Епископ Евлампий (Введенский Евфимий Иванович)

16 апреля 1809 - 2 мая 1813

Родился в г. Юрьеве Владимирской губернии, в семье диакона Введенского девичьего монастыря (откуда и фамилия). О годе рождения его ничего неизвестно, но полагают, что ко времени своей кончины (1813 г.) он был еще не очень стар, так как мать его была еще жива. Будущий архипастырь после окончания Владимирской семинарии поступил в МДА, по окончании которой в 1788 году был пострижен в монашество и после рукоположения во иеромонаха был назначен префектом (инспектором) МДС, а с 1792 года стал ее ректором. 29 июня 1801 года архимандрит Евлампий был рукоположен во епископа Архенгелогородского и Холмогородского. На этой северной кафедре новохиротонисаный архипастырь, по словам знавшего его князя А.Долгорукого проводил жизнь анахорета, чем весьма удивлял знавших его. 16 апреля 1809 года епископ Евлампий был переведен на Калужскую кафедру, где стяжал всеобщее уважение. Будучи весьма милостлив, он однако был требователен к ищущим священного сана. Во священники рукополагал лишь окончивших семинарию и по достижению возврастного ценза, что в то время было исключением, а не правилом. Если воспитанник просил рукоположения до окончания учебы, епископ Евлампий увещал доучиваться, и исключения делал лишь по просьбам вдов и сирот духовного звания. Даже диаконов посвящал на места своих отцов лишь после строгого личного испытания. От своих клириков архипастырь требовал высоконравственной христианской жизни, и всякое непотребство в духовном чине присекал самым решительным образом. С места на место епископ Евлампий переводить очень не любил, и вразумлял тех отцов, кто "по болезни" сдав свои места в деревнях, нанимался служить ранние обедни в городских церквях Калуги. Будучи хорошим проповедником, боролся с увлечением мистицизмом, охватившим городское общество в начале XIX века. Как бывший ректор МДА, епископ Евлампий много положил сил и на улучшение духовного образования в Калужской епархии. Когда количество учащихся в КДС достигло 900 человек, он произвел отделение семинарии от училища, перестроив здание семинарское, а для училища купил и перестроил усадьбу Билибиных. Его забота о духовном образовании доходила до того, что по опыту зная бедственное положение семинарских преподавателей, часто помогал им из собственных средств. Во время правления епископа Евлампия на одном из окон Ильинской церкви г.Калуги явился образ пророка Илии, к котрому стал стекаться народ, почитая образ чудотворным - по указу архипастыря он был перенесен в кафедральный собор. Спокойное течение епархиальной жизни было прервано наполеновским вторжением, сильно потрясшим Калужскую губернию. Именно сдесь совершился перелом в той войне. 6-го июля 1812 года в Калуге был получен манифест, призывающий к оружию и пожертвованиям все сословия империи. С Калужской губернии собрали 15000 ратников, в число которых поступило и несколько семинаристов. Духовенство пожервовало 10000 рублей, а также разные серебрянные и золотые вещи. По распоряжению преосвященного Евлампия по епархии совершались молебны и крестные ходы вокруг сел и городов с прошениями о небесной помощи. Когда калужское ополчение было готово к выступлению, епископ Евлампий привел ополченцев к присяге, произнес напутственную речь, и вручил начальнику ополчения хоругвь с изображением Калужской Божией Матери и праведного Лаврентия. 7-го сентября была закрыта консистория, и бездействовала до 13-го ноября. Купцы приготовили барки, чтоб отправить товары вниз по Оке. Только в церквях среди общей паники по-прежнему совершалось богослужение, и ежедневно служился соборный молебен с крестным ходом. А пред иконой Калужской Божией Матери молебны пелись и ночью. В ту ночь, когда французов ожидали в Калуге, епископ Евлампий выехал в с.Ромоданово и ночевал в доме владельца имения - Олонкина. В эту ночь, как указывают современники, многие русские и французские солдаты видели в воздухе образ Калужской Божией Матери, а на следующий день неприятели отступили. В память избавления Калуги от грозившей ей опасности по почину еп. Евлампия стал ежегодно совершаться крестный ход с иконой Божией Матери Калужской. В крестном ходу носили также и хоругвь Калужского ополчения, которая с 1815 года хранилась в кафедральном соборе, а в настоящее время находится в Калужском краеведческом музее. Кроме того, благодарные калужане просили дозволения поминать имя Кутузова на ектениях после императорской фамилии. Однако радость избавления для калужан была омрачена разорением края-сильно пострадали и церкви. В июле 1836 г. Боровское Духовное правление пишет указ № 253, где поручает сбор сведений-по 1812 году настоятелю Благовещенского собора о.Алексию Беляеву. Из собранных им рапортов городских и сельских священников складывается печльная картина разорения приходских храмов. В Боровске были разорены церкви Преображения, что на площади, Преображения, что на Взгорье, Успенская, Рождественская, Троицкая, Борисоглебская, Благовещенская. Были сожжены деревянные церкви: Никольская, Сретенская, Архангельская. В Боровском уезде разорены церкви Архистратича Михаила в селе Красное, Иоанна Предтечи в с.Уваровское, Вмц.Варвары в с.Совьяки. В Пафнутьевом монастыре из 8 престолов сожжено 4. В Малоярославце был разрушен Черноостровский монастырь - целым остался лишь Нерукотворный Образ Спасителя. Согласно поданному еп.Евлампием рапорту, Св.Синод распорядился чтобы соседние с Калугой епархии помогли чем могут. Так, из Тулы было отправлено: 21 Евангелие, 8 напрестольных крестов, 8 комплектов сосудов с покровцами, 108 комплектов покровцов, 91 риза. Из Курска были присланы 3 ящика с облачением и утварью, и еще 3 ящика - от монастырей и церквей Петербургской епархии. Св.Синодом в Калужскую епархию был также отправлен архиепископ Рязанский Феофилакт (б. Калужский) - для сбора сведений о разрушениях и для раздачи пособий. В самой же Калуге была образована комиссия для помощи бедствующему духовенству. Всего на восстановление разоренных храмов и монастырей, а также на помощь духовенству, было израсходовано 76776 рублей. Кроме всего этого, Преосвященный старался как можно быстрее возобновить службу в церквях не только Калужской епархии, но и Смоленской, временно управляющим которой он стал после того, как в августе 1812 года Смоленский епископ Ириней Фальковский, взяв чудотворную икону Божией Матери Смоленскую, покинул епархию вместе с большим количеством духовенства. В Смоленскую епархию епископ Евлампий отправил послание, а также устроил у себя 6 человек из нее. К себе же он принял еще 3 человек из разоренной части Московской епархии, где 16 ноября 1812 года умер митрополит Платон (Левшин). Пережитые трудности сильно сказались на здоровье Владыки , и ему пришлось поселиться до конца дней в Калужском Лаврентьевом монастыре. Здесь он вернулся к аскетическому образу жизни, который проводил на кафедре Архангелогородской. В монастыре он создал скотный двор, а у себя в келье собрал необычайно большую библиотеку на русском, латинском и французком языках. Скончался епископ Евлампий 16 апреля 1813 года, и иждевением Калужского дворянства был погребен в Калужском кафедральном соборе. В XIX веке на его могиле служили панихиды, получая при том исцеление. После кончины епископа Евлампия на Калужскую кафедру был назначен епископ Евгений (Болховитинов).