у ней подрублены, стоит на четырех култышках, рылом в кухню. Только сейчас втащили, – блестит морозцем, уши не обвисли. Мне радостно и жутко: в глазах намерзло, сквозь беловатые ресницы смотрит... Кучер говорил: “Ведено их есть на Рождество, за наказание! Не давала спать Младенцу, все хрюкала. Потому и называется - свинья! Он ее хотел погладить, а она, свинья, щетинкой Ему ручку уколола!” Смотрю я долго. В черном рыле – оскаленные зубки, “пятак”, как плошка. А вдруг соскочит и загрызет?.. Как-то она загромыхала ночью, напугала.
И в доме - Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка, еще пустая, - другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонек лампадки, - звездочки, в лесу как будто... А завтра!..
А вот и завтра. Такой мороз, что все дымится. На стеклах наросло буграми. Солнце над Барминихиным двором – в дыму, висит пунцовым шаром. Будто и оно дымится. От него столбы в зеленом небе. Водовоз подъехал в скрипе. Бочка вся в хрустале и треске. И она дымится, и лошадь, вся седая. Вот мороз!..
Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить... Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Впереди Зола, тощий, кривой сапожник, очень злой, выщипывает за вихры мальчишек. Но сегодня добрый. Всегда он водит “славить”. Мишка Драп несет Звезду на палке - картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, - свечка там. Мальчишки шмыгают носами, пахнут снегом.
“Волхи же со Звездою питушествуют!” - весело говорит Зола.
Волхов приючайте,
Святое стречайте,
Пришло Рождество,
Начинаем торжество!
С нами Звезда идет,
Молитву поет...
Он взмахивает черным пальцем и начинают хором:
- Рождество Твое. Христе Боже наш...
Совсем не похоже на Звезду, но все равно. Мишка Драп машет домиком, показывает, как Звезда кланяется Солнцу Правды. Васька, мой друг, сапожник, несет огромную розу из бумаги и все на нее смотрит. Мальчишка портного Плешкин в золотой короне, с картонным мечом серебряным.
- Это у нас будет царь Кастинкин, который царю Ироду голову отсекает! - говорит Зола. - Сейчас будет святое приставление! - Он схватывает Драпа за голову и устанавливает, как стул. - А кузнечонок у нас царь Ирод будет!
Зола схватывает вымазанного сажей кузнечонка и ставит на другую сторону. Под губой кузнечонка привешен красный язык из кожи, на голове зеленый колпак со звездами.
Подымай меч выше! - кричит Зола. - А ты, Степка, зубы оскаль страшней! Это я от бабушки еще знаю, от старины! Плешкин взмахивает мечом. Кузнечонок страшно ворочает глазами и скалит зубы. И все начинают хором:
Приходили волхи,
Приносили болхи,
Приходили волхари,
Приносили болхари,
Ирод ты Ирод,
Чего ты родился,
Чего не крестился,
Я царь - Кастинкин,
Маладенца люблю,
Тебе голову срублю!
Плешкин хватает черного Ирода за горло, ударяет мечом по шее, и Ирод падает, как мешок. Драп машет над ним домиком. Васька подает царю Кастинкину розу. Зола говорит скороговоркой:
- Издох царь Ирод поганой смертью, а мы Христа славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут - не бросим!
Им дают желтый бумажный рублик и по пирогу с ливером, а Золе подносят и зеленый стаканчик водки. Он утирается седой бородкой и обещает зайти вечерком спеть про Ирода “подлинней”, но никогда почему-то не приходит.
Позванивает в парадном колокольчик, и будет звонить до ночи.Приходит много людей поздравить. Перед иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди. И вздрагивает все на елке, до серебряной звездочки наверху.
Приходят-уходят люди с красными лицами, в белых воротничках, пьют у стола и крякают.
Гремят трубы в сенях. Сени деревянные, промерзшие. Такой там грохот, словно разбивают стекла. Это - “последние люди”, музыканты, пришли поздравить.
- Береги шубы! - кричат в передней.
Впереди выступает длинный, с красным шарфом на шее. Он с громадной медной трубой, и так в нее дует, что делается страшно, как бы не выскочили и не разбились его глаза. За ним толстенький, маленький, с огромным прорванным барабаном. Он так колотит в него култышкой, словно хочет его разбить. Все затыкают уши, но музыканты все играют и играют.
Вот уже и проходит день. Вот уже и елка горит - и догорает. В черные окна блестит мороз. Я дремлю. Где-то гармоника играет, топотанье... - должно быть, в кухне.
В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замерзших окнах. За ними - звезды. Светит большая звезда над Барминихиным садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года.
Я сорвал с календаря
Лист шестого января.
А под ним два слова:
«Рождество Христово»!
Что же делать?
Как же быть?
Начались сомненья:
Что мне Богу подарить
В день Его рожденья?
Книгу? Карандаш? Конфету?
Может быть, коробку эту?
Мишку? Саблю? Или пушку —
Мою лучшую игрушку?
Отложил я карандаш:
Разве Богу что-то дашь?
Ну, чего у Бога нету?
И зачем Ему — конфету?!
Полистал альбом для марок —
Это тоже не подарок!
Бросил в ящик саблю, пушку —
Мою лучшую игрушку...
Целый день прошел в возне.
И уже почти во сне
Я шепнул до самых слез:
«С днем рождения, Христос!»
Того, Кто вечно был и есть
Рождает миру Дева днесь.
И непреступному Ему,
Непостижимому Уму –
Земля уже нашла приют.
И в небе Ангелы поют,
И постухи спешат с холма.
А пред звездой теснится тьма,
А за звездой идут волхвы.
И в эту ночь познали мы,
Как ради нас родиться смог
Младенец, Он же - Вечный Бог.
Почерпите воду с веселием от источников спасения
Сразу после завершения Рождественских Святок Православная Церковь Христова празднует великий и горячо почитаемый день Крещения, или Богоявления. В этот день в праздничном тропаре поется: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение...” Почему же Богоявление (явление Бога) вспоминается не в день Рождества, когда Он сошел в мир, и не в день Св. Троицы? При крещении Господнем, перед Его проповедью, Бог явился в Троической полноте Откровения Иоанну Крестителю, который и говорил затем народу, что Иисус есть Мессия и Спаситель мира. До этого времени Господь наш Иисус жил в послушании до тридцати лет, никому не известный и скрытый до времени. Но, когда пришло время, людям было явлено Его Божество, но в прикрытом виде. После же прославления Христа (Его распятия и воскресения), Божество было явно открыто через сошествие Святого Духа и проповедь Апостолов.
Праздник св. Богоявления для восточных Церквей даже более древний, чем Рождество. И чин освящения воды в этот день так же имеет древнейшее основание. Это освящение (называемое великим, в отличии от обычного -малого) совершается дважды: в день навечерия и в сам праздник. Эту воду называют “агиасмой”, что по-гречески означает - “святыней”. В русском народе сложилось поверье, что эти два освящения различны: 18 января святится вода “богоявленская”, а 19 января - вода “крещенская”. Их хранят в разных местах и приписывают разные свойства. Но это, конечно же, не так. Вода здесь одна - “святая агиасма”, а два освящения совершаются вот по какой причине. Издревле на праздник Крещения Господня совершалось крещение людей, так как к этому таинству готовились долго и серьезно, и частых крестин не было и в помине. Поэтому накануне праздника - в сочельник - совершалось всеобщее освящение воды в храмах, чтобы в праздничную ночь совершить таинство крещения над новыми христианами. В сам же день Богоявления вся Церковь выходила на реки, озера, водоемы в воспоминание евангельских события, совершившегося на Иордане в то время. В это время происходит овящение всех вод в мире. Об этом и Церковный Устав (Типикон) замечает: “На сей праздник, в полночь, все, почерпнув воды, относят ее домой и хранят в течение года, потому что сегодня освящаются воды. И явственное знамение бывает: долгое время сохраняется не растленным естество вод этих - целый год, а часто и два, и три, теперь черпаемая вода неиспорченной и свежей остается, и в течение такого времени не отличается от свежей ключевой воды”. Откуда же такие чудесные свойства святой воды? Это объясняет свт. Григорий Палама, говоря о святой воде применительно к таинству крещения в слове в Навечерие Богоявления: “Вода имеет в себе очистительное свойство, но не в отношении душ, и для погружаемого в нее она обладает свойством смыть загрязнения, но не скверны, произошедшие на основании греха; посему, чтобы даровать ей такие свойства, в нее погружается ради нас крещаемый Врач душ и Отец духов, поднимающий грех мира Христос, Крещение Которого мы и предпразднуем сегодня. Потому что вместе с Собою Он внедрил в воду благодать Пресвятого Духа, которую привлек свыше”. Отношение к святой воде должно быть благоговейным, потому что святость этой воды мы сами испрашивали у Бога во время водоосвящения. И, если после этого мы ни во что вменяем дар Божий, то от нас неблагодарных отнимается благодать, а бывает случается и еще страшнее. Блаженный афонский старец Паисий описывал случай: “Была одна женщина - Бог ее простит, она уже умерла, - так она стала бесноватой, потому что вылила в раковину святую воду. У нее в бутылочке оставалось немножко святой воды. “А, - сказала она, - эта святая вода не свежая, надо ее вылить, да и пузырек мне нужен”. Вылила она святую воду, еще и помыла бутылочку, потому что внутри были остатки базилика, а потом начала бесноваться. Ушла благодать, потому что благодать не может пребывать в человеке неблагоговейном”. Поэтому нужно иметь благоговение к любой святыне. И это не потому, что Бог оскверняется этой нечистотой, а потому, что в наши сердца входит неблагоговейность, отходит благодать Божья и мы приходим постепенно в духовное расстройство.
“Глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа”, - поет Святая Церковь в день праздника. Об этом возвещают и древние Пророки в своих писаниях, читаемых на службе. Богослужения в эти дни очень схожи со службами рождества Христова: тоже есть навечерие (или сочельник), в который соблюдается строгий пост и пища не вкушается до захода солнца - “до первой звезды”, здесь же читаются Царские или Великие Часы, а на вечерни звучат слова ветхозаветных Пророков, предвозвещавших нами празднуемые события за сотни и тысячи лет до них. Чтения из Пророков называются “паремиями”, и на праздник читается 13 пророчеств. Вот, два из них:
Книга пророка Исаии (XII, 3-6)
Тако глаголет Господь: почерпите воду с веселием от источников спасения. И речеши в день он: исповедайтеся Господеви, и призовите имя Его.вознесите во языцех имя Его. Пойте имя Господне, яко высокая сотвори. Возвестите сия по всей земли, радуйтеся и веселитеся живущии в Сионе: яко вознесеся Святый израилев посреде его.
(И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.)
Здесь словами пророка Исаии призываются все на источники веселия, чтобы почерпнуть “воду спасения”. Эта вода - благодать Св. Духа, утоляющая жажду истины. Она укрепляет волю на борьбу с искушениями, освещает, утешает, низводит душам мир Христов. Призывая радоваться, пророк указывает на главную причину радости - присутствие Божие среди верных Ему. Общение с Богом всей Церкви и каждого человека хранит его от всех врагов и душу украшает доступной полнотой блаженства.
Эта паремия имеет отношение к освящению воды в день Навечерия Богоявления. вода, освященная в этот праздник, становится проводником Св.Духа - “Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия” (из стихиры праздника)
Издревле так же этот праздник называется днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть свет и явился просветить “седящих во тьме и сени смертной”. Поэтому нам надо в день сей просветиться духовно и вспомнить слова Апостола Павла: “елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” (кто в Христа крестился - в Христа облекся)(Гал. 3, 27) и облечься в ризу правды и добродетели, чтобы не осталось в нас ничего нечистого.
Церковные обычаи
О святках
12 дней после Рождества Христова называются Святками, то есть святыми днями, потому что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Святки - праздник христианский, но к нему примешалось немало языческого. У славян с давних пор существовал обычай - во время Святок - рядиться, надевать личины, производить гадания, устраивать катания и пляски, возжигать огни и так далее... Но Святки - это святые дни по преимуществу, а потому все несоответствующее святости должно быть искоренено. Уже Тертулиан вооружался против ношения личин, блаж. Августин осуждал ряжение… “Кормчая” ( по списку XIII в.) запрещают комические маски и козлогласование, говоря, что святые отцы “не повелевают мужем облачаться в женские ризы, ни женам в мужские…” Что же касается гаданий, то и к ним наша Церковь издавна строго относилась и грозно запрещала их в среде христиан… Бог, по Своему мудрому Промыслу, сокрыл от нас будущее, значит, кто дерзновенно пытается открыть завесу будущего, тот хочет как бы идти против Бога… Истинному христианину всегда должно твердо помнить, что только в надежде на Бога, в глубокой преданности и покорности Его святой воле - наше упование, наша сила и наше счастье и что гадания отдаляют от нас милосердие и помощь Божию, а занятия гаданием в святые дни, установленные в прославление родившегося Спасителя, есть осквернение святости этих дней, достойное кары Божией. Нарушается святость этих дней и всякого рода другими неприличными для христиан шумными и разгульными забавами и развлечениями, которые приурочиваются у нас к Святкам… Но нужно твердо помнить, что “где нега и роскошь, - как учит св. Иоанн Златоуст, - где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шаткое, непостоянное. Слушайте это вы, которые любите смотреть на пляшущих и тем растлеваете свое сердце”… Не разгул и шумное мирское веселье делает праздник Христов радостным и приятным для нас, а утешающее душу, услаждающее и веселящее сердце благодать Божия, даруемая свыше лишь тем, которые удаляют себя от всего того, чем оскорбляется любовь Божия, что отвращает от нас благоволительный взор Отца Небесного, чем бесчестится святое и достопоклоняемое имя Христово, чем нарушается святость праздника.
Приходит ли кто обремененный заботами? Увидит он Тебя и бегут от Него все беспокойства. Подавлен ли кто горестью? При Тебе забывает он горесть свою. И мучимый голодом забывает при Тебе о пище, и путник, пленившись Тобою, забывает свой путь. Тьма преодолена, а это означает, что препобежден и сатана. Свет победил и громко возвещает, что преодолел Единородный. Начальник тьмы побежден Им вместе со тьмою. Наш светильник восторжествовал вместе с дневным светом. (Преп. Ефрем Сирин) |
Слова и наставления старцев
Будем праздновать не пышно, но Божественно, не по-мирскому, но премирно, не наш праздник - но праздник Того, Кто стал нашим, лучше сказать праздник нашего Владыки. Не будем венчать преддверия домов, составлять лики, украшать улицы, пресыщать зрение, оглашать вслух свирелями, нежить обоняние, осквернять вкус, тешить осязание - эти краткиепути к пороку, эти врата греха. Не будем уподобляться женам - ни мягкими волнующимися одеждами, которых все изящество в бесполезности, ни игрою камней, ни блеском золота, ни ухищрением подкрашивания, приводящих в подозрение естественную красоту и изобретенных в поругание образа Божия. Не будем вдаваться в козлогласование и пьянства, с которыми, как знаю, сопряжены любодеяние и студодеяние (Рим. 13, 13); ибо у худых учителей и уроки худы, или, лучше сказать, от негодных семян и нивы негодны. Не будем устилать древесными ветвями высоких ложей, устрояя раскошные трапезы в угождение чрева; не будем высоко ценить благоухание вин, поварских приправ, и многоценности мастей. Пусть ни земля, ни море не приносят нам в дар дорогой грязи - так научился я величать предметы роскоши! Не будем стараться превзойти друг друга невоздержностью, особенно, когда другие, созданы из одного с нами брения и состава, алчут и терпят нужду. Напротив того - предоставим все сие язычникам, языческой пышности и языческим торжествам… Насладимся же словом и Божиим законом, и сказаниями как об ином, так и о причинах настоящего торжества, чтобы наслаждения у нас было собственно свое, и нечуждое Создавшему нас… Иди со звездою, принеси с волхвами дары: злато, и ливан, и смирну - как Царю, и как Богу, и как умершему ради тебя; прославляй с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами; да составится общее торжество Небесных и земных сил… свт. Григорий Богослов
ГРАЖДАНЕ РОССИИ МОГУТ НЕ УКАЗЫВАТЬ ИНН В ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТАХ
Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата сообщает, что в соответствии с пожеланиями Русской Православной Церкви Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Сбербанком России даны официальные разъяснения их структурам на местах, исключающие обязательность указания идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в платежных документах, связанных с уплатой гражданами налогов и иных платежей, включая коммунальные. Согласно письму заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам Ф.К.Садыгова от 24 декабря 2001 года № ФС-6-10/979@, “в случае отсутствия у налогоплательщика – физического лица ИНН, информация, касающаяся ИНН, не заполняется” в платежных документах форм № ПД (налог) и № ПД-4сб (налог), которые вводятся в действие для уплаты налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации через структурные подразделения Сбербанка России. В письме также говорится, что “платежные документы с незаполненным реквизитом “ИНН плательщика” будут беспрепятственно приниматься к исполнению структурными подразделениями Сбербанка России”. Такой порядок подтверждается и письмом Сбербанка России от 24 декабря 2001 года № 04-8024, направленным руководителям территориальных банков Сбербанка России и управляющим его отделениями в городе Москве. Данные документы, на которые может ссылаться любой православный гражданин России, не имеющий ИНН, устраняют на данный момент необходимость указания этого номера при осуществлении налоговых и иных платежей. Продолжаются консультации с органами российской государственной власти, направленные на окончательное урегулирование проблемы, связанной с нежеланием части верующих принимать ИНН, через внесение поправок в действующее законодательство.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Powered by !JoomlaComment 4.0 beta2