Поздравляю вас возлюбленные братья и сестры с праздником – памятью святаго священномученика Ермогена, патриарха всероссийского и неделей о самаряныне.
Святой священномученик Ермоген, знаем, прославился перед Богом, нашей святой Родиной за свой исповеднический подвиг. Когда наступило смутное время, то и голос многих людей, которые должны были свидетельствовать о истине, умолк. И все оказались в полном, безнравственном падении и не могли понять, где правда, где истина, в чем спасение России находится. То он безбоязненно, дерзновенно свидетельствовал об истине, о том , что не может принять Русь веру инославную, не может принять правление инославных. И разссылал, несмотря на то, что ему угрожала смерть постоянно, свои воззвания по всем уголкам святой Руси. Поляки заключили его в темницу и в итоге уморили его голодом, даже хотели убить, но Господь защитил его от такой смерти. И он скончался мученически в темнице от холода, голода и жажды. Но его подвиг не оказался тщетен. Те послания, те призывы к русским людем восстать и сбросить с себя иноземное иго, которое несло нашей стране полную, окончательную гибель, его подвиг принес свои плоды. И русский народ действительно очнулся от греховного состояния, такого состояния раздробленности, немощности. И воздвиг Господь воинов, дерзновенных, православных, воздвиг вождей - князя Димитрия Пожарского и купца Косьму Минина, которые и возглавили ополчение, которое и в итоге освободило Москву и всю Русь от власти поляков, и привело русский народ под водительством Божией Матери к восстановлению православной монархии, к избранию новой династии Романовых, которая правила Россией до 1918 года.
Сегодня мы, патриарх молились, совершали бдение святому священномученику Ермогену, а служба эта совершается в память его прославления. Уже в строках прославленного Царственного Императора Никалая Александровича, Царственного страстотерпца и мученика, слышится отзвук тех грядущих бед, нестроений, которые на Русь снова упали и наступило смутное время. Сейчас и мы переживаем не лучшие дни нашей страны, по крайней мере, если посмотреть с точки зрения православной христианской веры. Мы видим в каком нравственном состоянии, одичании находится наш народ. Мы просим у Господа , чтобы Господь послал и деятелей к нам, миловал, на церковную ниву, на ниву российскую, чтобы возбудить народ от этого состояния, чтобы наши люди опомнились. И чтобы появилось такое ополчение, пусть не воинственное с оружием, а духовное, которое бы смогло бы привести наш народ к истинному, неложному покаянию. Осознать свои грехи, что то путь по которому идут наши соотечественники, в большинстве своем, путь погибельный, путь тупикоый, который ведет не только к нравственной гибели, но и гибели России. Не примирение со злом, но борьбе с ним всеми нашими силами, самое главное – в нашем сердце. Зло проникает в наши души, сердца, заставляя нас жить по законом этого, мира, примиряться с ним, и считать, что то, что происходит вокруг нас, то что мы видим, потихонечку уже становится правилом нашей жизни и нормой нашей жизни. Мы считаем, что так нужно жить, все так живут. Это не так, это неправда, мы невидимо, но ощутимо на самом деле теряем наше христианство, нашу святость, нашу чистоту, а вместе с этим наше упование, нашу надежду на Царствие Небесное.
Сегодня наша Церковь вспоминает беседу Господа нашего Иисуса Христа с женщиной самарянкой, которая пришла почерпать воду из колодца Иакова праведного и встретила Спасителя. И вот эта беседа о том, как человек должен относиться к Богу и как должен жить человек действительно ищущий Бога, живущий Богом. Посмотрим на простую женщину самарянку, которая сначала говорила со Спасителем очень просто на бытовом уровне, но как только Господь приоткрыл пред ней Свое Величие, пророчески, провидчески сказал о ее нравственном состоянии, что у нее сейчас нет мужа, что тот сожитель не ее муж, потому что у нее было пять мужей. А по закону иудейскому у женщины не может быть больше пяти мужей. И она не стала Его спрашивать о каких-то житейских, бытовых вещах. Она стала спрашивать о духовной истине, где следует кланяться Богу: на самарийской горе Гаризин или в Иерусалиме, где есть духовная истина, духовная правда? То есть в ее сердце жила духовная жажда. Почему Господь стал с ней разговаривать, почему Господь Духом Святым послал ее на этот колодец? Затем, чтобы она встретилась с духовной истиной, потому что душа ее искала эту истину. Она не думала о житейских проблемах, хотя была возможность, а думала об истине, потому что понимала, что самое главное в жизни человека найти истину. И Господь сказал ей как надо кланяться Богу Отцу в духе истины, ибо таковых поклонников ищет Бог. И поэтому мы всегда в нашей церковной жизни, в нашем церковном бытии должны, прежде всего, искать истину. Большей частью мы ищем решение наших каких-то бытовых проблем: когда сажать, как справиться с нашими неразумными детьми, как и что делать с пьющим мужем, сыном ,дочерью, которая живет, как подсказывает ей логика этого мира и тому подобное, множество проблем находится у каждого человека. Но мы должны жаждать истины, должны жаждать Христа и приходить ко Христу в святую Церковь за этой истиной, за Богообщением, за благодатью, потому что Господь знает все наши проблемы, все наши нужды, скорби. Он сказал: ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его и все остальное приложится вам. Тем самым говоря, что мы должны прежде всего искать в жизни, искать как нам выполнить заповедь Христову, как нам жить правильно, как нам жить по истине, чтобы в нашей душе царствовали любовь, смирение, терпение, кротость, воздержание, любовь к Богу и ближнему. Об этом мы должны думать, об этом спрашивать. Вот очень часто люди приходят к духовным людям, старцам и спрашивают не о самом главном, а о самом третьестепенном, о том как разменять квартиру или что купить или что продать. К Спасителю тоже приходили с такими вопросами, Господь говорил, что Я не буду даже отвечать на эти вопросы, потому что не для этого Я послан. И не для этого мы приходим в церковь. Мы приходим в Церковь, чтобы жить Богом, чтобы освящаться, чтобы становиться духоносными, чтобы становиться Христоносными. И тогда когда у нас это будет в нашем сердце, в нашей жизни, то все наши дела будет устраивать сам Господь. Мы должны больше всего думать о заповедях Христовых, потому что заповедь Христова, - это те духовные основы, которые невидимо, но явно устраивают нашу жизнь, наши дела. Не случайно преподобный Амвросий Оптинский говорил, что человек на земле должен жить подобно катящемуся колесу, только на миг, одной своей точкой прикасаясь земной жизни, а все остальное время, всем своим существом устремляться в небо. Такая жизнь является истинно христианской. Мы живем как камни, которые влачат по земле и мы всеми своими делами, которые нас пригибают к земле, заставляют думать о земном, не думать о небесном. Поэтому наше христианство настолько безплодно, настолько бездерновенно, поэтому в нашей жизни духовной наступает окаменение, сухость, нежелание молиться, потому что Господь тоже сказал в Евангелие, где сокровище ваше, там и сердце ваше. Сокровище наше должно быть на небе, тогда нам будет ничего не страшно, тогда мы будем жить о том как нам соединиться с Господом, потому что святые отцы, которые опытно проходили путь духовной жизни сказали, что тот кто не вкусил благ Царствия Небесного здесь, в этой жизни на земле, вряд ли вкусит их на небе. Жизнь человеку дана для того, чтобы он совершал свой выбор что ему ближе и дороже: земля, с ее разрушаемыми благами, которые исчезают и оставляют горький вкус, либо Царствие Небесное, которое дается нам, если мы докажем своей жизнью, что мы действительно хотим в этом Царствии жить, соцарствовать Богом и со всеми святыми, что хотим и любим Господа и ищем Его на всех путях нашей жизни прежде всего. Храни всех Господь, Царица Небесная. Христос Воскресе!