Странички храмов благочиния
Авторизация
Весна в этом году затянулась… Краткие оттепели быстро сменяются морозами и метелями, а горячее весеннее солнце прячется за низкими серыми тучами. Дует холодный пронизывающий ветер. С экранов телевизоров и динамиков радио, интернет-сайтов монотонно льются речи о кризисе, падении экономических показателей, о стремительно растущей безработицы. Люди по всему миру замерли в тревожном и каком-то беспечном ожидании беды. Что же будет дальше? Это настроение, похоже на состояние человека, слышащего угрожающий треск стен, видящего змейки трещин по стенам, но продолжающим болтать по телефону с приятелем. Подожди, я посмотрю, что там так трещит?... – говорит он спокойно в трубку… Когда-то это уже было, как, наверное, ведь нет ничего нового под этим Солнцем, свысока взирающим на века человеческой истории.
Двадцатый век, век катастроф приучил нас к глобальным катаклизмам, гекатомбам человеческих жертв, социальному распаду незыблемых обществ и укладов, понизил, так сказать, болевой порог, и зародил веру в несокрушимую силу человеческой цивилизации, способной выжить и окрепнуть вопреки мировым пожарам войн и революций. Однако, эта вера порой исключает простую мысль о том, что все антропогенные катастрофы неумолимо свидетельствуют о нашей беспечности и той растущей дерзости, с которой мы относимся к окружающему миру вообще и тем законам, как социальным, так и духовным, заложенным в самом земном мироустройстве. Человек все больше забывает о печальном опыте построения Вавилонской башни, свидетельствуя о неизбывной гордыне и надежде достигнуть Неба, или высшей точки развития без Бога, помимо Бога, против Бога.
Однако, память человечества сохранила в Библии память о том, что катастрофа происходит, когда ее ждут меньше всего, когда, как кажется, наступает расцвет – в высшей точке благополучия рушится карточный домик человеческой суетности и гордыни.
Нам бы все-таки задуматься и серьезно задуматься, а зачем мы живем, что держит нас на родной и крепкой пока земле? Неужели дома и дачи, машины и веселье, или только инерция жизни? Русскому человеку жить было всегда нелегко, потому что он незменно искал главный и высший смысл своей деятельности, всей своей жизни – и от этого смысла зависело его счастье. Не просто быть в гармонии с собой, как призывают нас психологи (ведь и маньяк, и насильник, и вор могут быть в прекрасной и полной гармонии со своими страстями и желаниями, особенно когда им беспрепятственно удается их исполнять). Быть в гармонии с миром, видеть в нем свое уникальное место, и чувствовать свою необходимость и желанность Богу и людям – вот к чему стремились практически все русские люди. Для верующего человека – это означает знание воли Божией о себе и своей судьбе. Откуда брались на Руси в таком количестве странники и юродивые, почему с удивительной регулярностью представители высших классов общества бросали все, рвали практически все социальные связи и уходили в монастыри – что за сила заставляла наших предков бросать теплые насыщенные места, вольготную и привычную жизнь, расставаться с милыми лицами жены и детей и бросаться в неизвестность? Эта силой было пронзительное чувство того, что человек имеет в своей жизни высшую цель, что человеческая личность должна вырасти еще здесь на Земле до высоты Христоподобия, до высоты искреннего и совершенно бескорыстного служения – Богу, людям, миру.
Как безнадежно далеко мы отдалились от них в нашем пошлом, самодовольном и очень несчастном мире, где комфорт, сытое благополучие и равнодушное безразличие ко злу – стало синонимом счастья и предела мечтаний. Игра в жизнь превратила саму жизнь в игру, в которой живут и умирают понарошку, виртуально, словно мы, как только захотим, можем снова «перезагрузить» неудавшуюся жизнь и когда-нибудь достигнуть победы – хотя над чем и для чего?
Не будем наивны – кризис, нависший черной тучей над миром, только показал наглядно, что мы, весь мир уже давно живем в этом кризисе, и может быть, он есть последнее средство нам из настоящего кризиса выйти на свободу, данную человеку, свободу быть самим собой, свободу не зависеть от экономики, свободу не зависеть от своих убийственных страстей, свободу быть Человеком, ради которого и для которого создан весь этот прекрасный и трагичный мир.
Двадцатый век, век катастроф приучил нас к глобальным катаклизмам, гекатомбам человеческих жертв, социальному распаду незыблемых обществ и укладов, понизил, так сказать, болевой порог, и зародил веру в несокрушимую силу человеческой цивилизации, способной выжить и окрепнуть вопреки мировым пожарам войн и революций. Однако, эта вера порой исключает простую мысль о том, что все антропогенные катастрофы неумолимо свидетельствуют о нашей беспечности и той растущей дерзости, с которой мы относимся к окружающему миру вообще и тем законам, как социальным, так и духовным, заложенным в самом земном мироустройстве. Человек все больше забывает о печальном опыте построения Вавилонской башни, свидетельствуя о неизбывной гордыне и надежде достигнуть Неба, или высшей точки развития без Бога, помимо Бога, против Бога.
Однако, память человечества сохранила в Библии память о том, что катастрофа происходит, когда ее ждут меньше всего, когда, как кажется, наступает расцвет – в высшей точке благополучия рушится карточный домик человеческой суетности и гордыни.
Нам бы все-таки задуматься и серьезно задуматься, а зачем мы живем, что держит нас на родной и крепкой пока земле? Неужели дома и дачи, машины и веселье, или только инерция жизни? Русскому человеку жить было всегда нелегко, потому что он незменно искал главный и высший смысл своей деятельности, всей своей жизни – и от этого смысла зависело его счастье. Не просто быть в гармонии с собой, как призывают нас психологи (ведь и маньяк, и насильник, и вор могут быть в прекрасной и полной гармонии со своими страстями и желаниями, особенно когда им беспрепятственно удается их исполнять). Быть в гармонии с миром, видеть в нем свое уникальное место, и чувствовать свою необходимость и желанность Богу и людям – вот к чему стремились практически все русские люди. Для верующего человека – это означает знание воли Божией о себе и своей судьбе. Откуда брались на Руси в таком количестве странники и юродивые, почему с удивительной регулярностью представители высших классов общества бросали все, рвали практически все социальные связи и уходили в монастыри – что за сила заставляла наших предков бросать теплые насыщенные места, вольготную и привычную жизнь, расставаться с милыми лицами жены и детей и бросаться в неизвестность? Эта силой было пронзительное чувство того, что человек имеет в своей жизни высшую цель, что человеческая личность должна вырасти еще здесь на Земле до высоты Христоподобия, до высоты искреннего и совершенно бескорыстного служения – Богу, людям, миру.
Как безнадежно далеко мы отдалились от них в нашем пошлом, самодовольном и очень несчастном мире, где комфорт, сытое благополучие и равнодушное безразличие ко злу – стало синонимом счастья и предела мечтаний. Игра в жизнь превратила саму жизнь в игру, в которой живут и умирают понарошку, виртуально, словно мы, как только захотим, можем снова «перезагрузить» неудавшуюся жизнь и когда-нибудь достигнуть победы – хотя над чем и для чего?
Не будем наивны – кризис, нависший черной тучей над миром, только показал наглядно, что мы, весь мир уже давно живем в этом кризисе, и может быть, он есть последнее средство нам из настоящего кризиса выйти на свободу, данную человеку, свободу быть самим собой, свободу не зависеть от экономики, свободу не зависеть от своих убийственных страстей, свободу быть Человеком, ради которого и для которого создан весь этот прекрасный и трагичный мир.
Протоиерей Андрей Лобашинский
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Powered by !JoomlaComment 4.0 beta2