Обновленческий раскол в пределах Калужской епархии

Для возникновения и широкого распространения обновленческого раскола в Калужском крае были три серьезные причины. Первой из них было реформаторское настроение, присущее Калужским пастырям начала века. Еще тогда епархиальные съезды требовали реформ разных, срочных и глубоких. Тогда же епархиальная печать с глубоким воодушевлением писала о возникновении "Православной Церкви, независимой от Ведомства Православного Вероисповедания", основанной в 1908 г. в Симбирске бывшим профессором СПбДА архимандритом Михаилом. Вторая причина заключалась в усиленной поддержке обновленчества органами ОГПУ. Третьей причиной была всеобщая растерянность духовенства, возникшая после ареста Святителя Тихона и его осуждения на 2-м обновленческом соборе 1922 года. Именно тогда, в 1922 году,обновленцы в Калуге приобрели силу, захватив большинство городских храмов, и даже попытавшись издавать собственную газету. Ее единственный вышедший из печати номер является впечатляющей иллюстрацией на интересующую нас тему. Называлась газета "Церковь и жизнь" и выходила под заголовком "Православно-христианская газета, посвященная обновлению церкви на Евангельских началах", эпиграф-девиз издания был также соответствующим:"Дом Мой домом молитвы наречется...а вы сделали его вертепом разбойников" (Мк. Х,17). Имена членов редакционной коллегии встречаются еще дважды: ранее - как известных калужских протоиереев, и потом - когда они за ненадобностью были расстреляны в 1937 г. Номер газеты был самым первым, и потому редакционная статья полностью посвящена была объяснению задач обновленцев. Вначале, раскритиковав порядки синодального времени, редакция отмечает бедственное положение церкви, сложившееся по ее мнению "за самоустранением патриарха Тихона". Исправить же положение предлагается следующими мерами :

Интересно, что в той же газете было напечатано архипастырское послание епископа Феофана (Тулякова) "Всем верным чадам Калужской Церкви". В первую очередь Преосвященный утверждает, что в виду "самоустранения патриарха Тихона" до созыва собора единственной законной властью является обновленческое ВЦУ. Главной же задачей Церкви, по мнению епископа Феофана, является "установление вполне лояльных отношений с государственной властью, чтобы навсегда устранить всякие поводы заподозревания в контрреволюции, осложняющие правильное течение церковной жизни, как для клира, так и для благочестивых мирян". Кроме того, Владыка замечает, что Церковь должна быть аполитична, бессословна и лояльна. С необходимостью реформ епископ Феофан согласен, но при условии, что они будут проводится "не изменяя догматов веры, не отменяя канонов, установленных вселенскими соборами, и не производя ломки в существе Православной Церкви". Тогда же, в июне 1922 г. был образован обновленческий Епархиальный совет, принявший сразу же воззвание, в котором говориться:"необходимо стряхнуть и решительно откинуть от Церкви все то, что является посторонним, и противоречит учению Христа, и нам верится, что Поместный собор, не изменяя догматов веры, не отменяя обязательных канонов, не производя ломки в существе Православной Церкви, принесет нам такие широкие реформы в церковной жизни и управлении, которые помогут всем верным ее чадам осуществить в своей жизни подлинное учение Христово". Тем же Епархиальным советом 2/15 июня 1922 года было проведено собрание духовенства Калуги, на котором, после рассмотрения документов, присланных обновленческим ВЦУ , было принято решение признать ВЦУ единственной законной властью и выразить ему сочувсвие в подготовке собора. Собрание постановило также отправить делегацию к епископу Феофану, для выяснения его отношения к ВЦУ. Посланной делегации Преосвященный дал следующий ответ: "принимая во внимание, что ВЦУ имеет каноническую приемственность власти, во-вторых, до созыва собора догматов и канонов касаться не будут, в-третьих, явная необходимость реформ, то считаю все это законным. Изложенные взгляды инициативной группы, как вполне канонические, одобряю". Такова была позиция преосвященного Феофана в июне 1922 г. Однако потом, после известного собора, осудившего Святителя Тихона, он отказался признать это решение, и тогда же обновленческие отцы образовали отдельную епархию, которой правили в следующем порядке :

В Калужском крае существовала также Жиздринская обновленческая кафедра, которую занимали: епископ Герман(Никольский) (20.Ш.1929 - 29.1Х.1929) и Константин Снегирев (29.1Х.1929 - 1930). В ходе общего кризиса обновленчества количество приходов обновленческой Калужской епархии сократилось настолько, что в 1939 г. правивший ею Андрей Расторгуев покинул Калугу по доброй воле не имея чем управлять.