В жизни всякого человека можно найти свидетельства Промысла Божия. Именно о таких событиях моей жизни и пишу в своих «нехитрых былях . За их достоверность отвечаю перед Богом.
Раба Божия Татиана

 Венчание в Кариже

(Нехитрая быль) 

Вот он, на крутом взгорке, белый с голубыми куполами, храм Покрова Пресвятой Богородицы. Живёт в нём Её чудотворный образ. Он стоит в левом приделе во имя Спаса Нерукотворного, в струящихся серебряных одеждах. Главу Боголюбивой венчает царская корона. Над короной клейма с изображением Архангела Гавриила, Пресвятой Богородицы (Владимирской Её иконы), Спасителя, Иоанна Предтечи и Архистратига Михаила. Правой рукой Пречистая держит развёрнутый свиток с молитвой, а левую воздевает к Сыну Иисусу Христу. Древним списоком Боголюбской иконы Божией Матери из придворного храма царя Петра I был награждён за верную службу стольник Борис Батурин. Икона передавалась по наследству, пока не перешла во владение Загряжским, помещикам села Юрьевского. Крестным ходом с чудотворным образом спасались от моровой язвы, чумы и холеры жители Малоярославца, Боровска и окрестных сёл. Чудом сохранившаяся в годы «безбожных пятилеток», икона Боголюбивой была перенесена из церкви села Юрьева после её закрытия в Покровский храм села Карижа в 1961 году.
  
Первая встреча с храмом. Как-то примет?.. Ведь у каждого есть своя тайна. Войди с тихим, смиренным сердцем, и, быть может, она приоткроется. А перед чудотворным Образом Божьей Матери всегда хочется упасть на колени и просить: «О Мати Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси!».
 

В эту всенощную службу прихожан было не много. Мне никто не мешал, и я всем сердцем отдалась молитве, ведь это обо мне и от меня читают: «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя». 

Вечерело. А я и не заметила, когда выключили электрическое освещение – горели только свечи и лампады. Их мягкий отблеск колебался на тёмных ликах, усиливая впечатление таинственности и отрешённости от суетного мира. Этому чувству было созвучно и клиросное пение. Пели совсем как монахи на Валааме! Никакой «театральности», строгие мужские голоса, сливаясь, доносят каждое слово: «Господи воззвах к Тебе, услыши мя, Господи…» 

Всю ночь после Всенощной я не спала. Ведь завтра нам с мужем предстояло таинство - венчание. Что поделаешь, в браке более тридцати лет и возраст за шестьдесят, но в Церковь пришли недавно. 

День венчания начался для нас с Божественной Литургии. Вот и исповедь позади. Дружно поём Символ Веры. Потом причащаемся Святых Христовых Тайн. Наконец, после благодарственной молитвы, прикладываемся ко Кресту. Литургия окончена. Но будет ещё водосвятный молебен перед чудотворным образом Боголюбской . 

Батюшка с молитвой опускает крест в воду, и душа вторит словам: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

После молебна, мы присели на скамеечку. С умилением смотрим на крещение младенцев. Но вот и ушли молодые родители с детьми. Храм опустел. Наступил наш черёд. Мы подошли к аналою. Знакомых у нас здесь нет никого, кроме батюшки с матушкой. Матушке и пришлось держать венец над моей головой. Взглянула она на меня, и воскликнула: 

- У тебя же платок тёмный! – и быстро одела на меня свой светлый. 

- Господи, у Вас и коврика под ноги нет, и венчальные свечи не приготовлены, и иконы нужны! 

Оказалось, что мы, несведущие, не подготовились, как следует к Таинству, но, Слава Богу, всё необходимое для нас нашлось в храме. Я не запомнила никаких подробностей венчания. Всё происходило как-то отстранённо. Запомнился только обмен кольцами и вдохновенное пение хором «Многая лета!». 

Обряд мы намечали совершить тихо, без славословий, но на выходе из храма матушка поздравила нас с законным браком свадебным букетом роз. Это оказалось столь неожиданным, что сами собой прорвались слёзы благодарности! 

Успокоенные, согретые вниманием, вечером мы отбыли домой в Москву. По приезде скорее бросились к компьютеру, чтобы скачать с «цифровика» фотографии венчания. Просматриваем их и печалимся: нечего распечатать – одни лишь тёмные силуэты! Уже собрались выключить аппаратуру, но как будто кто-то подтолкнул:

- Давай распечатаем хоть эту! 

И мы не верим своим глазам: из принтера медленно появилось благолепное изображение нашего венчания. Осиянная тёплым светом стоит седовласая пара, над головами венцы, в руках горящие свечи, а рядом совершающий Таинство священник.

Прошло время, но и сейчас мы любим разглядывать те карижские снимки. Чудесным образом мы переселились в Малоярославец, и храм в Кариже стал нам родным и близким. Знаем, что Матерь Боголюбивая всегда ждёт нас здесь.

 Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Её Боголюбской 

Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый Князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Тропарь, глас 1

 

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе возлюбившаго и родшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междоусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякого зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Боголюбская икона Божией Матери


ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ БОГОЛЮБСКАЯ

Празднование 18 июня/1 июля

Из книги Надежды Дмитриевой

«О Тебе радуется» 

 

Ныне насчитывается немногим более трёх десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных ещё до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы – в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиление» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утончённейшей пластики и удивительной одухотворённости. 

Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребыла она при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, - рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. 

Ещё в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; он взял с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи вёрст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. 

Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастётся и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие». 

Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных – бояр Кучковичей. 

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостоние век от века росли. 

В ХУ веке великий князь Василий Тёмный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Феодор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.

 На позднейших списках с чудотворной часто изображают ещё и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель. 

В 1915 году замечательный русский византолог Н.П.Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению».

Поэтому ещё в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в том, что после 1918-го года реставраторы Владимиро-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трёх частей) парафином, что к середине ХХ века привело к резкому ухудшению её состояния. Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский рестарационный центр имени академика И.Э.Грабаря). 

Восемь лет, с 1963-го по 1971-й, реставратор М.В.Романова Снимала парафин четырёххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й год она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от Х!Х до конца ХШ века) записи; только к 1970-му году удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причём оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее ХШ века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») – уже в ХУШ столетии; изначально их не было… 

Семь лет (1971-1976 ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места. Ещё в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального её облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов… 

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящён ещё и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте. 

Чудотворные списки с Боголюбской имелись: в Калужской губернии – в селе Юрьевское Боровского уезда, в Тарусе, в Рязанской губернии – в селе Зимарово близ Раненбурга, в Тамбовской губернии – в городах Козлов и Елатьма, в Ярославской губернии – в угличском храме во имя царевича Димитрия. Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской. 

В её честь были устроены обители: мужская – «Киновия», приписанная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской(в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом). 

Возобновлённая к началу 1990-х годов Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.

Образ Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Молитва 

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящие с верою и любовию и поклоняющиеся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеносного грома, от запаления огненного, отглада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем лютее. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твердым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
 

Последнее обновление (10.04.11 20:39)