У нас, на Кариже

Логотип приходского листка "У нас на Кариже..."

Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, архиепископа Калужского и Боровского

Приходской листок церкви
Покрова Пресвятой Богородицы

№3 (выпуск 9)
Пасха 2002 г.

Пасха.

Тропарь, глас 5:

Христос воскресе из мертых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8:
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, подшим подаяй Воскресение.

 

После слова Огласительного Святителя Иоанна Златоуста. Митрополит Сурожский Антоний

Вы слышали убежденное, вдохновленное Воскресением Христовым слово святого Иоанна Златоустого: какой правдой и силой оно звучит! И, однако, поднимается перед нами вопрос – как же так: Христос попрал, победил, уничтожил смерть, а вокруг нас смерть косит и косит людей? Он победил ад – и кажется порой, что из глубины ада подымается все новая и новая, все более страшная мгла... как же верить этому свидетельству, где же правда? Христос умер; и смертью Своей Он сошел в те глубины ада, где не было ни света, ни радости, ни надежды. Он стал Человеком и как человек умер – но не Своей, а нашей смертью. Грех убивает, безбожие, потеря Бога убивает. Христос был Сам Богом Живым. Он не мог умереть естественной нам смертью; но Он нас возлюбил, возлюбил так, что стал с нами един, и все, вся трагедия, весь ужас человеческого бытия легли на Него, включая эту страшную потерю Бога, от которой мы все увядаем и умираем. Не сказал ли Он страшного слова на кресте, последнего слова: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?.. Он приобщился нашей богооставленности и, потеряв Бога, как мы, умер. Но сошел Он во ад в славе, в славе Своего Божества. Широко раск-рылся ад, чтобы, наконец, пленить, победить, удержать Того, Кто на земле рушил его царство. Ад, как говорит Иоанн Златоустый, приразился телу и был поражен Божеством; мрак засиял Божественным присутствием; смерть, которая там царила, побеждена; жизнь жительствует... А смерть на земле теперь для нас не страшна; она – сон, она – успение, она – ожидание и нашего воскресения из мертвых... И не страшен нам ад, как бы он ни был жесток, беспощаден; как бы он на земле ни проявлялся жутко, бессердечно – он нам не страшен. Потому не боимся больше мы, христиане, верующие, никого, кто у нас может отнять земную жизнь, что нам во Христе и через Христа принадлежит жизнь вечная. Этому свидетели теперь миллионы мучеников древности и наших дней; они встретили смерть и победили смерть верой и любовью... И нам предстоит тот же, может быть, путь, и нас они зовут бесстрашно, любовно, тор-жествующе встретить ад лицом к лицу, зная, что свет во тьме светит и тьма, если и не принимает его, то победить его не может; врата адова не победят Церкви, не победят Царства Божия, Царства жизни и Царства любви.

Аминь!


Да празднует вся тварь
восстание Христово

Вот она, долгожданная Христова Пасха! – День, в который небеса достойно веселятся, земля же радуется, празднует весь мир, видимый же и невидимый, потому что Христос воста – веселие вечное (из пасхального канона). Душа человеческая ликует, все чувства просвещаются в сей светлый день. И это не зря. После долгих дней поста настал этот духовный праздник Воскресения Христова, предвещающий тот нескончаемый День, в который, после трудов и потов жизни земной, возвеселятся праведники.

День этот единственен и неповторим. И, чтобы это отличие почувствовали люди, у нашей заботливой матери-Церкви для этого первое средство – богослужение. Оно особенно, сообразно с уникальностью праздника.

Пасхальный чин богослужения сильно отличается от чина обыденных служб и, тем более, от постовых. Исключаются покаянные молитвы (шестопсалмие, псалмы и др.); радость праздника выражается пением, поэтому чтение прекращается; обычные Часы заменяются Пасхальными Часами, которые совсем не похожи на привычную всем службу. Праздник Пасхи отмечается с великим духовным ликованием в течение всей последующей недели, почему и называется она Светлой, хотя на этом праздник не заканчивается, но отмечается с меньшим торжеством в течение еще 33-х дней до отдания. Во всю Светлую Седмицу врата священного алтаря остаются раскрытыми, что символизирует открытые нам Спасителем врата рая. В это время после каждой Божественной Литургии под звон колоколов совершается крестный ход. Все это выражает духовное веселье человеческой души и радость вести о Светлом Христовом Воскресении. Но, чтобы лучше представить себе это торжество, посмотрим ход богослужения в Пасхальную ночь.

Ночью, в 11-м часу, в храме и вокруг него уже царит некое оживление. Подходит нарядный народ в предвкушении праздника, покупает свечи. В атмосфере чувствуется приближение чего-то необычного, чего-то радостного. А в это время посреди храма уже читается книга Деяний святых Апостолов, которая из всего Священного писания больше всех повествует и уверяет об истинности Воскресения Христова и последовавших за ним чудесах и о распространении веры. Ближе к полночи совершается последняя постная служба – полунощница с чтением канона «Волною морскою…» перед плащаницей, которая затем уносится в алтарь. И тут наступают последние минуты предпраздничных ожиданий. В алтаре все готовится к торжеству, а в центре храма становятся в строгом порядке: фонарь, запрестольные крест и икона, хоругви, образа, готовые в любую минуту двинуться во главе праздничного крестного хода.

И вот, в полночь, из алтаря впервые слышатся тихие слова: Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют не небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. И при этом пении отверзаются Царские врата, и крестный ход начинает свое шествие. Обойдя вокруг храма под радостный трезвон колоколов, он останавливается перед перед закрытыми вратами, как перед гробом Спасителя, закрытого огромным камнем. И сразу начинается богослужение: священник после первых пасхальных стихов, крестообразно осенив двери крестом и кадилом, отверзает их при пении тропаря «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», в знак того, что двери райские открыты для нас Крестом Христовым.

В храме служба продолжается пением торжественного Пасхального канона преп. Иоанна Дамаскина. На каждой песни канона совершается каждение, которое завершается приветственным троекратным возгласом священника: Христос Воскресе! Люди же отвечают, крестясь: Воистину Воскресе! Канон сменяется пением стихир Пасхи, очень любимых народом. Многие, зная их наизусть, подпевают клиросу в ответ на призыв Церкви: Приидите нового винограда рождения (т.е. отрасли нового сада, насажденного Богом)… поюще Его, яко Бога, во веки. Пасха есть праздник примирения Неба и земли, поэтому в последней стихире Церковь возглашает: Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем и скажем: «братие»; и ненавидящим нас простим все воскресением, и после этого возопиим: «Христос Воскресе из мертвых…» Так Пасхальная заутреня приближается к концу, когда происходит первое христосование священнослужителей в алтаре и людей друг с другом в храме, и чтение знаменитого Слова свт. Иоанна Златоуста на Пасху: «Аще кто благочестив…»

Закончившуюся заутреню сменяют Часы Пасхи, а затем начинается праздничная Божественная Литургия, совершаемая при открытых Царских вратах, в конце которой после усердной подготовки христиане причащаются Святых Христовых Таин, что является кульминацией праздника, потому что люди принимают в себя Самого Воскресшего Христа Бога. Чего большего можно желать в этот святой день?!

Так заканчивается ночное торжество. После службы люди освящают свои куличи, пасхи, яйца и расходятся, неся в дома в своих сердцах огонек вечной радости и непрекращающегося веселья.

Христос Воскресе!


Б. Шергин

Из дневника писателя

Еще молчит всякая плоть человека и стоит со страхом и трепетом: спит во гробе Начальник жизни. Но скоро, скоро все исполнится света: небо и земля и преисподняя. Воссияет свет, паче грозы и молний; свет Воскресения Христова облистает мир. И услышим вечно желанное, вечно любимое: «Христос воскресе из мертвых…». Вера Христова, сокровище и счастье наше. От дней младенчества и до старости нет вести радостнее, нет песни прекраснее, нету словес более дивных, как «Христос воскресе из мертвых». Помню завещание материнское: «Сие слово непрестанно припевай, дитя, душе своей…». Ребята на улице окликают меня «дедушкой». Но как у дитяти ликовало мое сердце о радости Воскресения, так и теперь у старика сладко оно трепещет – Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!.. И с этой радостью умру, и знаю, что в вечность перейдет эта радость, радость Пасхи.

Светозарная ночь наступает, светоносного дня провозвестница…

***

Неиссчетным светом исполнен весь канон. Что есть свет? О Пасхе и ночь является светозарна и светоносна. Что Христовой ночи светлее? Ночь Христова Воскресения светлее солнца. В каноне поется: «Ныне вся исполнишася света: небо, и земля, и преисподняя». Таков же поток света льет Пасха Христова во внутреннего человека, в наш разум, в наши мысли, в наше сердце, в наше сознание, в мироощущение наше. Но повседневный, пожизненный грех, слабая жизнь, праздность, уныние наращивает коросту на душе человека, крылатый разум превращает в будничный убогопрактичный рассудок, сердце ничего не умеет, кроме как «сердиться»… Мы настолько ослабли духом, что уж не в силах осознать, что смерть побеждена, что человек предназначен к иному пребыванию. Очи наши одряхлели и не видят, что «жизнь вся исполнишася света». Мы как несмысленные свиньи ушли из царства, побрели искать где погрязнее. Не наше дело стало, что слава Воскресения воссияла на Церкви.

Пасха ныне, Пасха Господня, Пасха! «Днесь всякая тварь веселится и радуется!» Слышь-ка, Церковь Вселенская поет: «Утреннюю, утреннюю глубоку…». Еще ночь, еще храпит век сей, а уж несут миро жены богомудрые. Воспряну и я, побежу поклониться Живому Богу! Я крещен: не диво мне крылья расправить, да порхнуть туда, где смерти празднуют умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало.


ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!

Имею честь поздравить Вас съ

Высокоторжественнымъ праздникомъ

СВЕТЛАГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ

и душевно пожелать Вам провести

оный радостно и благополучно.

С истинным почтением имею честь быть.

 

Великая суббота. Вечер. Медленно, медленно с дальнего востока через уральский хребет движется по России святая пасхальная ночь. Крестными ходами, пением, звоном колоколов встречают ее всюду православные христиане. Душа замирает. Из глубины ее рождается предчувствие чего-то великого, тайного, непостижимого. Кажется свершится вот-вот что-то неведомое доселе, незнаемое; но столь значимое, что изменит оно самою жизнь- сделает ее лучше, чище, светлее.

Скоро 12. Храм полон. Горят, потрескивая, свечи пред образами. Все ждут. Кажется даже сам воздух пропитан ожиданием. Томительны последние минуты. Вздыхают и крестятся старушки, священник в алтаре заканчивает последние приготовления.

Полночь. Удар колокола, как гром с неба, разорвал напряженную тишину. Вот он! настал долгожданный момент. Что-то невидимо, неуловимо изменилось вокруг. Перемена произошла как бы в самом окружающем пространстве. Вдруг, в один миг все ожило, задвигалось, зашумело. Ожидание в миг сменилось радостью. Произошло, поистине, “обновление твари”. Не только сердца людей, но и весь мир, все творение исполнились вдруг неизъяснимым чувством ликования и торжества. Поистине, все слилось в едином порыве радости к воскресшему Спасителю и творцу своему. И вот, как бы на вершине этого чувства, церковный хор, поддержанный десятками и сотнями голосов, грянул победный гимн жизни над смертью - “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”.

Прекрасно, дивно по своей глубине ночное пасхальное богослужение. Каждый человек воочию постигает связь свою со всем миром и с воскресшим его спасителем.

Так что же происходит в эту таинственную ночь? Что же случается столь непостижимое для ума, но понятное сердцу? Жизнь! Вечная жизнь вступает в свои права. И смерти нет больше, и грех растоптан и сломлен, и тварь обновленная и радостная встречает творца своего.

Вот уже две тысячи лет, каждую весну, Господь наш Иисус Христос напоминает нам о своей чудесной победе над смертью, вселяя и в нас эту самую сокровенную, самую святую надежду. И в эти великие дни особую глубину приобретает слово его- “Всякий верующий в меня не погибнет, но будет иметь жизнь вечную”. Торжество и ликование сердца нашего в нас от того, что знает оно, чувствует, верит, что неподвластно оно больше тлению, что воскресит его тот, кто умер за нас и воскрес.

Андрей Смирнов

Христос Воскресе!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Слышим снова

Мы эти дивные слова.

Душа их воспринять готова,

И вера в нас жива, жива.

Нас Сам Воскресший ободряет,

Кто ради нас Фоме сказал:

Блажен не тот, кто осязает,

Но кто, не видя, верным стал.

И мы стремим души порывы

Навстречу Сшедшему с небес,

И ближним шлем свои призывы:

«Христос Воскрес! Христос Воскрес!»

Из растворившегося гроба

Немеркнущий нам льется свет,

Исчезнет в нем слепая злоба,

Ей в сердце места больше нет.

Но мы полны любви священной,

Объятья ближним растворим,

И без конца, и вдохновенно

Призыв пасхальный повторим,

Ликуя радостью небес:

«ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!»

Архимандрит Исаакий (Виноградов)

Елец, Пасха 1971 года.


Церковные обычаи

Пасха на святой земле

Каждого человека (как верующего, так и неверующего) приводит в трепет торжественность православного богослужения. При праздновании великих, двунадесятых праздников, праздников святым, не редко можно увидеть на лицах людей изумление, удивление, радость (даже у неверующих, непонятную для них), слёзы, а после церковной службы, великое умиротворение на душе. Для нас, православных христиан, присутствие на таком торжестве Православия оставляет огромное впечатление, которым мы делимся со своими ближними дома, на работе, в кругу друзей. Святая Пасха является поистине торжеством Православия - “ праздников праздник и торжество из торжеств”. Не даром кто-то из святых отцов сказал: “Если хочешь познать всю красоту и смысл Православия, приходи в церковь на Пасху”. Каждый православный храм, превращается на время Пасхальной службы в Гроб Господень, время останавливается и верные, слушая Пасхальные песнопения, как бы возвращаются в прошлое, и становятся участниками события из событий, Воскресения Господня. Это событие ожидала вся тварь, нетерпимо жаждала его, о чём свидетельствуют и теперь чудеса, как в живой, так и в неживой природе, о чём повествовали праотцы за много веков до пришествия Господня. И если так, переживают люди, Воскресение Христово, на Богослужении в своем приходском храме, и если так они чувствуют незримое присутствие Воскресшего ради них их Владыки, в простом селе, деревне, городе, то как же переживают люди Воскресение, присутствуя на Гробе Господнем.

Это место всех паломников приводит в трепет. Ум, пораженный величественностью места, приходит в изумление. Человек, присутствуя на Богослужении на Гробе Господнем, слушая Евангельские чтения, стихиры, тропари и понимая, что это все относится именно к этому месту, к Тому Кто, около 2000 лет назад здесь был положен мертвым, именно в этом Гробе, Иосифом Аримофейским, и Никодимом, к Тому Кто воскрес нас ради обратно в этом же месте. Что именно сюда приходила Мария Магдалина, здесь плакала, здесь увидела ангелов и Самого Иисуса. И многие другие события Евангелия оживают в уме реально, человек забывает в каком времени он находится, и на земле ли он вообще.

Давайте послушаем рассказ одного паломника, который присутствовал на Пасхе в Гробе Господнем. “ Очередной ефимерий-иеромонах1, совершив метание патриарху и получив благословение, начинает чин агрипнии, или, как у нас его неправильно называют, полунощницы, с пением великосубботнего канона «Волною морскою». На третьей песни канона к трону патриарха подходят за благословением на участие в торжественной процессии к живоносному Гробу Господню и для начала пасхальной утрени: начальник Русской Духовной миссии, дьякона, старейшины святогробские2 архимандриты, иеромонахи пребывающие в Иерусалиме. Все они идут каждый в паре с дьяконом, делают земной поклон патриарху, потом получают целование руки патриарха и снова земно ему кланяются. В процессии участвуют все они без исключения, чтобы тем самым придать особенный блеск и торжественность пасхальной “подготовке”.

Преобладающий цвет священных одеяний в этот день белый (глазет с золотистыми цветами). При пении 9-й песни к трону патриарха подходят два старейших диакона в стихаря – белых , с разбросанными по белому полю букетами золотистых цветов и стянутых розовыми шелковыми лентами, - держа в руках дикирий и трикрий3. Патриарх в этот день облекается в великолепный золотого белого глазета саккос, убранный жемчугом, с искусно вышитыми шелком на спине его изображениями воскресшего из Гроба Христа Жизнодавца. Белая митра, с бриллиантовыми и изумрудными украшениями и финифтяными изображениями четырех евангелистов по бокам, высокой художественной работы, венчает главу патриарха. В соответствии с этим для пасхального богослужения выносится из скевофикалии4 вся богатая церковная утварь, блещущая драгоценностями , как-то: патерицы, или посохи, дикирии, трикирии, Евангелия, кресты, священные сосуды, блюда для омовения рук архиерейских и ковчеги с реликвиями.

В то время, когда патриарх облачается в алтаре в священные одежды, все священнослужители попарно исходят через Царские двери из алтаря и становятся по сторонам направо и налево по всему пути к Гробу Господню, протягиваясь линиями до входных дверей храма Воскресения. Затем одетые в стихари клирики выносят из алтаря крест и 12 хоругвей синего бархата, расшитые золотом и убранные жемчугом; по сторонам их идут мальчики в белых стихарях, с большими возженными свечами в руках. Шествие пасхальной процессии открывают патриаршие кавасы в богатых нарядах, со своими булавами, затем следуют хоругвеносцы и крестоносец, далее идут певцы, диаконы, иеромонахи и архиереи попарно, за ними два диакона с дикирием и трикирием и кадильницами, и, наконец, патриарх с драгоценным крестом в руках. Позади патриарха три клирика в стихарях несут богатую, шитую золотом, хоругвь с изображением Воскресения Христова. В руках у всех участников процессии толстые возжженные свечи, иконы и ковчеги с мощами. Архиереи держат небольшие Евангелия. Певцы и все священнослужители поют стихиру : «Восресение Твое , Христе Спасе... ». Из алтаря храма Воскресения процессия идет в кувуклию5 Гроба Господня и крайне медленно трижды обходит его кругом с пением названной стихиры. Народ, с возженными свечами в руках, внимает пению клириков и умиляется созерцанием благолепно-величественному ходу, блещущему богатством и роскошью священных одежд и богослужебных принадлежностей, коими так обильна святогробская скевофилакия, издавна привлекавшая к себе внимание христолюбивых жертвователей, любящих благолепие храма Господня. При троекратном обхождении кувуклия все останавливаются против входа в него: хоругвеносцы занимают места по бокам возвышенного помоста, соединяющего кувуклий с храмом Воскресения, певцы становятся ближе к двери храма Воскресения, а священники и архиереи в несколько рядов располагаются по линии между кувуклией и входом в храм.

Патриарх становится в дверях предела Ангела и, обратившись лицом к народу и сняв митру, читает Евангелие. Затем , взяв в руки свечу и кадило, входит внутрь святого Гроба, кадит Божественное ложе, предел святого Ангела и, по выходе из него, освященный собор и весь предстоящий народ. Этот момент ожидания и благоговейной тишины, воцарившейся на мгновение в храме, производит на молящихся глубокое впечатление.… По каждении патриарх с архиереями входит внутрь святого Гроба и, покадив ложе Спасителя, возглашает высоким голосом: «Слава Святей, Единосущней и Нераздельней Троице…». Архиереи отвечают: «Аминь», - и начинают петь внутри святого Гроба «Христос воскресе» троекратно. Хор певцов подхватывает торжественную песнь Пасхи. Народ, переполняющий храм, приходит в экзальтированное праздничное настроение, которому вторят шумный трезвон, перемешивающийся с биением бил и клепал на колокольне храма Воскресения, и, в знак духовной радости, быстрое вращение хоругвеносцами всех 12 хоругвей. Сверху невидимые руки осыпают участников церемонии свежими цветами и зелеными листьями….. Немой благоговейный восторг сменяется всенародным ликованием: лица молящихся от умиления сияют неземной радостью и из груди многотысячной народной толпы невольно вырываются слова восторга . «Христос воскресе!» - шепчет всяк язык на своем наречии и полагает на лице своем крестное знамение”.

Традиции и обычаи в православной церкви в России и на Востоке отличаются. На Востоке держатся до сих пор древних традиций и обычаев, да и народ там темпераментный. Празднование церковного торжества проходит там, (в приходских церквях) с большим выплеском эмоций, и неподдельной радости, так что другой скажет: “ А где же благоговение, что они кричат, скачут? Ну и церковь!” Однако это не так, ведь при этом участвуют: архиереи, иеромонахи, священники и ни разу народ не услышал от них ни слова порицания, наказания, укорения за столь бурное и “неблагоговейное” празднование Пасхи. А наоборот, видя такую неподдельную радость верных, они радуются ей, и молятся чтобы Господь всегда покрывал своих верных рабов, и чтобы все кто, так искренне радуется Светлой Пасхе, радовались ей в невечернем Дне Царствия Христова вечно.

 

1 Чередной служащий иеромонах

2 Монахи, находящиеся при Гробе Господнем

3 Ручные подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет молящихся; принадлежность архиерейского богослужения

4 Ризница

5 Часовня, находящаяся внутри храма Воскресения и построенная над Гробом Господнем


 

Новости православной жизни

 

КРОВОТОЧИВЫЙ ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ В СУЙДЕ

Малоизвестный храм "Воскресения Христова", что недалеко от железнодорожной станции Суйда с 20 апреля стал местом массового паломничества православных Санкт-Петербурга и округи. Секрет неожиданного наплыва верующих людей прост - сюда по приглашению прихода прибыли две иконы: кровоточивый образ Спасителя и мироточивый образ Божией Матери. Обе иконы привезла в Суйду их владелица Ольга Ефимова, жительница села Державино, Бузулукского района, Оренбургской области.

Около четырех лет тому назад замироточили иконы в семье Ефимовых Антонины Ивановны и ее дочери Ольги. Тогда же и начал кровоточить образ Спасителя да так, что теперь и не видать лика Христа от запекшийся крови. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Ефимовы по приглашению приходов ездят по городам и весям Отчизны и за рубеж. Только в Москве кровоточивый образ Спасителя был шесть раз и людей подходило к нему до 50-70 тысяч в день. В Санкт-Петербургскую епархию известный образ прибыл впервые, до того побывав в храмах Минска(туда же он отправится 23 апреля во второй половине дня).Многие с верою притекающие к кровоточивому образу Спасителя получают исцеления от различных болезней, глубоко каются в грехах, укрепляются в вере Христовой.

Православное радио Санкт-Петербурга

 

ПРАВОСЛАВНАЯ ЧАСОВНЯ ОТКРЫЛАСЬ НА КУРСКОМ ВОКЗАЛЕ

На светящемся табло Курского вокзала с указаниями мест сервисного обслуживания пассажиров сегодня появилось новое название: "часовня блаженной Матроны Московской". Одна из самых почитаемых в столице святых будет встречать и провожать в дорогу путешествующих по Московским железным дорогам. Освящение часовни, построенной на средства железнодорожников, совершил митрополит Солнечногорский Сергий.

Здесь ежедневно будут совершаться молебны о людях, отправляющихся в путь. О том, как спасает такая молитва путешественников, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях, свидетельствует переданная в дар начальнику Курского вокзала Андрею Федулову икона, написанная в конце XIX века в благодарность Богу за чудесное избавление от гибели императора Александра III и его семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 года. Во время той аварии поезд был полностью разрушен, много пассажиров погибло, но вагон, где находилась царская семья, остался невредим. На иконе изображены пророк Осия и святой Андрей Критский.

В часовне будет храниться и ковчежец с частицей мощей блаженной Матроны Московской (1881-1952). Мощи святой, канонизированной в 2000 году, хранятся в Покровском монастыре в Москве, куда за помощью в разных нуждах и бедах приезжают тысячи паломников.

Соглашением о сотрудничестве между МПС и Московской Патриархией предполагается открытие часовен на всех железнодорожных вокзалах столицы.

 

ИТАР-ТАСС / Православие.Ru


Детские игры

“О Пасха велия , спасительная”, именно эти слова звучат в наших сердцах переполненных Пасхальной радостью и это главная небесная радость сочетается с радостью когда мы видим наших детей стоящих на молитве дома или в храме и что–то лепечущих Богу, наши души радуются когда мы видим их тоже радующимися в этот Праздник Воскресения. Первый раздел праздничного листка подготовлен для наших маленьких прихожан.

Дети сами по себе не могут находиться ни минуты без движения, издревле на Руси в Пасхальные праздничные дни с детьми взрослые играли в игры и делали вместе с ними Пасхальные подарки, может вам будет интересно и вы что-то найдёте полезного, чтобы поиграть с вашим ребёнком.

Катание яиц

Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Для этого специально делали деревянный или картонный каток – горку с бортиками. Устанавливали каток, раскладывая перед ним крашеные яички, конфетки, маленькие подарки – сувениры. Играющие по очереди должны подходить к катку и прокатывать по нему свое яйцо. Если яйцо, скатываясь с горки, касается лежащего яичка, конфеты или сувенира, участник игры забирает его в подарок.

Чьё яйцо будет дольше крутиться

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенные яички. Чьё яйцо дрльше крутится, тот и победитель.

Столкновение яичек

Играющие садятся у стен комнаты друг напротив друга и катят навстречу друг другу крашенные яички. Крашенки сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его.

Где яички варятся

Дети раскладывают на столе яички. В старину их накрывали шапками, для сегодняшней игры можно взять пластмассовые стаканчики из-под йогурта. Пустые перевёрнутые стаканчики ставят на стол. Один из участников на время выходит из комнаты. Его зовут обратно и спрашивают: “Где яички варятся?”. Водящий указывает на один из стаканчиков и поднимает его. Если там яйцо , то забирает его как приз. Играют до тех пор , пока дети не разберут все яички.


Наши праздники

Пасха, двери райские нам отверзающая

Христос Воскресе! Вот и наступил долгожданный день: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь» (Пс. 117,). Прошло время тяжелых спасительных подвигов – как-то мы его провели?… Если старались, терпели, смирялись, наблюдали за собой, за своим сердцем, боролись со своею худостью, то вот – да возрадуемся и да возвеселимся. Если смалодушничали, поддались лести вражеской колыбельной, ослабели на половине пути, то да не унываем сегодня и мы. И златоустый учитель утешает всех в этот день во всех храмах, говоря: «Так войдите же в радость Господа своего: и первые и вторые – получите мзду свою; богатые и убогие – друг с другом ликуйте; воздерживающиеся и ленивые – почтите день; постившиеся и не постившиеся – возвеселитесь сегодня».

Дожили-таки мы до Светлого Христова торжества! Но точно ли знаем мы о чем торжествует Церковь в этот день? Имеем ли мы эти мысли постоянно перед собой? Все знают, что в этот день воскрес Христос Спаситель. Но ради чего было это воскресение? Что само по себе означает слово «пасха»?

Слово «пасха» - обрусевшее еврейское слово, означающее в переводе «перехождение и избавление». Празднование Пасхи было установлено еще за 1600 лет до Рождества Христова и было связано с выходом еврейского народа из египетского рабства. И случилось все это не спроста, а прообразовательно и предвозвестительно, в видимых предметах показано было Божие домостроительство невидимого мира. Озлобился на израильтян египетский фараон, отяготив их непомерным рабским трудом; озлобился на людей и дьявол, подчинивший нас себе и отдавший в рабство греху и всякой нечистоте. Пророк Моисей возвестил множеством чудес то, что он послан на освобождение своего народа; и Христос множеством чудес засвидетельствовал перед людьми, что Он тот, Кто послан освободить людей от рабства греховного. Пророк Моисей повелел заклать чистого ягненка и помазать его кровью пороги своих домов, после чего прошел ангел, погубивший все первородное в египетской стране, а израильтян не тронувший; и Христос Сам Себя принес в жертву и освятил нас Своею Кровью, и поразил дьявола и смерть. Помазание кровью порогов израильских домов – это еще и прообраз таинства Причащения, как и преп. Никодим Святогорец пишет: «Хочешь праздновать Светлую Пасху, когда пожелаешь, и радоваться радостью неизреченной в этой прискорбной жизни? Непрестанно прибегай к Таинству и причащайся с должной подготовкой, и тогда ты насладишься тем, чего желаешь». Причащение – это и есть помазание дома души – тела, и сохранение этой души жертвенной Кровью Спасителя от погибели.

Отсюда видим, что Пасха – это переход от рабства в свободу, избавление нас Иисусом Христом из рук дьявольских. До Воскресения Христова сатана полностью владел человеком, и тот не имел сил с ним бороться. После же Воскресения враг не имеет над нами никакой власти, если мы сами не предаемся ему в руки, оставляя Бога. А Воскресение в славе – есть конечное состояние праведников, людей, живших по-Божьему, нового Израиля, нового народа Божьего.

Имея эти мысли всегда перед собой, мы будем истинно праздновать «праздников праздник и торжество из торжеств». А любящее сердце не будет находить ни слов, ни даров, которыми смогло бы по достоинству отблагодарить Создателя, но только будет прибывать в умилении и трепете, и духовном веселии. Тут не найдется места ни объедению, ни пьянству, ни какому-либо пороку, но вся Светлая Седмица, да и последующие дни пройдут в благоговении и благочестивых мыслях. Для такой души праздник будет не обычаем или воспоминанием исторических событий, но она будет в себе иметь Самого воскресшего Христа и с Церковью вместе петь от всего сердца: «Воскресение Христово видевше…»


Общинное дело

С наступлением тепла, в нашем приходе развернулась вновь деятельность по облагораживанию и украшению территории вокруг храма и на прилегающей церковной земле. Ревностные прихожане, трудящиеся здесь, заботятся о благолепии храма Божия, для чего высаживаются цветы другие растения вокруг храма и отдельно для украшения внутри его, убирается мусор, сухостой и заросли, красятся и поновляются церковные строения. И, хотя силы нашей общины невелики, но работа спорится, и мы, с Божьей помощью, надеемся не только достойно подготовиться с Светлому празднику, но и день Боголюбивой Владычицы встретить цветущим садом. Если у кого-то возникнет желание потрудиться у Пречистой Богородицы – милости просим. Работы, в основном, проводятся после служб в субботу и воскресенье, кроме больших праздников.

(P.S. Храм нуждается в разнообразном инструменте и инвентаре. Будем благодарны всем, кто найдет возможность помочь в этом.)


Духовный луг

С. Большаков

«На высотах духа»

 

Несколько дней я провел в греческом монастыре Дионисиате в конце октября 1951 года. Там познакомился с греком из Сикона, который жил в России, на Кавказе, а оттуда удалился на Афон во время гражданской войны. Звали его о. Евфимий. Ему было лет за 60, и он отличался мудростью. В монастыре он был библиотекарем. Я имел с ним много замечательных бесед.

Раз мы сидели вечером на балкончике его кельи, висевшем над морем. Стояла тихая теплая осенняя погода. Солнце садилось на западе. Небо и море были в золотом сиянии.

- Отец Евфимий, - сказал я, - в Коневце я распрашивал о. Дорофея о чистой молитве, а на Новом Валааме о. Михаила о пределе молитвы. А вы что скажете?

- Хотя молитвы церковные и даже келейные по книгам и нотам весьма полезны, тем не менее они временны, - ответил о. Евфимий. – Не всегда мы имеем книги и ноты, да и не можем мы все время быть в церкви или кельи – нужно жить, исполнять послушания. Я не знаю, какая молитва, кроме Иисусовой, может быть непрестанной. Для этой молитвы не нужно ни церкви, ни кельи, ни книг. Молитвой Иисусовой всюду можно молиться – и дома, и на улице, и в путешествии, и в тюрьме, и в больнице. Только научиться надо.

- А как?

- Да все равно как. Сначала повторяй ее про себя, гласно, сколь можешь, в кельи, в дороге, когда людей нет. Но повторяй со вниманием, медленно, плаксивым тоном, вон как нищие клянчут: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Повторяй почаще, когда только есть возможность. А потом повторяй умственно, в уме своем, но также со вниманием и медленно. Только сам не дерзай, а пусть кто-либо, кто сам так подвизается, тебя научит, а то впадешь в помыслы и прочее. И много лет так будешь тянуться, а может, и скоро научишься. И пойдет у тебя молитва в уме сама, как ручеек: ходишь ли ты, работаешь ли, или спишь. Я сплю, а сердце мое бдит. А потом и слов не надо, и мыслей никаких, а вся жизнь твоя станет молитвой. Вот как о. Дорофей говорил тебе об Иоанне Молдавском.

- А такие люди есть, как старец Иоанн?

- Есть. Да вот неподалеку, здесь же, на Афоне, на Каруле, есть пустынники, весьма далеко некоторые взошли.

- А скажите, о. Евфимий, можно узнать, кто высоко подвигся в молитве Иисусовой?

- Как же, можно.

- А как?

- А вот, если хочешь у кого поучиться молитве, то выбирай старца тихого и смиренного, который никого не осуждает, разве юродствует, и не раздражается, не кричит, не командует. А то есть и такие старцы, которые, сами собой не овладев, пускаются другими верховодить. Они, пожалуй, внешнюю, техническую, так сказать, сторону молитвы изучили, но духа ее не получили. Сам посуди, как может осуждать других тот, кто сам постоянно взывает: помилуй мя, грешнаго.

- А скажите, отче, какой самый высокий подвиг?

- Юродствовать, конечно. Ибо мудрость века сего безумие пред Господом и обратно. Это тяжкий подвиг, и пускаться в него нельзя, кроме как по совету старца.

- А потом?

- Ну, странничество, вот как автор «Откровенных рассказов странника». Миру это тоже почти, что безумие. Ну, потом отшельничество, затворничество и простое монашество. Но помни, не внешность важна, а внутреннее. Есть и юродивые притворные, и странники бездельные, и отшельники высокомудрые, и затворники, всех осуждающие, и монахи непутевые. Спастись всюду можно, и в миру. Только в монастырях или в пустыньке легче. Менее соблазнов. Но и в монастыре, если не будешь молиться как следует, то осуетишься. И не только растеряешь, что имел, но и придешь в худшее состояние и даже совсем отпадешь от Бога. Это случается.

- Скоро ли к вечерне будут бить, о. Евфимий?

- Скоро, - ответил он. – Да вот уже стучат. Пора идти в церковь.

Мы ушли с балкончика и по коридорам и лестницам спустились в католикон, весь в сиянии золотого заката. Служба началась, медленно, истово, как обычно на Афоне. Свете тихий святыя славы Безсмертнаго, Отца небеснаго, святаго блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога…

Вечером я вышел на балкончик своей кельи и смотрел на усеянное бесчисленными звездами небо. О. Евфимий тихо подошел ко мне.

- Смотрите на небо? Видите, какое величие и какая красота творения. А как и что, размышлять не надо, а наступит время, то и поймете многое, как достигнется в высокой молитве. Разумом тут не поймешь, а нужно озарение. А в миру, за заботами, люди ничего этого не замечают, а как свиньи, прости Господи, смотрят в землю и желудей ищут. Истинное счастье и красота тому открываются, кто в Боге живет. Да, велика и благодатна сила молитвы. По сравнению с ней все прочее – прах, суета сует и всяческая суета.


ИСПЕКИ КУЛИЧ

Куличи к Пасхе сейчас мало кто готовит самостоятельно. Чаще всего их покупают. Приготовление настоящего кулича требует много времени и продуктов, причем обязательно хорошего качества (особенно это относится к дрожжам), так что дело это – дорогостоящее. Зато удовольствие дает – несравнимое.

Мука должна быть сухой, ее следует просеять дважды через сито. Еще для «классического» кулича понадобятся изюм, орехи, цукаты, ваниль, гвоздика, кардамон и прочие пряности. Яиц для теста тоже требуется много.

Рецептов куличей – несметное количество. Вот один из них.

Понадобится: килограмм муки, 1,5 стакана молока, 50 граммов дрожжей, 250 граммов сахарного песка, 200 граммов сливочного масла, 10 желтков и 3 белка, 100 граммов изюма, цукаты, цедра лимона или апельсина, половина чайной ложки соли.

Сначала приготовьте опару: залейте чайную ложку муки кипящим молоком (0,5 стакана), перемешайте хорошо и доведите до кипения, не переставая помешивать.

Разведите дрожжи теплым молоком (3/4 стакана).

Соедините молоко с мукой и молоко с дрожжами и поставьте на 10 минут в теплое место.

Следующие действия таковы. Смешайте желтки, белки, сахар и соль в однородную массу. Половину этой массы соедините с дрожжевой смесью, добавьте 250 граммов муки и перемешайте как можно лучше. Тесто должно быть немного более жидким, чем для пирогов. Накройте салфеткой и поставьте в теплое место на час.

Через час в подошедшее тесто добавьте оставшуюся половину заливки (белки, желтки и т.д.), прибавьте 500 граммов муки и месите до тех пор, пока тесто не начнет отставать от рук. Затем в тесто влейте распущенное теплое сливочное масло и еще раз вымесите. Оставьте в теплом месте на 1-2 часа.

Обомните тесто, положите изюм (его предварительно обваляйте в муке) и дайте тесту еще раз подойти.

Куличи обычно выпекают в узких емкостях, положив на дно кружок, вырезанный из кальки, с двух сторон смазанный маслом. Бока емкости промажьте сливочным маслом и присыпьте сухарями или растертым в крошку печеньем.

Заполните форму на треть (готовое изделие получится пористым) или наполовину (кулич будет более плотным),накройте салфеткой и оставьте на час. Когда тесто поднимется, смажьте его яйцом и очень осторожно, стараясь не встряхивать, поместите в духовку.

Выпекайте кулич в заранее прогретой до 150-180 градусов духовке.

Кулич массой один килограмм будет готов через 40-60 минут, двухкилограммовый – часа через два. Кулич массой менее 0,5 килограмм лучше не печь – он пересохнет.

Из формы кулич надо вынимать после полного остывания, иначе он сломается или опадет. Был даже такой прием в старину – формы переворачивали на пуховые подушки и ждали, когда куличи остынут.

Затем куличи покрывают глазурью и украшают.

Тесто для куличей надо вымешивать очень тщательно – если этого не сделать, то получится обыкновенное сдобное тесто. Готовить тесто необходимо в тепле ( идеальная температура в это время на кухне должна быть не ниже 25 градусов). При этом надо следить, чтобы тепло не исходило снизу, иначе при выпечке куличи расползутся.

Следите за температурой в духовке – при выпечке кулича она не должна повышаться, должна быть постоянной.

Когда кулич подрумянится, он может подгореть, поэтому накройте его бумагой, которую увлажните с верхней стороны. Готовность кулича определяют лучинкой: проткните ею кулич. Если она останется сухой, значит готово.

(И. Борисова, “Приусадебное хозяйство. Субботний курьер”)


Духовный опыт

О чем бы хотелось услышать на Пасху?

- О радости жизни. Не только вообще о радости жить, понимать, чувствовать, познавать, ощущать свою причастность к общей, единой, спасаемой Богом Церкви, но и о радости быть одним из детей Божиих, пусть маленьким, но не забытым.

Радость спасения, как и радость жизни, дается не всем. Вернее даже – ощущается не всеми. Почему?

Возможность ощутить, пережить, всегда жить этим дана всем, а живут ею только единицы на поколение. Почему?

- Потому что не все умеют брать. Почему-то считается, что в духовном плане все стихийно, с неба льется, как солнечный свет. Литься может, но от человека нужна подготовка, чтобы принять.

«Добрая земля» притчи о сеятеле способна принести плоды. А если не трудиться, то и льющийся свет не вызовет к жизни росток добра, заваленный мусором житейской суеты, ни драгоценная влага не смоет накопившуюся грязь.

Нужен труд над собой. Только трудящийся в какой-то момент вдруг почувствует, что над ним тяготеет печальный знак поврежденности грехом всей души. Здесь приоткрывается тайна безрадостной жизни. Знак повреждения – это нечувствие, о котором святые отцы сказали: «окамененное». Происходит оно от неблагодарности. Неблагодарность не всегда идет от испорченности глубокой и всесторонней. Нет, человек может иногда и растрогаться, но дать волю доброму порыву, призвать себя к благодарности Богу и людям ему мешает невоспитанность, невежество ума и сердца. Почему-то стыдно. Чего? Ответить трудно. На вид пустяк, на деле большой тормоз в деле совершенствования своей души, своей жизни.

Но при чем тут Пасха? Как же. Самая прямая связь. Хотим радости спасения, хотим живого ощущения близости Божией, хотим внутреннего опыта Воскресения – не будем беспечны и безразличны! Не станем ждать – не придет ли это само собой. Нет. Будем трудиться над собой, как призывает Церковь словами пасхального канона: «Очистим чувствия и узрим…» Неочищенной душой ничего не узрим, ленивой и самолюбивой душой будем знать лишь горечь неудовлетворенности и тяжесть нечувствия. Но как бы одним движением сбросить все, что тяготит?

- Усилием воли решиться взять свой крест вопреки всем препятствиям, не смотря, не оглядываясь на восстающее в собственной душе самосожаление. Это нелегко, но усилие не пропадет бесследно. Оно разломит кору, сковывающую душу, и в трещины брызнет свет. Живой, животворный, воскрешающий. Станет все видно, все ясно.


Во что мы верим

О духовном возрождении и физическом.

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.” Эти апостольские слова говорят не только о физическом воскресении, но, в первую очередь, о духовном возрождении. Как смерть бывает двоякая – духовная и физическая, так и, воскресение бывает двоякое – духовное и физическое.

Духовное воскресение в этой жизни послужит фундаментом для физического воскресения, которое силой всемогущего Бога произойдёт в последний день существования этого мира. Тогда души всех умерших вернутся в их тела, и все люди оживут, независимо от того, где и как они умерли. Но вид воскресших будет отображать их внутреннее состояние: одни будут выглядеть светлыми и радостными, другие – страшными. О всеобщем воскресении Господь предсказал в таких словах: “ Наступит время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас (голос) Сына Божия; и пойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения.”(Ин. Зач.16)

Предстоящее воскресение мертвых надо отличать от временных воскрешений умерших, которые Господь Иисус Христос и его ученики неоднократно совершали. Например: воскрешение дочери Иаира, сына Наинской вдовы и Лазаря, лежавшего в гробу четыре дня, и другие. То были временным пробуждением от смерти, так что после определенного времени воскрешенные снова умерли, как и все люди. Но всеобщее воскресение из мертвых будет вечным воскресением, в котором души людей навсегда соединятся с их нетленными телами. При всеобщем воскресении праведные люди восстанут преображенными, одухотворенными и бессмертными. Первым воскресшим с таким обновленным и одухотворенным телом был Господь Иисус Христос, Которого Апостол называет “Первенцем умерших.” “Тогда (при всеобщем воскресении) праведники воссияют , как солнце, в Царстве Отца их.

Праздник христианской Пасхи встречается православными христианами так радостно потому, что они в пасхальные дни более, чем в другое время года, ощущают возрождающую силу воскресения Христова, - ту силу, которая низложила власть тьмы, освободила души из ада, открыла двери в рай, победила узы смерти, влила жизнь и свет в души верующих. Замечательно еще, что пасхальная радость в разной мере распространяется на такое большое количество людей, - не только на глубоко верующих, но и на теплохладных и на далёких своими мыслями от Бога. На Пасху весь мир и даже, кажется, бездушная природа радуются победе жизни над смертью.

Однако для людей неверующих эта радость неосознанна и непонятна да и всегда быстропреходяща. Для верующих это радость надежды, это подтверждение правоты их веры, это радость родившаяся от печали по Богу, от искреннего исправления своей жизни, данная кающемуся от Самого Бога. Если Великий пост называют «весной покаяния», то несомненно Великую Пасху празднуемую нами на земле можно назвать «благовонными цветами весны». Если Господь сподобит нас Царствия Небесного, то там в ликовании мы будем праздновать нескончаемую Пасху, - «Сподоби нас истее Тебе причащатися в Невечернем дне Царствия Твоего». Там мы пожнём «плоды покаяния». Есть ведь цветы, приносящие плод, а бывают и благоухающие пустоцветы, а что толку. Плоды покаяния есть дары Духа Святого, посылаемые Им человеку, который может их вместить и сохранить и преумножить. Сподоби Господи и нас этих даров и радостно встретить Святую Пасху, и прославить Тебя, для нас Воскресшего, и жизнь вечную нам Дающего.


Прочитать выпуск № 8 Прочитать выпуск № 10