Епископ Георгий (Ярошевский)

13 мая 1913 - 5 июля 1916

Родился 18.11.1872 г. в губернском городе Каменец-Подольске в семье священника. В 1897 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии профессорским степендиатом. 1.7.1906 г. состоялась его хиротония во епископа Каширского, викария Тульской епархии 140. 13.5.1913 был назначен в Калугу.

Прибыв на кафедру, епископ Георгий поразил калужан не только служением не виданных ранее ими пассий, но и следующим объявлением:

"Его Преосвященство, Преосвященный Георгий, епископ Калужский и Боровский, принимает должностных лиц и просителей ежедневно от 10 часов утра до 1 часу дня, за исключением суббот, воскресений и праздничных дней. По делам особо важным, не терпящим отлагательства, прием производится во всякое время".

Недолго, однако, длилось спокойное служение преосвященного Георгия на Калужской кафедре - в 1914 г. разразилась война, закончившаяся катастрофой 17-го года. Как отмечал один из калужских священников: "Нынешняя война- экзамен на степень религиозности учеников безвестных сельских батюшек, которые воспитывали крестьянство".

Фронтовые новости епархиальная пресса вначале перепечатывала с комментариями, что война скоро кончится, но в 1916 г. их публикация была прекращена, под предлогом, что все можно прочитать и в светских газетах. А потом все военные годы обсуждали подобные темы:"Женщина и алкоголизм", "Меры по материальному обеспечению православного духовенства в России", "Правила преподавания пчеловодства в церковных школах".

В 1916 г. освещали деятельность Всеросийского общества свечных заводов и пчеловодов, на третьем году войны требовавшего ассигнований, окладов, школ пчеловодов, опытных станций и особого департамента. Войну называют Великой Отечественной, ругают Распутина, объявляют о новых поборах с Церкви на войну, ратуют о продлении сухого закона на послевоенное время.

В 1916 году Калужский Церковно-Общественный вестник потряс своих читателей следующим Указом Св. Синода от 8 марта 1916 года: "...Так как все мясо съедает фронт, принять энергичные меры к сокращению потребления мяса всем населением... всем отцам произнести проповеди о посте не только с точки зрения обязательного соблюдения постных дней и постов по учению Православной Церкви, но и по необходимости соблюдения их в интересах государственных".

С первых же дней войны еп. Георгий организовал помощь раненым. Так, уже в августе с этой целью было проведено внеочередное епархиальное собрание, которое постановило:

В 1915 г. на Калужскую епархию свалилась очередная беда военных лет - беженцы. Сюда были эвакуированы жители Минской, Холмской и Волынской губернии, со своими семинариями, гимназиями, училищами епархиальными, духовными, реальными и коммерческими. Тогда преосвященным Георгием был организова Комитет по оказанию помощи беженцам духовного звания. Первыми в Калугу прибыли по благословению епископа Холмского Анастасия насельницы Родочницкого и Турковицкого монастырей, а также учащиеся Холмских духовных школ. Размещены они были следующим образом: В КДУ - 254 человека, В КДС - 239 человек, в Тихоновой Пустыни - 200 человек, в Оптиной Пустыни - 200 человек, в Лаврентьевом монастыре - 50 человек. В Калугу прибыла также Минская Духовная консистория с архивом, расположившаяся в верхнем этаже Космо-Дамианской церкви. Переехали даже Минский свечный завод, поселившийся на территории Калужского свечного завода.

Интересной особенностью военных лет было невероятное количество хиротоний: епископом Георгием были рукополагаемы выпускники Варшавского университета и столоначальники духовных консисторий, учителя и недоучившиеся семинаристы, преподаватели духовных школ и крестьяне почтенных лет. Большая часть этих хиротоний приходилась на 1915 - 1916 годы, когда стало ясно, что война - это надолго, а приняв сан , фронта можно избежать. В эти годы происходит удивительная вещь: список вакансий, священнических, диаконских и псаломщицких, резко сокращается, а такого не было никогда - с 1880-х годов он только рос. Преосвященный даже вынужден был опубликовать обращение к ищущим сана, в котором указывал, что "неимеющие богословского образования, пусть не ищут сана священника и диакона, скверного прибытка ради." Указывал Владыка и на то, что Консистория просто завалена прошениями, податели которых ищут мест, стоявших праздными десятки лет. Однако хиротонии продолжались - и к февральской революции 1917 г. список вакансий просто исчез. После же февраля пошел обратный процесс - епископу Феофану (Тулякову) приходилось многих рукоположенных в военные годы отчислять, запрещать, извергать. А далее многие из этих беглецов от фронта сами уходили на светскую работу, часто снимая сан - и это еще до начала гонений. Чего стоит одно только такое объявление: "Отчислен от должности псаломщик с. Столпова Перемышльского уезда - за избранием на должность Комиссара по Перемышльскому уезду".

Заканчивая рассказ о годах правления епископа Георгия следует упомянуть о 400-летнем юбилее преставления преподобного Лаврентия, Калужского чудотворца, который был отпразднован весьма торжественно, несмотря на войну. Юбилейные торжества 1915 года были начаты вечером 7-го августа, служением парастаса в нижнем храме Лаврентьева монастыря, где 8-го августа утром был совершена еп. Георгием Литургия с поминовением по синодику Лаврентьева монастыря всех усопших Калужских архипастырей, настоятелей монастыря, и всех погребенных в стенах обители. 8-го же августа прошел крестный ход с перенесением в Лаврентьев монастырь чудотворной Калужской иконы Божией матери. Тогда же на празднества прибыл московский митрополит Макарий Невский, который вместе с еп. Георгием 9-го августа совершил всенощное бдение в Лаврентьевом монастыре под открытым небом. Пели два хора: мужской - Лаврентьева монастыря; женский - Тусковицкого женского монастыря Холмской епархии. В тот же вечер всенощное бдение со чтением жития преп. Лаврентия состоялось и во всех храмах епархии. В самый день праздника в городских храмах литургия была отслужена рано, и прихожане с духовенством отправились крестными ходами в Лаврентьев монастырь. К соборному крестному ходу присоеденились также семинарский ход, и ходы из сел, ранее принадлежавших обители - Калужки, Борщовки, Спаса-на-Угре. Ранняя литургия в монастыре была отслужена наместником в нижнем храме у раки преподобного, а в верхнем храме архиереями с сонмом духовенства - поздняя, после которой на монастырской площади был отслужен праздничный молебен. В конце его епископ Георгий сказал проповедь, в которой между прочим говорил, что сроднился с Калужским краем и его святынями, и почитал его родным, желал бы скончать свои дни здесь.

Однако бездушная синодальная машина не дала осуществиться желаниям этого незаурядного архипастыря, и в июле 1916 г. последовал указ о перемещении преосвященного Георгия на Мынскую кафедру - "с повышением". Владыка отреагировал на него следующим образом: запретил торжественные проводы и чествования, а также обратился к Калужской пастве с посланием, в котором высказал сожаление и даже огорчение переводом, заметив, что покидает епархию "попущением Божиим", так как согласно древней церковной традиции желал окончить свои дни на первой самостоятельной кафедре. Упомянул он также и о могиле своей матери в Крестовском монастыре, которую также не хотел покинуть.

В сентябре 1921 г. сей архипастырь был назначен на Варшавскую кафедру с возведением в сан митрополита. В Польше митрополит Георгий занялся устроением автокефалии Польской Православной Церкви, за что 8 февраля 1923 г. был убит архимандритом Смарагдом (Латышенко), бывшим ректором Волынской семинарии.