Архиепископ Григорий II (Митькевич)

13 октября 1851 - 13 апреля 1881

Архиепископ Григорий (Митькевич Николай Васильевич) еще при своей жизни был почитаем великим угодником Божиим. Родился он 14 мая 1807 г. в с.Жуковке Черниговской губернии, и был внешним обликом похож на Т.Г.Шевченко. Отец его, о. Василий Митькевич , настоятельствовал в сельском храме в честь Свт. Николая - по имени которого и был назван младенец. На первом же году жизни он сильно заболел, и когда уже не было никаких надежд на выздоровление, отец отнес его в церковь, к храмовой иконе Свт.Николая, после чего младенец исцелел. В 1818 г. он закончил Черниговское Духовное Училище, и 1 сентября 1821 г. поступил в преобразованную Черниговскую духовную семинарию, по окончании которой, в 1827 г., поступил в Киевскую Духовную Академию. Приезжая на каникулы, отрок постоянно трудился на отцовской пасеке, отвлекаясь лишь на храмовые богослужения. По окончании академического курса будуший святитель 10 октября 1831 года был пострижен в Киево-Братском училищном монастыре, с принятием имени Григорий, и оставлением преподавателем в КДА. 25 октября 1831 года он был рукоположен во иеродиакона, а 30 октября - во иеромонаха, и назначен соборным иеромонахом Киево-Печерской Лавры. 14 октября 1833 г. назначен инспектором Казанской ДС, а 23 июня 1836 - инспектором КДА с возведением в сан архимандрита. 13 февраля 1837 г. архимандрит Григорий был определен экстраординарным профессором КДА и управляющим Киево-Братским монастырем. 8 января 1838 г. он был переведен ректором Ярославской ДС и настоятелем Угличского Александровского монастыря, где уделял особое внимание нуждам семинаристов, причем старался, чтобы все выпускники принимали священный сан. В 1843 г. с 28 февраля по 7 мая архим. Григорий был вызван в Санкт-Петербург на череду священнослужения и проповеди, где обратил на себя внимание иерархов, после чего был 21 июня оставлен ректором в КазДА, где тогда был архипастырем бывший Калужский архиерей - Григорий I (Постников). Именно архимандрит Григорий вместе с инспектором КазДА архим. Фотием осуществили инициированный архиепископом Григорием (Постниковым) перевод богослужебных книг на татарский язык. 13 октября 1851 года архимандриту Григорию был выдан указ о бытии его епископом Калужским, а 9 декабря состоялась его хиротония в Казанском кафедральном соборе Петербурга.

24 декабря новопоставленный архипастырь прибыл в Калугу, где прослужил 30 лет, всячески отказываясь от перевода на лучшие кафедры, и получив от Св.Синода лишь одну награду - возвышение в сан архиепископа в 1869 г. Частная жизнь архиепископа Григория была подражанием древним подвижникам: спал он лишь 4 часа в сутки, на голых досках, которые позволил покрыть войлоком лишь в смертной болезни, был великим постником и молитвенником, ежедневно присутствуя на богослужениях в городских Калужских храмах, куда отправлялся пешком. В день Святителя Николая и в Страстную Пятницу он раздавал милостыню, всегда помогал из своих средств вдовам и сиротам. Ко всем клирикам Преосвященный был добр, но беспристрастен.

О смирении его говорит следующий факт: 21 мая 1870 г. в Лаврентьевом монастыре, в день Вознесения, когда священники ушли в алтарь для малого входа, кто-то подскочил к нему сзади и ударил в правый висок так сильно, что митра слетела, а сам архиерей упал без чувств. Однако от подобного происшествия он же помешался, как Еп. Антоний (Городков), но милостливо простил обидчика, и вернулся к святительскому служению. От происшествия же этого здоровье архиепископа Григория сильно пошатнулось, и на 50-летие КДА он выехать так и не смог.

Об искренней, непритворной любви Калужских пастырей и пасомых к своему святителю говорит то, как было отпраздновано 25-летие его служения в архиерейском сане - как никогда до, или после него в Калуге. Духовенство со всей епархии прибыло с поздравлениями, а именитые граждане сделали архипастырю подарок - драгоценное облачение с именной надписью, шитой золотом, а также комплект соотвествующих облачений для соборного причта. Особого внимания достойно отношение архиепископа Григория к Оптиной пустыни: именно в его правление она переживала свой расцвет, что неудивительно , так как преосвященный, будучи человеком духовным, сразу усмотрел в Оптиной сосредоточиние особой, духовной жизни. Во время правления архиепископа Григория в Оптиной подвизались старцы: иеросхимонах Макарий, преподобный Амвросий, схиархимандрит Исаакий, и все пользовались его благорасположением. Последний же из перечисленных старцев - схиархимандрит Исаакий к Преосвященному питал особое благоговение, каждое слово его почитая выражением воли Божией. В келье же преподобного Амвросия, которого архиепископ Григорий посещал весьма часто, портрет его находился вместе с изображением других архипастырей и подвижников. Именно из Оптиной, как из некоего доброго рассадника, Владыка старался брать настоятелей для других монастырей. Так, настоятелем и возобновителем Тихоновой Пустыни был поставленный архиепископом Григорием Оптинский архимандрит Моисей, назначенный впоследствии благочинным всех монастырей Калужской епархии. Будучи истинным монахом, Владыка благотворил и иным обителям: им был расширен Крестовский монастырь, и учреждена Белокопытовская женская община. Духовником же своим преосвященный избрал простого но высокодуховного насельника Тихоновой Пустыни иеросхимонаха Иоанна. Будучи человеком высокого личного благочестия, архиепископ Григорий был и весьма деятельным архипастырем. Чтобы вполне осознать значение его архипастырских трудов следует помнить, что его служение пришлось на 50-е - 80-е годы ХIХ в. - время коренной ломки государственного и общественного уклада государства Российского.

Архиепископом Григорием в Калужской епархии было сделано следующее:

Беспокоился Владыка и об умножении членов Братства за счет состоятельных калужан, могущих обеспечить братскую деятельность. Особо чутко относился архиепископ Григорий и к нуждам духовно-учебных заведений. И даже все свои сбережения он завещал именно им.

Отошел сей праведник ко Господу в Светлый Понедельник 13 апреля 1881 г. в 6.40 утра на 75 году жизни, после кратковременной болезни. Погребен был архиепископом Тульским Никандром в западном углу кафедрального собора, против правого придела, рядом с могилами епископов Евлампия и Николая. На могиле его совершались панихиды, по которым многие получали исцеления.