|
|
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, архиепископа Калужского и Боровского |
|
Приходской листок
церкви |
№2 (выпуск 8) |
Пастырское слово
Вот и вновь протяжно тонко и заунывно разносится по улицам и полям русским редкозвучный постовой звон, зовущий на молитву и покаяние. Звон этот для души нашей, что неугомонная и настойчивая трель будильника, вырывающая нас из сонного забытья и дремотной неги, - восстани, душе моя, что спиши, конец приближается и имаши смутитися… Из шумной суеты повседневности, цепких объятий многозаботливой жизни выводит нас властная и уверенная рука – рука Матери-Церкви, чтобы в тиши и сосредоточенности Великого Поста, святой Четыредесятницы, вспомнила бы наша душа об Отчем Доме, таком далеком и неожиданно близком.
Но
медленно и неохотно просыпается душа,
словно уже и не душа она, лекгокрылая и
быстродвижная, а тяжелое, одебелевшое тело,
едва способное к движению и труду. Спать
легко, спать привычно, и что от того, что
живя во сне, думаем, что бодрствуем. А
колокол поста никак не угомонится, и уже не
в ушах наших только, а в самой душе не
смолкает его неотступный звон: «Боже,
милостив буди мне, грешнику.» За поклоном -
поклон, за молитвой – молитва… Просыпается
душа понемножку, и тихая радость поста
вливается в сердце, врачуя его и от горечи, и
той сладости, что паче горечи, «еюже
сопротивник напои»…
Во все времена бытия церковного Святая четыредесятница Великого Поста была и десятиной Богу, «Божьим временем», и поприщем подвига, и училищем покаяния и школой молитвы. Ныне, посреде мира, буквально захлебнувшегося самоугодием и жизнью по плоти, именуемой комфортом, Пост стал великим христианским вызовом мiру, его ценностям и всему пути. Оттого он так неугоден мiру, и потому так важен для каждого христианина. Постясь от сердца, мы непрестанно говорим сладкоречивому льстецу – нет! – а Царству Божию – да!
Поверьте, наш незаметный и скромный отказ от приятной и вкусной пищи, даже простое ограничение наших привычных потребностей, и такое кажущеся простое дело, как отключение на время поста телевизора – это на самом деле очень серьезный выбор и наша маленькая война за право быть, а не только называться православным христианином… И эту войну нам надо обязательно выиграть, и ведь только на войне можно понять, кто чего стоит … У каждого есть враг – сопротивник: свой демон-искуситель, свои страсти и злые привычки, ставшие второй натурой, и домашний враг - самость, липкой паутиной опутавшая сердцевину души,- и это все тоже обнаруживается постом и смиренным постом побеждается. Лишь стоя на «божественной страже», познаем свою немощь и воочию увидим Великого Победоносца, Который победил мир и дарует эту победу всем Своим воинам, от первого до последнего, от мала до велика, не сильным и удачливым, а скромным и верным, незаметным и смиренным, тем, ради которых «и смерть претерпе, и плотию пострада», которым Жизнь и Воскресение даровал навеки.
Прощенное воскресенье,
воспоминание Адамова изгнания. Заговенье
на пост.
Понедельник – четверг 1-й недели поста – чтение Великого покаянного Канона св. Андрея Критского.
Суббота 1-й недели – Воспоминание чуда о коливе мч. Феодора Тирона.
1-е воскресенье – Торжество Православия.
2-е воскресенье – память свят. Григория Паламы
3-е воскресенье – Крестопоклонное.
4-е воскресенье – память преп. Иоанна Лествичника.
Четверг 4-й недели – “Мариино стояние”(чтение Великого покаянного канона).
Суббота Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы.
5-е воскресенье – память преп. Марии Египетской.
Суббота 5-й недели – Лазарева (воскрешение четверодневного Лазаря).
Книжная полка
Одно зрение христианских книг доставляет великое утешение христианину, - согласно свидетельствуют святые отцы. А значение чтения духовных наставлений подвижников благочестия, наглядно изъясняющих нам пути духовной жизни, и потому справедливо названных душепитательными, и вовсе трудно переоценить. Но чтение само по себе не только не принесет пользы христианину, а может оказаться и просто опасным, если не будет, как всякое духовное делание, совершаться в соответствии с правилами духовной жизни. Такой подход к духовному чтению подразумевает чтение, во-первых, не самочинное, а по благословению духовника, во-вторых, обязательное применение прочитанного к собственной жизни и своему духовному состоянию, то есть чтение опытом собственной жизни, лишь тогда оно будет способствовать не горделивому возношению, а наоборот, познанию собственной немощи и самоукорению, в-третьих, чтение необходимо должно быть молитвенным, то есть внимательным, неспешным и сердечным, и наконец, оно должно соответствовать как образу нашей жизни, так и духовному состоянию (одно чтение мирянам, иное монахам, одно начинающим, другое – более опытным). Только при соблюдении этих условий духовное чтение будет истинно духовным, и по своим плодам и результатам может приравняться к молитве. В противном случае, мы столкнемся с тем, что духовные книги, нами прочитанные, либо не оставят никакого следа в нашем сердце и душе, либо будут растить в нас «внутреннего фарисея», который будет мерить свое благочестие и духовное преуспеяние не приумножением в своем сердце чувств смирения, любви к Богу и ближним и иных евангельских добродетелей, а исключительно количеством прочитанных духовных книг, что послужит ему к большему осуждению, ибо “кому много дано, с того много потребуется” (Лк.12:48). Поэтому, приступая к духовному чтению, нам следует подходить к этому духовному деланию с осторожностью и трепетом, непременно прося помощи и вразумления Божия в этом святом деле.
И после этого нам стоит подумать о тех книгах, которые нужно прочитать в первую очередь, дабы изгнать из нашей души крайнее невежество в самых простых и основополагающих вопросах духовной жизни.
Всем нам, к своему стыду очень
плохо знакомым со Священным Писанием,
следует иметь его своей настольной книгой,
наряду с толкованием Священного Писания
словами и духовным опытом святых отцов,
которые читали его богопросвещенным
разумом в свете Духа Святого, таинственно
открывавшего им сокровенный смысл Вечной
Книги. Значит, нам следует обзавестись
святоотеческим толкованием Священного
Писания. Можно посоветовать избрать в
простое и понятное руководство толкования
Феофилакта Болгарского на священные книги
Нового Завета: Евангелие и Послания св.Апостола
Павла. Эта книга вполне доступна и
неоднократно переиздавалась за последние
годы.
Для образования правильных понятий о духовной жизни, ее сути и необходимости для спасения православного христианина необходимо внимательное и повседневное чтение простых руководств в духовной жизни, созданных духовными учителями Православной Церкви. Здесь следует указать на такие книги, как «Поучения аввы Дорофея», подвижника 6-го века, которые, по справедливости, называются азбукой духовной жизни, «Лествицу» преп.Иоанна Синайского, изображающую ступени духовной жизни, и хотя книга была создана была прежде всего в руководство монашествующим, она может принести немалой пользы даже начинающему христианину, показывая высоту и беспредельность духовного совершенствования.
Также очень важно ознакомиться с простым и полным глубоких советов для живущих в миру руководством свят. Феофана Затворника «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться». Творение свят. Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое» - ценнейшее руководство, читая и пользуясь которым, можно научиться подлинно христианскому, духовному отношению ко всем без исключения явлениям человеческой жизни.
Чтение книг, в которых изображаются, так сказать, принципы духовной жизни, непременно следует дополнять повествованиями о праведной и богоугодной жизни православных христиан, которые оставили нам собственную жизнь, как пример для подражания и назидания… Жития святых, написанных разными авторами, были настольной книгой многих подвижников современности, в них они черпали силы и вдохновение для христианского подвига. В этой связи посоветуем «Жития святых» арх. Филарета Черниговского, которые и короче знаменитых Четий-Миней свят. Димитрия Ростовского, и более легки для усвоения нашими современниками.
Очень
интересны и актуальны для многих
современных христиан, особенно молодых,
наставления недавно блаженно почившего
старца схимонаха Паисия, афонского
подвижника, который очень много написал и
сделал для духовного окормления мирян,
живущих посреди современного мира,
погруженного в невиданные доселе соблазны
и во многом отличного от прошедших веков по
степени своей обезбоженности и
антихристианской настроенности. Это чтение
дает очень много ценных советов и дает
правильные ориентиры в повседневных
житейских ситуациях, которые встают перед
каждым христианином.
В заключение этого краткого обзора круга духовного чтения, хотелось бы еще раз предупредить от легкомысленного отношения к духовному чтению. К нему нельзя относиться, как к обычному «чтиву» и искать в нем занимательного сюжета, повествования о необычных происшествиях, чудесах, которые пленяют наше воображение и приучают к мечтательности и ложной оценке реальной жизни и ее духовных опасностей. Духовное чтение именно так и называется, потому что формирует нашу духовную жизнь и дает духовные плоды: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5,22), в противном же случае наше чтение, в лучшем случае, является бесцельной тратой времени, или наполняет нас пустым знанием, от которого ни нам, ни нашим окружающим нет никакой пользы. Также подобает руководствоваться тем золотым принципом «лучше меньше, да лучше», и ни в коем случае не гнаться за количеством прочитанного, вдумчиво и по возможности глубже стараясь понять внутренний смысл написанного.
Особенно большое значение приобретает духовное чтение во время Поста, и поэтому Святая Церковь специально в своем Уставе даже оговаривает и рекомендует книги, которыми следует назидаться во время Поста, среди них: «Лавсаик», «Лествица» и другие творения святых богоносных отцов, которые, будучи предназначены, в первую очередь, для монахов, в миру могут быть заменены другими книгами, учащими тем не менее подлинно христианскому, то есть аскетическому подходу к духовной жизни, особенно важному в период духовного бодрствования.
Продолжение, начало в выпуске 6, 2001г.
1) Всячески остерегайся на что-нибудь сердиться: всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается Промыслом Божиим для тех же спасительных целей, для коих св. Апостола Павла постигали беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды в градех, беды в пустыне, беды в море, беды от лжебратии, внеуду брани, внутрьуду – болезни (2 Кор. XI, 26).
12) Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанести вам вам оскорбление, если бы не Господь хотел допустить это, и поэтому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы Ему не чужие, и ведет вас в Царство Небесное. Писание Святое глаголет: “ Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог; который бо есть сын, егоже не наказывает отец” (Евр. XII, 7).
13) Оставляйте суровость всегда и будьте пред Господом в обхождении с людьми, как дети незлобивые.
14) В любви Божией пребывайте, ей учитесь, ею дышите: Бог есть любовь, и кто в любви пребывает, тот в Боге, и Бог – в нем. И в скорбной жизни сладко жить с Божией любовию.
15) Не в многоглаголании есть спасение, а в совершенном внимании к себе.
16) Отвыкайте от споров: они, возмущая сердце, лишают нас мирного состояния души, Всякой вздорной мысли противопоставляйте молитву Иисусову. Не верьте предрассудкам.
17) Подозрительность – совсем не христианское свойство, и потому не усваивайте его. Мудрости же, осторожности и непорочности требует от нас Сам Бог чрез Св. Писание: “Будите мудры, яко змия, и цели, яко голубие”.
18) Всегда держитесь средины: крайности нигде и ни в чем не похвальны. Помните старческое слово: “Могущему понести, все возвести”.
19) Всегда будьте преданы воле Божией, всецело для нас спасительной.
Продолжение в следующих выпусках
Уставщик
Входя в храм Божий, человек попадает в особую обстановку – на небо, находящееся на земле. Все здесь имеет стройность и духовную красоту и смысл. Все находится на своем особом месте, соблюдается свой чин и порядок – нет здесь ни хаоса, ни беспорядка. Иконы расположены в определенном порядке, пение совершается по строгим древним законам, за молитвой следует определенная молитва. И только в рядах молящихся сторонний человек не сможет заметить стройности и порядка. О наших хождениях по храму, о разговорах во время службы и говорить не приходится. Но даже в малом – в уместном и осмысленном крестном знамении и поклоне у нас нет единства. А ведь богомолец такой же участник богослужения, как и священник, как и певчий. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, одновременно с другими молящимися, а именно тогда, когда это указано.
Об уставе о поклонах мы и хотим поговорить, тем более, что этим интересовались многие люди, смущенные современным незнанием и полным самочинием в этом вопросе. В разных источниках можно сейчас встретить несоответствие друг другу и даже противоречия. Мы же возьмем за основу опыт известного исследователя и ревнителя Церковного Устава – епископа и исповедника Афанасия (Сахарова) († 1962 г.).
Прежде всего скажем о том, что волнует почти всех – о земных (великих) поклонах – когда их уместно совершать и когда нет. Земные поклоны на богослужении совершаются в определенное время (как, впрочем, и поясные), а не по желанию. Они приличны дням покаяния – будничным и, тем более, постным. Но в дни праздничные: в великие праздники, в воскресные дни, - земные поклоны полностью отменяются, согластно установлению Святых Отцов. Так же в периоды от Пасхи до Троицына дня (Пятидесятницы) и от Рождества до Крещения (Святки) земные поклоны не полагаются. Например 90 правило VI Вселенского собора говорит: «От богоносных Отцов наших канонически предано нам: не преклонять колен в дни воскресные, ради чести Воскресения Христова». При всем этом и поясные (малые) поклоны полагаются не произвольно, но в определенные моменты, соответственно со смыслом молитвословий.
На
любом богослужении положены:
при чтении или пении «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», трехкратного «Аллилуйя», «Буди имя Господне благословенно…» - три поясных поклона;
на «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим…» - три поясных поклона;
на всех ектениях, осеняя себя крестным знамением при пении «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», твори поясной поклон;
на стихирах и других молитвословиях тогда только полагается поклон, когда слова молитв побуждают к этому, например: «припадем», «поклонимся», «молимся»;
перед и по прочтении Евангелия (на «Слава Тебе, Господи») всегда полагается поясной поклон;
при чтении акафиста, на каждом кондаке и икосе – поясной поклон, а на 13 кондаке, который читается трижды – поясной или земной, смотря по дню;
при окончании службы, после «Честнейшую Херувим…» и перед «Именем Господним благослови, отче» - глубокий поясной поклон;
когда священнослужитель преподает мир, произнося «Мир всем» или подобное, а хор отвечает: «И духови твоему» - поясной поклон без крестного знамени;
при словах «Главы ваша Господеви приклоните» - наклонить голову без крестного знамени до окончания молитвы, но не кланяться;
при осенении Крестом, Святым Евангелием или иконой – малый поклон с крестным знамением;
при осенении свечами, при благословении рукой или при каждении предстоящих кадилом – поклон без крестного знамени ( лишь на Пасху при каждении с Крестом, в ответ на приветствие «Христос воскресе» - отвечают, крестясь: «Воистину воскресе»);
при чтении или пении псалмов царя-пророка Давида не полагается поклонов;
на отпустах при благословении рукой – поклок без крестного знамения, при благословении крестом – поклон с крестным знамением.
Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем, иногда, еще и прижимают их к себе или целуют их.
На вечерни и утрени, а так же и на всенощном бдении:
на вечерни воскресного или праздничного всенощного бдения после молитвы «Сподоби, Господи…» земные поклоны прекращаются до вечерни под следующий день;
среди шестопсалмия на троекратном «Аллилуйя» - крестное знамение без поклонов на каждое «Аллилуйя», ради глубокой тишины;
на утрени при пении величания – поклон после каждого величания;
при пении «Хвалим, благословим, кланяемся и превозносим Тя во вся веки» – поясной поклон;
при пении «Честнейшую Херувим…»: после возгласа «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» – поясной или земной поклон (смотря по дню);
на непраздничной утрени после «Достойно есть...» - земной поклон.
Отдельным словом необходимо выделить две ситуации, сложившиеся в нашем приходе.
Во-первых – это поведение на
богослужении наших соседей - сестер
монахинь. Некоторые смущаются тем, как они
совершают поклоны, другие вслепую им
подражают, не зная правил. Монахи имеют свой
особый монастырский устав и следуют в
точности ему, нам же не следует ни осуждать
их, ни бездумно подражать. Будем
придерживаться устава, от Святых Отцов
переданного для всей Церкви и через это
понемногу узнавать о смысле богослужения.
Во-вторых – это устоявшееся со временем традиция в нашем храме – при каждении всей церкви настоятелем, прихожане переходят то на одну сторону храма, то на другую. При этом все внимание молящихся отвлекается от поемого или читаемого, а переключается только на проходящего священнослужителя. В этом, конечно, проявляется почтение к священнику и священному действию, но движение, шум, повороты боком и даже спиной к алтарю, отвлечение от молитвы никак не согласуется со строем богослужения. Поэтому эта традиция не имеет никакого основания. Во время такого каждения молящийся должен отступить и пропустить священника и после этого сразу встать на свое место, вернувшись мыслью к службе. Если священник кадит на людей, то надо поклониться и вернуться к богослужению, а не сопровождать его взглядом в течении всего священнодействия.
Может быть, этот список кому-то покажется утомительным для запоминания, но тем не менее он может помочь освоится в последованиях богослужений, если человек отнесется к этому серьезно и с усердием к установлениям святых отцов.
* * *
Также, стоя молитвы творим во едину от суббот (т.е. в воскресенье), но причину сего не все знаем. Ибо не только, как совоскресшие Христу и обязанные искать вышнего, стоянием во время молитв в день воскресения напоминаем себе о благодати, нам дарованной, но и потому сие творим, что день этот является образом будущего века... И так основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в этот день молитвы в стоянии совершать, чтобы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному переходу... Церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, что грехом ниспали на землю, и то, что , человеколюбием Создавшего нас, снова воззваны на небо.
(свт. Василий Великий, правило 91)
Духовный опыт
«Мне ли не возненавидеть
ненавидящих Тебя,
Господи, и не возгнушаться
восстающими на Тебя?
Полною ненавистью ненавижу
их: враги они мне.
(Пс. 138, 21-22).
Так царь-пророк
Давид говорит о своем отношении к врагам
Божиим. Истинными же врагами Его являются
дьявол и его ангелы, навсегда отпавшие в
своей злобе от Творца. Человек обычно
избегает встречи с врагами, а, если завидит
их, то прилагает всю хитрость, чтобы не
попасть в их руки. Мы, христиане, вроде бы и
Христу Богу поклоняемся и всяких греховных
проявлений стараемся отвращаться, но по
малодушию и маловерию мы подпадаем под
дьявольский обман – начинаем верить
приметам и другим суевериям, дальше мы
обзаводимся талисманами и оберегами, а
потом наши ноги приводят нас к бабушкам (и
не только бабушкам), которые перед иконами
читают над нами «святые» молитвы. И мы уже
не понимаем, что, обманувшись раз в начале,
мы затем приходим за помощью к самому
сатане – врагу Божьему. Наше время особенно
отличается тем, что люди не умеют
совершенно определить от Бога или дьявола
происходит явление, потерян опыт испытания
духов (ср.1-е Ин. 4, 1). От этого частые случаи
обманов и попадания под дьявольское
влияние, но это не оправдание для нас,
особенно для тех, кто считает себя
христианином, и для которого храм не музей
или диковинка, а Небо на земле. По малодушию
мы, обращаясь на «сторону», убиваем свою
веру и, вместо того, чтобы уповать на
Всемогущего и Всеблагого Владыку, мы
полагаем свою надежду на людей, на вещи, на
демонскую помощь. Этим мы становимся хуже
самих язычников, которые служат бесам. Они
не знают Христа, а мы познали, увидели и
отвратились от Него. Святые Отцы ясно
сказали о таких: «Предающиеся волшебникам
или так именуемым старейшим волхвам, или
другим подобным, чтобы узнать от них, что
восхотят им открыть, согласно с прежними
отеческими о них постановлениями, да
подлежат правилу шестилетней епитимии. Той
же епитимии надлежит подвергать и тех,
которые… соединяя обман с безумием,
произносят гадания о счастье, о судьбе и
множество других подобных толков, равно и
так именуемые облакогонителей, обаятелей,
делателей предохранительных талисманов и
колдунов. Закосневающих же в этом и не
отвращающихся, и не убегающих от таковых
пагубных и языческих вымыслов повелеваем
совсем извергать из Церкви, как и священные
правила повелевают. Ибо, кое общение свету
ко тьме, как говорит Апостол; или кое
соединение Церкви Божией со идолы? Или кая
часть верному с неверным, кое же согласие
Христа с велиаром?» А свт. Василий Великий
говорит, что таковые подлежат епитимии
наравне с самими волхвователями и убийцами.
Но у кого-то может возникнуть и такой вопрос: «А как же нательный крест? Не оберегает ли он человека, не является ли своего рода талисманом? А бабушки, которые шепчут молитвы? Не из церковного ли обихода они взяты, а присутствие икон при этом?» На это мы скажем вот что. Крест – это не магический символ, а знамение Христово. Как на войне враги, завидев флаг наступающей армии, в панике разбегаются, так и Крест Христов своим видом устрашает бесов. Человек же носит Крест ради свидетельства, ради исповедания христианского и в напоминание слов Господа: «отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Но, если человек не любит Христа, не исполняет Его заповеди, ни Крест, ни молитвы не помогут ему, ибо Божья благодать оставляет таковых (а скорее они сами оставляют Бога) и к ним получает доступ враг. Молитвы же этих «бабушек» пойдут им же в осуждение, потому что в их действиях нет ничего, основанного на заповедях Христовых, ничего, направленного к спасению души. Все это делается из гордости, ради временного, против воли Божией. И в Евангелии мы видим, как из уст бесноватых (т.е. от самих бесов) исходят слова о Христовой святости: «Знаю, кто Ты, святой Божий» (Мк. 1, 24) и др. Но при этом Господь с гневом заграждал им уста и запрещал говоритть, чтобы ничто, даже правда не исходили от лжецов, потому что она всегда, в этом случае, будет использоваться во зло. Об этом и Святые Отцы говорили: «И не только привески ты употребляешь у себя, но и заговоры, вводя в дом свой пьяных и болтливых старух, и не стыдишься и не краснеешь, после любомудрия обращаясь к таким делам? И вот что всего тягостнее в этом обольщении: когда мы увещеваем и отклоняем от него, думающие оправдаться говорят, что заговаривающая таким образом есть христианка и ничего дурного не произносит, кроме имени Божия. Но потому особенно я и ненавижу ее и отвращаюсь от нее, что она употребляет имя Божие во зло, что она, называя себя христианкою, совершает дела языческие… Посему увещеваю вас быть чистыми от этого обольщения» (свт. Иоанн Златоуст).
Велико искушение от оккультизма, особенно
в наше время, и особенно для людей, не
просвещенных Христовым словом, потому что у
них нет того духовного противоядия, которое
есть у христиан. Информация о подобных
услугах распространяется всюду, особенно
же через газеты. Об этом пишется не только в
столичной желтой прессе (например: газета «Мир
новостей»), но и в местной. Например, газета «Малоярославецкий
край». Славилась она своей интересной
подборкой информации, материалами по
истории, в том числе из духовной жизни. Но
как-то исподволь преподаются сведения о
народных суевериях, гаданиях, языческих
традициях, а иногда и просто секреты
ворожбы. К примеру не так давно, в
февральском номере, опубликована статейка
о том, как можно «разжиться святой водой» (дословная
фраза). Статья чисто оккультическая, но в
ней упоминается Православная Церковь, что
придает ей несколько благообразный и
безобидный вид. Люди же простые, доверяя
этим статьям, обманываются на малом и
приходят во глубину зол. Поэтому, видя такую
опасность, необходимо советоваться с
духовно мудрым человеком и по силе помогать
предостережением другим людям.
У нас есть Святая Церковь со своими Таинствами, со своей молитвой за всех; есть Пресвятая Богородица – заступница, есть молитвенники - угодники Божии. Что нам еще искать? Если Бог за нас, кто против нас (Рим. 8, 31)? Оставим свою волю, возложим все на Божью всеблагую волю и будем пребывать в послушании Матери – церкви, и мы не постыдимся, имея такого «ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника»(1-е Ин. 2, 1).
«Помни день субботний (праздничный), чтобы святить его»(Исх. 20, 8).
Женщина, работавшая в праздник.
В житии святых мучеников Бориса и Глеба рассказывается следующее. В городе Дорогобужи одна женщина работала в доме своем в день святителя Христова Николая, и явились ей святые страстотерпцы Борис и Глеб, грозно запрещая ей и говоря: «Зачем работаешь в день святого отца Николая? Разве не знаешь, что Господь не терпит бесчестия угодников Своих»? Сказав так, они разметали ту хижину, в которой жила женщина, а сама она от страха сделалась как бы мертва, потом едва пришла в себя и целый месяц была больна. В болезни этой у нее иссохла рука и оставалась такой три года, по прошествии которых была исцелена теми же святыми мучениками Борисом и Глебом.
Жития святых, 2-е мая.
Семейное чтение
Один учитель, знаменитый
своими знаниями, долго и усердно молил Бога
показать ему такого человека, от которого
бы он мог узнать прямейший путь, удобно
ведущий к небу. Однажды, когда он, проникнутый
сим желанием, усерднее обыкновенного
воссылал молитвы, ему показалось, что
слышит глас свыше, повелевающий ему выйти
из кельи к притвору церковному. “Там, -
говорил голос, - найдешь ты человека,
которого ищешь”. Вышел учитель и нашел у дверей
церковных нищего старца, всего покрытого
язвами и ранами, в самом жалком рубище.
Проходя мимо, учитель сказал ему обычное
приветствие: “Добрый день тебе, старец!” А старец отвечал “Не помню, чтобы
для меня был какой-нибудь день не добрым!” Учитель становился, и, как бы
исправляя свое первое приветствие,
промолвил: “Я желаю, чтобы Бог дал тебе
счастие”. А старец отвечал: “Я
несчастливым никогда не бывал”. Удивился учитель и, подумав, что
не вслушался или не понял его ответа,
присовокупил: “Что ты говоришь? Я желаю,
чтобы ты был благополучен”. “А я отвечаю тебе, что
злополучным не бывал”, - сказал старец. Тогда учитель, полагая, что
старец многоречив, и желая испытать его ум,
сказал: “Желаю тебе того, чего ты сам себе
желаешь”. “Я ни в чем не нуждаюсь и имею все,
что желаю, хотя и не ищу временного
благополучия”. “Да спасет же тебя Бог, - сказал
учитель, - если ты презираешь мирские блага.
Однако скажи мне, неужели ты один
счастливец между людьми? Стало быть,
несправедливы слова Иова: человек бо рожден
от жены малолетен (Иова 14,1) и жизнь его
наполнена бедами? Не понимаю, как один ты
умел избежать несчастий”. Злополучен тот, кто ищет счастия
в мире, потому что нет здесь другого счастия,
как только полагаться во всем на волю Божию.
Воля Господня и совершенно добра, и
совершенно правосудна; она ни лучшею
сделаться, ни худою быть не может. Она судит
всех, - ее никто. Я стараюсь совершенно ее
держаться и забочусь только о том, чтобы
хотеть того, чего хочет Бог, и не желать того,
чего Он не желает; а потому и не считаю себя
нисколько несчастливым, когда мою волю
совершенно соединяю и согласую с волею
Божией, так что у меня одно хотение или
нехотение: чего хочет или не хочет Бог”. “По убеждению ли своему ты это
говоришь? – возразил учитель. – Скажи мне:
так же ли ты думал бы, если бы Богу угодно
было послать тебя в ад?” “Богу послать меня в ад?! –
воскликнул старец. – Но знай, что у меня два
рамена дивной силы, которыми бы я ухватился
за Него обьятием неразлучным: одно рамо –
мое глубочайшее смирение, а другое –
нелицемерная любовь к Богу. Этими раменами
я так бы крепко обнял Бога, что, куда бы ни
был им послан, туда бы и Его повлек с собою, и,
конечно, для меня приятнее было бы быть вне
небес с Богом, нежели на небе без Него”. Удивился учитель ответам старца
и понял, что кратчайший путь к Богу – быть
во всем согласну с Его волей. Желая, однако,
еще более испытать стареву премудрость,
столь сокровенную в худой храмине его тела,
он спросил его: “Откуда ты пришел сюда?” “От Бога” – отвечал старец. “Где же ты нашел Бога?” “Там, где оставил все мирское”. “А где ты оставил все мирское?” “В чистоте мыслей и доброй
совести”. “Кто ты сам?” - спросил учитель. “Кто бы я ни был, - отвечал старец,
- но я так доволен моим положением, которое
ты видишь, что поистине не поменялся бы им
на богатства всех царей земных. Каждый
человек, умеющий владеть собою и
повелевающий своими мыслями, есть царь”. “Следовательно, и ты царь. Где же
твое царство?” “Там, - отвечал старец, указывая
на небо. – Тот царь, кому это царство
возвращено несомненными чертами”. “Кто тебя научил этому? И кто дал
тебе эту премудрость?” – спросил наконец
учитель. “Скажу тебе, - отвечал старец, -
что я целые дни провожу в молчании и, молюсь
ли, упражняюсь ли в благочестивых мыслях,
всегда забочусь об одном: чтобы крепко быть
соединену с Богом; а соединение с Богом и
согласие с Его волею всему научает”. Так учитель, научившись беседою с
нищим, и преподавши ему мир, возвратился к
себе, хваля и славя Бога, утаившаго сия от
премудрых и разумных, и открывшаго убогому
старцу, младенчествующему злобою (Матф. 11,
25).- Господи, научи ны
молиться...
- Егда молитися,
глаголите:
Отче наш, Иже на
небесех...
да будет воля Твоя!
Лук. 11, 1-2
“Точно
так, как я сказал тебе, - возразил старец, -
когда ты пожелал доброго и счастливого дня,
что я никогда несчастливым и злополучным не
бывал, - потому что то, что имею, мне Бог дал,
за то благодарю, а счастие мое в том и
состоит, что я не желаю счастия. Боязнь
счастия и несчастия опасна только тому, кто
их боится; но я не забочусь о счастии и
никогда не молюсь о нем к Небесному Отцу,
всем управляющему, и таким образом, я
никогда не был несчастливым, подобно тому,
желания которого всегда исполняются.
Голоден ли я? Благодарю за то Бога, как Отца,
ведущаго вся, ихже требуем (Матф. 6, 8).
Холодно ли мне? Страдаю ли от непогоды?
Также хвалю Бога. Смеются ли все надо мною?
Равно хвалю Его, потому что знаю, что все это
делает Бог и невозможно, чтобы то, что
делает Он, был худо. Таким образом, все,
приятное и противное, сладкое и горькое,
принимая радостно, как от руки доброго Отца,
желаю только того, что желает Бог, и потому
все случается по моему желанию.
Голубица, выпущенная из Ноева ковчега, не могла в волнах потопных найти себе места, где бы успокоилась нога ее; так и душа наша во всех земных вещах не может найти ничего такого, что доставило бы ей полное счастье. Бессмертной души нельзя напоить водой земных удовольствий; такая вода только усилит жажду в бедной душе. Всякое земное счастье непостоянно, оно скоро приходит, - кто удержит его? Оно проходит как тень, пробегает как волна, увядает как цветок, исчезает как дым… А всякое счастье, которое можно потерять, есть счастье ложное. Для истинного счастья нужно то, что везде и всегда может быть с нами и чего никто из смертных не может ни дать, ни отнять. В страхе Божием, в исполнении воли Божией, в чистой совести, в любви к Богу и ближнему – вот в чем истинное счастье человека! Где нет страха Божия и благочестия, там нет и не может быть истинного счастья. Поэтому, чтобы быть счастливым, надо быть благочестивым. Совершенное счастье в том и состоит, чтобы других делать счастливыми. Из всех удовольствий самое приятное есть то, какое испытывает человек после доброго дела. Любовь есть неисчерпаемое сокровище: кто этим сокровищем обладает, тот богат и счастлив; кто его не умеет, тот беден и несчастен. Посему стяжи любовь, чтобы стяжать себе возможное на земле счастье. – На этом свете истинно счастлив только тот, кто счастья не желает, а несчастья не боится. – За счастьем ездят за моря, рыщут кругом света, а оно в нас, в нашем сердце, куда мы совсем почти не заглядываем. – Счастье помогает тому, кто сам себе помогает умом и трудом. – Ищи счастья в собственном своем сердце: если там его нет, то и нигде не найдешь. Злые люди, несмотря на свою веселость, внутренно, в душе своей, лишены того мира и спокойствия, каким наслаждаются одни праведные и благочестивые. «Не радоваться нечестивым, рече Господь Бог»(Ис. 57, 21). «Мног мир только любящим закон Господа»(Пс. 118, 165). Вот почему даже один язычник взывал: «Господи, умилосердись над злыми, ибо Ты все радости предоставил добрым»!
(Из Цветника Духовного)
Почитайте детям...
Запомните, девочки,
Помните, мальчики,
Как правильно следует
Складывать пальчики:
Три пальца щепоткой,
Два пальца — к ладошке.
Смотрите, креститесь не понарошке!
-------------------------------------
Что за праздник здесь случился?
В будни — праздничный пирог!
Я — молиться научился:
В этом мне Сам Бог помог!
Я сегодня первый раз
За сестренкой милой
Повторил, молясь за нас:
«Господи, помилуй!»
Солнце брызнуло по окнам!
К маме бросилась сестра.
Мама испекла пирог нам,
И его нам есть пора.
Но теперь перед обедом
Я за стол не тороплюсь.
За сестрой и мамой следом,
Словно взрослый — помолюсь!
---------------------------------------
(Из стихотворения “В бурю”)
Комнату лампада
Кротко озаряла;
Мать, над колыбелью
Наклонясь, стояла.
А в саду сердито
Выла злая буря,
Над окном деревья
Темные качая.
Дождь шумел; раскаты
Слышалися грома;
И гремел, казалось,
Он над крышей дома.
На малютку–сына
Нежно мать глядела;
Колыбель качая,
Тихо песню пела.
“Ах! уймись ты, буря!
Не шумите, ели!
Мой малютка дремлет
Сладко в колыбели.
Ты, гроза Господня,
Не буди ребенка.
Пронеситесь тучи
Черные, сторонкой!”
Спи, дитя, спокойно...
Вот гроза стихает;
Матери молитва
Сон твой охраняет.
Завтра, как проснешься
И откроешь глазки,
Снова встретишь солнце,
И любовь, и ласки!
(А. Н. Плещеев)
Лена узнала от бабушки, что осуждать людей — большой грех и рассказала об этом подружкам.
— Даже того, кто тебя обидел? — удивилась Марина.
— И тех, кто не прав? — не поверила Таня.
— Ни-ко-го! — строго сказала Лена. — Нельзя даже слушать, как при тебе плохо говорят о ком-то. За это можно попасть в ад!
— Никогда не буду теперь
осуждать! — пообещала Марина.— Даже
Сережку из 1-го «Б», хотя он драчун! Ой...
— Эх ты, обманщица! — засмеялась Таня и тоже ойкнула.
— Давайте хоть пять минут потерпим! — предложили Лена.
Девочки дождались, когда на часах загорелись цифры 12.00, и — начали.
Сидят они, молчат. Десять секунд прошло... пятнадцать...
— А наша соседка...— начала было Таня, но, вспомнив про уговор, закусила губу.
Прошло еще двадцать секунд...
— У Таньки Сидоровой...— подала голос Марина и замолчала.
По телевизору шел фильм «Остров сокровищ». Девочки уставились на экран. Но один из пиратов вдруг закричал:
— Ах вы, олухи!
Марина едва успела выключить телевизор. Таня включила магнитофон, чтобы не так трудно было молчать.
— Дурачина ты, простофиля! — послышался голос сказочницы.
Тогда Лена взяла книжку «Приключения кота Леопольда» и стала читать вслух. Дойдя до слов: «Выходи, подлый трус!», она захлопнула книгу и возмутилась:
— Да что же это такое?!
Тут в комнату вбежал Танин брат Леша. Он оглядел подружек и удивился:
— Чего это вы дома сидите? Во глупые!
— Сам глупый! — вытолкала его за дверь Таня.
— Совсем не понимает, что нельзя осуждать! — поддакнула Марина.
— Все мальчишки такие! — добавила Лена.
Они в один голос ойкнули и, не сговариваясь, посмотрели на часы. прошло 3 минуты 17 секунд с начала их уговора.
Наши праведники
О. иеросхимонах
Александр родился в городе Козельске
Калужской губернии в 1810 году и при крещении
наречен Александром.
Родители его Димитрий и Татьяна Стрыгины,
из рода казаков, были люди благочестивые,
любили посещать храм Божий и совершать дела
благотворительности. Отрок Александр имел
весьма резвый характер: бывало, бегает по
крышам, - того гляди, сломает себе голову;
кто, бывало, делает проказы по городу? -
мальчик Александр. Когда отроку Александру
исполнилось 12 лет, родитель его Димитрий
отправился на богомолье в Оптину пустынь,
находящуюся в трёх верстах от Козельска. В
монастыре довелось увидеть ему обряд и чин
пострижения в монашество. Этот
трогательный обряд сильно повлиял на него и
пораженный им до глубины души, он подумал: “что,
если бы Господь сподобил хотя бы одного из
моих сыновей послужить Богу в монашестве, и
как бы я был рад, видя хотя одного сына
своего монахом.” Прийдя из монастыря домой,
он стал разсказывать домашним, что видел
чин пострижения и слышал, как настоятель
давал новопостриженному чётки, говоря при
этом: “приими, брате, сей меч духовный и
безпрестанно говори: “Господи Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.”
Услышав рассказ отца, юный отрок Александр
часто начал с того времени повторять
молитву Иисусову и находил в том большое
утешение. Такое благодатное утешение
Господь посылает человеку без труда в
начале подвижничества, чтобы дать
почувствовать сладость подвига и привлечь
к нему своего избранника. Данное без труда
легко и теряется. Время юности, а также и
следующие годы были для Александра
временем подобного испытания, пока, наконец,
он не поступил в Оптину пустынь. К обычным
искушениям и соблазнам юношества
присоединилось ещё то, что Александру, по
домашним обстоятельствам, пришлось
поступить сидельцем в питейное заведение.
Резвость и шалости дестсва сменились
теперь разсеянной и разгульной жизнью.
Знакомые о. Александра, видя его в Оптиной
смеялись и говорили между собой: “ну, монах
будет”, - они, зная его разгульную жизнь, не
думали, что он может ужиться в монастыре.
Однако терние житейских соблазнов и
обольщений не могло совершенно заглушить
тех добрых семян, которые ещё в детстве были
заложены в душу отрока Александра.
Вспоминая об этом втемени , о. Александр так
разсказывал о нем: “Тогда пустился я во вся
злая. Был сидельцем, потом поверенным;
женился, сын родился, с женою жил 4 года,
потом овдовел, после этого уже вдовцом жил в
миру ещё 2 года. В эту пору хотя и был
обольшаем суетными прелестями мира сего, но
всё-таки часто вспоминал и воздыхал о
Божией благодати, от совершения молитвы
Иисусовой, к которой привык в отроческом
возрасте.” В это время Александру
приходили мысли о приближающейся загробной
жизни, о грехах содеянных им. Это-то
душевное сознание и заставило его искать,
пока ещё время позволяло, спасительного
убежища в каком-либо монастыре для
всегдашнего покаяния и омовения слезами
своих грехов.
В 1838 году, по совету старца о. Леонида Оптинского, Александр, 27 лет отроду, решается поступить в Оптину пустынь, и принимается в число братии игуменом о. Моисеем. На первый раз назначили ему послушание быть в поварне помощником повара, а потом и поваром; всего он прожил на кухне 3 года. Из кухни его перевели в трапезную, и затем дали пономарское послушание. 11 октября 1841 года последовала кончина его руководителя в монашеской жизни о. Леонида. О. Александр сильно скорбел; эта потеря была для него незаменима, некому было открывать свои помыслы, хотя и чувствовалась в этом потребность. Прожив в Оптиной пустыни, по смерти о. Леонида, ещё несколько лет, - а всего, начиная с поступления, пять с половиною лет, о Александр, по предложению о. Антония, игумена Николо-Черноостровского монастыря, перешёл в его монастырь - в г. Малоярославце Калужской губернии. Здесь о. Александр прожил также пять с половиною лет и в это время был пострижен; сначала был рясофорным, а затем и мантийным монахом, - при пострижении наречен Агапитом.
В
Никольском монастыре он нёс послушание
понамаря и трапезного. Рассказывал о себе:
“Бывало сядешь с вечера на стульчик с
молитвою и просидишь так до утра. Будильщик
придёт будить, я вскочу радостно, возьму
ключи и пойду в церковь; и в таких случаях
наступающий день проходил всегда для меня
радостно и весело.” Но этот тихий поток
внутренней, сосредоточенной жизни снова
прерван был и возмущён потоком жизни более
шумной и разсеянной. В 1849 году о. Агапит, по
совету своего друга и побуждаемый
нерасположением к нему братии, подал
прошение о переходе в г. Харьков в
архиерейский дом, куда и был принят. Там же
он был рукоположен в иеродиакона, а через
год в иеромонаха и при этом был назначен на
должность эконома при архиерейском доме.
Прожил он там немного более двух лет. На
этом новом месте, при полной свободе
располагать собою и своею волею, он понял
что он не спасает свою душу, а медленно
губит её. Услышав, что близ Троице-Сергиевой
Лавры вновь устроился скит Гефсимания,
весьма удобный для безмолвия, подал
прошение об отпуске на богомолье и,
получивши разрешения, уехал. По пути он
заехал на свою родину; взял с собою своего
родителя Димитрия и с ним в 1851 году по
благословению митрополита Филарета
поступил в число братства Гефсиманского
скита.
В скиту о. Агапит за свой счёт построил себе келию на пчельнике, по примеру Георгия, затворника Задонского для безмолвия, и наравне с прочиею братией продолжал чреду священнослужения, так как ему не было разрешено вступить в совершенное безмолвие. В скиту о. Агапит имел такие сильные скорби, что не знал как ему ужиться здесь и если бы не старый и больной родитель за которым он следил и благодать Господня, то он сам говорил, что сбежал бы. В 1858 году некоторые из старцев скита, в том числе и о. Агапит, прешли для большего безмолвия в глубь леса, за пять вёрст от скита и устроили там себе часовню и келии. Через некоторое время нашёлся благодетель, некто Королёв, московский купец. Он выстроил им церковь во имя Св. Духа Параклита, с приделом во имя св. Иоанна Крестителя Господня. На день Введения во храм Пресвятой Богородицы в Гефсиманском скиту в Успенской церкви о. Агапит принял от наместника Троицкой Лавры пострижение великого ангельского образа - схиму, и наречён опять Александром.
Через некоторое время о. наместник попросил о. Александра вернуться опять в скит, потому что в скиту осталось почти одна молодёжь, надо там поддержать дух монашества. Повинуясь духовнику, в 1861 году он перешел обратно в скит. В пустыни Параклита он прожил всего три года. Многие из братии скита ходили к нему в пустынь за советами и для утешения от скорбей, и те, которые имели к нему расположение, получали то, за чем шли, ибо старец был наставник мудрый. Но этим самым обет его безмолвия нарушался, а потому, желая исполнить его, движимый Божиим призванием, он начал просить о. наместника Антония на удаление его в пещеры при Гефсиманском ските в затвор. О. Антоний и митрополит Филарет увидели в этом желании о. Александра Божие призвание и благословили его три месяца никуда не выходить из келии своей, и по истечении сего срока доложить его преосвященству, как он будет себя чувствовать. С послушанием и любовью исполнил о. Александр назначенный срок затвора, и только тогда митрополит Филарет благословил его на полное затворничество. В пещерах о. Александр прожил три года с 1862 по 1865 год. Наряду с аскетическими подвигами и непрестанной молитвой, он сильно хворал, у него открылась сильная грыжа, а затем ослабли зубы в дёснах и опухли ноги. Его духовный отец посоветовал ему оставить затвор и перейти в скит в свою прежнюю келию. В скиту о. Александру хотели вручить начальство над общежитием (близ Гефсиманского скита), но он уклонился от него. Братия, видя в старце, убелённом сединою мудрости Христовой, простого, добродушного, находила в его советах великое утешение. Вкусив сладости и тишины безмолвного уединения и непрестанного молитвенного подвига, о. Александр тяготился настоящим своим положением и вскоре попросил о. наместника снова о благословении на затвор. Его благословили затвориться в келии при церкви Воскресения Христова, что на кладбище в скиту. Здесь он прожил 7 лет до самой своей блаженной кончины, последовавшей в 1878 году 9 февраля. Погребено тело о. Александра на скитском кладбище, близ церкви Воскресения Христова, и на могиле его духовными детьми положен мраморный памятник - плита с надписью на одной стороне : “ Здесь погребено тело раба Божия, иеросхимонаха о. Александра, скончавшегося 9 февраля 1878 года, на 68 году от рождения, жившего в монастыре 40 лет, из них в затворе 10 лет”, а на другой стороне : “ Постничеством работавшего тебе, Христе, и православием на земле, прослави, Спасе, на небесех!”
Слова и наставления старцев
Родная мать моя,
вразумляемая словом Божиим, внушала мне и
сестре моей, чтобы мы более всего любили
Бога, знали его заповеди, почитали их
превыше всяких наук человеческих,
мудрствованием изобретенных и, опасно
соблюдая, исполняли бы самим делом. Слово
Божие, говорила она, есть свет, жизнь и
блаженство вечное, и потому учила нас так
жить, чтобы оно всегда царствовало в
сердцах наших; ко временным же вещам, всегда
изменяющимся, чтобы никогда не
привязывались сердцем, но, как
порученностию, управляли бы оными, - во
всякое время и на всяком месте единственно
в славу Божию! учения же гордых и кичащихся
своим буйным разумом, жизнь свою
располагающих по стихиям мира сего,
совершенно уклонялись бы и выше всего оного
хранили бы веру святого исповедания
Православной Церкви. И если узнаем, что есть
какое-либо
умствование против Церкви, то опасались бы
оного более, нежели самой смерти. – Будет
Божий суд! и примут воздаяние каждый по
делам своим: сотворшии правая дела внидут в
радость Господа своего, а сотворшии злая –
в муку вечную: то и другое без конца. – Во
временной же сей жизни Господь оградил
человека заповедью и предал его воле: как
кто изволит, так и будет каждому человеку.
Кто противников и злословящих истинное
христианское учение слушает,тот с ними и
будет предан суду, а кто с Церковию слушает
слово Божие, тот хотя и погрешит
неумышленно, по немощи своей, но имеет
надежду на Господа, что Господь смиренно-кающихся
прощает и удостаивает вечной милости Своей.
Но кто любит отца или мать, или жену, или чад
своих более, нежели Бога, таковый недостоин
есть Господа своего. – Родителей
обязанность к чадам своим есть средствами
увещевать и убеждать их к непорочной и
чистой жизни, как супружеской, так и
бессупружной по благоизволению ради Бога, к
соблюдению веры, заповедей Божиих и
благочестия, и приносить о них молитвы
посредством Святой Церкви, и творить
милостыни, да не оставит Господь милостию
Своею и ими же знает судьбами, помилует
молящихся Ему и испрашивающих вечного
спасения.
От уныния же и смущения соблюдать себя внимательно; от этого раждается неверие, от неверия же отчаяние и смерть; чего не постигает ум и что есть выше разума, то должно принимать одною верою и утверждаться во всем непоколебимою надеждою на промысл Божий!
Мирствуйте в сердце вашем мыслями и покойтесь в Господе и Боге Иисусе Христе. Святой Хранитель Ангел ваш да сохранит вас и все семейство ваше в милости Божией.
Июля 13-го, 1830 г.
(Из писем затворника Георгия Задонского)
СТОЛЕТИЕ ЧАСОВНИ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ОТМЕЧЕНО В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
Санкт-Петербург, 6 февраля 2002
В этот день в северной столице. В день памяти небесной покровительницы Санкт-Петербурга в храме на Смоленском кладбище, который помогала строить святая Ксения, совершена праздничная литургия. Крестный ход к часовне блаженной Ксении возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
С ХVIII века, еще при жизни Ксении, верующие стали почитать ее как скорую помощницу и целительницу. Ради спасения и любви к ближним блаженная в 26 лет взяла на себя подвиг юродства, за что Господь наградил ее даром прозорливости и чудотворения. После смерти мужа зажиточная вдова раздала все имущество бедным и 45 лет жила в Санкт-Петербурге, скитаясь по улицам.
Часовня, построенная в 1902 году по проекту архитектора А. Всеславина, к нынешнему юбилею отреставрирована. На ней появилась золоченая главка с крестом. Паломники проходили сегодня на кладбище через обновленные ворота и шли к петербургской святыне по вновь замощенным дорожкам.
ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
* * *
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ТОРЖЕСТВЕННО ОТМЕТИЛА ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ
Москва, 25 февраля 2002 г.
25 февраля 2002 года прошли общецерковные торжества по случаю Тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В день памяти своего Небесного покровителя - святителя Московского Алексия, всея России чудотворца - в столичном Богоявленском кафедральном соборе, где покоятся его святые мощи, Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении собора архиереев и сонма духовенства, при большом стечении народа Божия совершил Божественную литургию и праздничный молебен.
* * *
ОСНОВАНА РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ
Москва, 24 февраля 2002 г.
155 лет назад было положено начало “духовному представительству” России на Святой Земле. Именно в этот день 1847 года император Николай I высочайшей резолюцией утвердил доклад об учреждении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Основание миссии преследовало цели иметь постоянное представительство Русской Православной Церкви при Иерусалимском Патриархате, обустраивать русских паломников, проводить богослужения на церковно-славянском языке, а также помогать местному духовенству и мирянам, в основном, православным арабам. Что и было с честью выполнено первым составом Миссии: архимандритом Порфирием (Успенским) и иеромонахом Феофаном Говоровым (будущим святителем Феофаном Затворником). Имеются сведения, что в 1914 году Россия содержала на Ближнем Востоке 113 учебных заведений для местного населения.
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме сегодня - это структура подворий, храмов и монастырей. Как сообщили корреспонденту ИТАР-ТАСС по телефону из Иерусалима сотрудники Миссии, сейчас в Святой Земле России принадлежит 10 участков (до революции их было 70). Деятельность Миссии, которая возобновилась 10 лет назад, расширяется в связи с увеличивающейся русской диаспорой в Израиле. Богослужения проводятся в Троицком соборе, в домовой церкви царицы Александры в здании Миссии, в храме Петра и Тавифы в Яффе, в храме Ильи Пророка в Хайфе, в храме Марии Магдалины на берегу Тивериадского озера, а также в Горненском монастыре - основном духовном центре Миссии.
С начала года постепенно возобновляется паломничество из России, прерванное с сентября прошлого года в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке. По сведениям Миссии, если в декабре не было ни одного паломника из России, то на Рождество в Святой Земле побывали 20 россиян, а на Пасху ожидается более 100 человек.