О женской доле кто только не писал. Сколько слез было пролито над несчастными женскими судьбами, так или иначе поломанными судьбой, людскими обычаями, самим, как всегда виделось, подчиненным положением «слабого» пола. И даже в Священном Писании находим мы немало высказываний, которые ставят женщину, казалось бы, в совершенно несправедливое, угнетенное положение. Что же это? Проявление обычной мужской дискриминации, желание мужчины доминировать любыми способами, или что-то иное, гораздо более глубокое и важное… то, что становится ясным только сейчас после полувека женской эмансипации, «восстановления справедливости».
Оглядываясь назад, в глубину человеческой истории, мы увидим немало примеров того, как женщина порой вообще не воспринималась как полноценный человек, занимая положение едва ли более значительное, чем положение раба. Из практики древних народов Аравийского полуострова узнаем, как девочки-младенцы в случае их «перепроизводства» закапывались после рождения в раскаленный песок, так как были в глазах кочевников малоценным, в отличие от будущих воинов, элементом человеческого общества. Примеров, подобных этому, можно привести множество. И только христианство ставит как бы духовную точку в этом взгляде на женщину, как на существо неполноценное, провозглашая словами св. Апостола Павла - «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Это были совершенно революционное утверждение, порывавшее полностью с практикой третирования женщины. Однако, у того же Апостола мы читаем и другое: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит»(1 Кор.14:34). Многие видят в этом продолжение традиции Ветхого Завета, на который и ссылается святой Апостол. Отчасти это справедливо. Действительно, женщине в Священной истории человечества принадлежит не самая достойная роль. Но, думаю, здесь дело не только в этом. Двадцатый век показал нам тот великий потенциал душевных и духовных сил, которыми обладают женщины и их фактически достигнутый уровень равенства с мужской частью человечества. Но, к сожалению, или к счастью, этот прорыв показал и природную уязвимость женщины, ее желание быть помощницей и хранительницей Жизни, к чему она и была призвана изначала. И потому слова Апостола следует понимать, как призыв к самоограничению женщины, указание на опасность поиска путей, переворачивающих иерархию бытия, минуя духовное преображение человека, без его о-Христосовления, говоря словами сербского богослова о. Иустина Поповича. И здесь в духовном, христианском пути для женщины ограничений нет.
И действительно можно ли обвинять Церковь в дискриминации женщины, если по ее вере полнота человеческой святости, чистоты и духовного совершенства была воплощена в Женщине-Деве, Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии - кроткой, чистой и богобоязненной еврейской девушке Мариам, удостоенной стать Матерью Спасителя мира. Те добродетели, которыми обладала Пресвятая Дева, в современной жизни выглядят неуместным анахронизмом и отсталостью. Однако, в нашей жизни мы видим, к каким катастрофическим результатам приводит мнимое освобождение женщины от тех «условностей», которые, в большинстве случаев, не лишали ее свободы, а мудро оберегали ее честь, достоинство, ее природную уникальность, защищали ее бытие, как Жены и Матери, Которой было поручено главное – продолжение и воспитание человеческого рода.
Тот запас сил, который сегодня раскрывает и являет в общественной жизни женщина, представляет часть, и порой невосполнимую, той благодатной сокровищницы, которой обладает женщина, но предназначенную для других целей, гораздо более значительных и жизненно важных, чем эффективное функционирование современной технологической цивилизации. Хвалиться сомнительным правом снисходительно похлопывать мужчину по плечу, курить, ругаться матом и пить пиво из горлышка бутылки, убивать собственных детей говорит либо об полном утрате чувства реальности, либо о ущербности личности тех, кому оказалась не по плечу роль полноценной матери и женщины. И тогда мужское согласие на мнимую женскую эмансипацию превращается в акт предательства и дезертирства мужчины, трусливого отказа от роли воина, защитника и отца – что мы и наблюдаем в реальной жизни.
Очень трудно быть женщиной в современном, ускоряющем свой стремительный бег, мире, оставляющем у нас все меньше прав на ошибку: слишком дорогую цену мы за это платим. Трудно оставаться и мужчиной, ответственным, мужественным и великодушным, защитником слабых и верным другом. Трудно быть человеком, как вчера и сегодня, впрочем, и как всегда. И отказ от своего мужества и своей женственности есть ничто иное, как отказ от своего человечества, и это надо понять со всей силой и определенностью, решающей уже наше будущее, и тем более будущее наших детей. И только в мужественности и женственности человек находит себя, свое подлинное призвание и счастье.
Священник Андрей Лобашинский
Последнее обновление (17.07.09 23:31)