|
|
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, архиепископа Калужского и Боровского |
|
Приходской листок
церкви |
№4 (выпуск 10) |
Тропарь, глас 1:
Боголюбивая Царице, неискусомужная Дево Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сыта Твоего Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений и мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междоусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Твоею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити, и спаси души наша.
Широко и просторно раскинула Пречистая Дева Свой удивительный и благостный молитвенный Покров над миром. Нет, наверное, такого места, где призывается спасительное имя Иисусово и исповедуется православная христианская вера, и где бы не знали силы молитвы и заступничества Пресвятой Богородицы. Но, возможно, нигде в мире, как в России, так осязательно ощутим Покров Богородицы, ее неотступное предстательство пред престолом Божиим за наше Отечество и православный русский народ. И свидетельствуется это молитвенное предстояние Пречистой Девы, в первую очередь, неисчислимыми чудесами, широкой полноводной рекой струящейся от великого множества чудотворной икон Богоматери. И наш храм, в котором мы молимся, с упованием ожидая милости Божией, тоже оказался необойденным великой святыней - чудотворной иконой Божией Матери, именуемой Боголюбской, или ласково, по-народному,- Боголюбивой Божией Матери.
Некогда, на заре христианства,
когда спасительная вера в Сына Божия была
люто гонима и отвергаема плотским
человеческим
мудрованием, благодать Божия призвала на ее
защиту сонмы мучеников, а мученик по -
гречески - мартис - свидетель, чтобы они
своей стойкостью и чудесами мужества и
безбоязненности засвидетельствали
истинность православной христианской веры
и ее неодолимую силу. Прошло две тысячи лет
и снова, как в древности, спасительная
Христова вера беспощадно попирается
плотским человеческим разумом и вся
современная, так называемая, техногенная
цивилизация, практически, вся современная
культура, политические процессы,
происходящие в мiре, массовое общественное
сознание говорят о том, что современное
человечество сделало свой выбор - и этот
выбор - не Христос... И поэтому в наше
отступническое время, а по-другому его
назвать трудно, когда и духовная сила
современных христиан оказалась донельзя
ослабленной, обильно во всем мире
заструились чудеса от святых икон - в
особенности, мироточения, слезоточения и
даже, кровоточения от святых икон. Святые
образа Спасителя, Божией Матери, святых
Божиий угодников становятся свидетелями
Истины в современном мiре, в котором почти
умолкло самое убедительное христианское
свидетельство - свидетельство праведной
богоугодной жизнью.
Мы, как правило, не замечаем, что на нас, христиан, по большей части, незаметно смотрят сотни и тысячи испытующих глаз, смотрят пристально и очень внимательно. И по нашей жизни судят не о нас только, но о всей Церкви, о нашей святой вере и, страшно сказать, о Самом Христе. И на нас лежит страшная от-ветственность перед Богом, о том соблазне, который мы приносим в мир, когда мы своим несмирением, некротостью, невоздержанием, нелюбовностью, гордыней, распущенностью и нецеломудрием хулим святую христианскую веру. И наша жизнь, за редким исключением теряет светоносную, оживотворяющую, освящающую мiр силу и уже не несет в мир законы иного бытия, иного Царствия, и потому нуждается в особенном свидетельстве, удостоверении истинности И, как правило, не даем. Даже не из жадности, а скорее от душевной скудости, не даем милости, не даем чистой молитвы. не даем самоотверженности, не даем простой отвественности за свои слова, дела, за свою жизнь. Фактически ничего не даем ни Богу, ни людям...
И все же мы, не желая ничего давать взамен, приходим и “просим благодати к полезному прошению” (отпустительный Богородичен 6-го гласа на вечерни) - и порой получаем, но попираем просимое неисправлением своей жизни, точнее отношения к жизни. А Матерь Божия до ревности любит Своего Сына, и поэтому не исполняющих Его заповеди, в конечном счете, может отвергнуть и совершенно лишить своего светоносного и благодатного Покрова. Ведь все чудеса Пресвятой Девы, знаменуют не только ее великое милосердие, ее любовь и сострадание к людям, а имеют прежде всего своей целью спасение человеческой души, дороже которой, по неложному свидетельству Спасителя, нет ничего в мiре. А спасение человеческой души состоит в жизни по Евангелию, следованию путем, предначертанным Самим Спасителем, путем крестоношения и распятия. Мы же хотим получить милость спасения без Голгофы и Креста, которого мы страшимся, но все равно избежать не можем, уже в силу общей судьбы человеческого рода. И для нас очень важно понять, чему учит и к чему призывает нас Боголюбвая Матерь Божия. Великий угодник Божий преподобный батюшка Серафим, часто обращался к приходившим к нему с почтительным титулом - Ваше Боголюбие, тем самым показывая, что в человеке преимущественно должно почитаться и цениться. Подобно и этому, называя икону Богородицы Боголюбивой, по месту и истории ее возникновения, вдумаемся в это священное наименование, которое несет оно в себе. Прежде всего, кто Боголюбив более Божией Матери, кто более Нее имеет право называться так, и если Она Сама так украшается этим эпитетом, то, очевидно, и любящих Ее и почитающих Ее славу Она также учит именно этой добродетели, которая вмещает все Божественные заповеди. Спаситель сказал в Святом Евангелии:”Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди”(Ин.14:15). Значит, любовь к Богу измеряется соблюдением Его заповедей, исполнением Божественного закона любви. И поучаясь в исполнении Божественных заповедей, мы поучаемся в любви Божией, поучаемся уподобляться Божией Матери, вся земная жизнь Которой была непрерывным предстоянием перед Крестом Ее Сына... Только наше Боголюбие должно соединяться с глубоким покаянием о нашей жизни, в наших грехах и беззакониях, и если это покаяние будет истинным, то есть печатлеться нашей смиренной, кроткой и богоугодной жизнью, тогда ходатайство Божией Матери о нас будет для нас спасительным и непостыдным, защищающем нас во всех путях нашей многотрудной и многозаботливой жизни. Мы все нуждаемся в спасительном предстательстве Пресвятой Богородицы, оно нам жизненно необходимо, и Матерь Божия неоскудно подает нам Свою пречистую руку помощи, обернем же благоговейно и наши нечистые руки, прежде чем вложить их в руку Пречистой хоть малой чистой тряпицей покаяния, чтобы нам, нечистым, очиститься и спастись для вечной жизни Ее святой молитвой и “усердным заступничеством”.
Настоятель храма иерей Андрей Лобашинский
Богослужебный сборник
В одном из предыдущих выпусков листка (а точнее – в шестом, вышедшем Рождественским постом) мы опубликовали выдержки из одной книги о церковных похвалах Пресвятой Богородицы. Хотелось бы продолжить эту тему, ведь песнопения в честь Владычицы Небесной Церковь возносит на каждом богослужении. Чтобы ум наш в это время не пребывал в недоумении, постараемся понять их смысл. Вот некоторые из них:
Лествица небесная.
«Лествица» по-славянски означает «лестница». Это название взято из описания таинственного видения патриархом Иаковом лестницы, бывшей прообразом Богородицы (см. Быт. 28, 12-17). Лестница, виденная во сне Иаковом, стояла на земле и верхним концом своим достигала до неба. Ангелы Божии восходили и нисходили по ней.
Пресвятая Дева Мария по Своему естеству прежде находилась на земле, как и все прочие люди. Но благодатию Божией Она удостоилась того, что коснулась самого неба, и соделалась для людей Божественным путем ко спасению – лестницей, возвышающею их от земли.
Гора несекомая.
Во второй главе книги пророка Даниила содержится описание знаменательного сновидения Навуходоносора, царя вавилонского. Огромная, сложенная из различных металлов статуя разрушена камнем, отделившимся от горы без помощи рук человеческих и потом обратившимся в великую гору и наполнившим всю землю.
Таинственная гора, от которой чудесным образом отделился камень, и названная поэтому несекомою, означала одушевленную гору – Владычицу Богородицу, от Которой чудесным образом, без нарушения Ее девственного состояния, отделился камень – Христос, заполнивший собой весь мир.
Неопалимая купина.
Купина горящая (куст), но не сгораемая, которую увидел Моисей в земле Мадиамской при горе Хорив (Исх. 3, 1-3), так же служила образом Пресвятой Девы Марии.
В этой купине, в обычном кусте, было Божие явление Моисею, при котором купина была объята огнем, но против всех законов природы не сгорала. Так и Пресвятая Богородица должна была бы тотчас сгореть, как только телесно вместила в Себе Бога, Который есть, по писаниям, Огнь попаляющий все бренное, нечистое и греховное. Между тем Она осталась невредимой. Как и на Рождество Богородицы поется: «Купина, пылавшая огнем на горе… ясно прообразовала Тебя, Богоневеста: ибо Ты неопалимо приняла божественный невещественный Огонь в вещественное чрево».
Несгораемость купины, по учению Церкви, означала также несгораемость девственного состояния Пресвятой Девы. В одном из воскресных песнопений поется: «Как купина горела не сгоравши, так и Дева родила и Девой осталась…»
В первое воскресенье после св. Пасхи (на Фомину неделю) в нашем храме произошло радостное событие: состоялось венчание нашего клиросного Андрея и рабы Божией Ирины. День выдался солнечный и веселый, такими же были и все присутствовавшие при этом таинстве. Клирос изо всех сил старался порадовать пением новобрачных, а батюшка, по окончании венчания, сказал им слово наставления, как жить в браке право, по заповедям Божиим. Все соборно пропели им «Многая лета», к чему присоединяется и дорогой для молодоженов приходской листок, желая им Божьего благословения и укрепления на творение Его святой воли.
* * * * *
С 1999 года началось восстановление храма св Иоанна Предтечи, что на Ивановской улице. Все эти годы на память Крестителя Христова тут совершались молебны настоятелем нашего храма. И вот, на Рождество Иоанна Предтечи (престольный праздник храма), спустя многие годы после закрытия, по благословению архиепископа Климента будет совершено первое Всенощное Бдение. В этом году праздник (7 июля) приходится на воскресенье, на память всех Святых в земле Российской просиявших, поэтому его празднование переносится на понедельник 8 июля. Накануне, в воскресенье вечером, если Бог благословит погодой, всех приглашаем на праздничную службу. В сам день праздника, после Божественной Литургии на Кариже, в Предтеченском храме будет совершен молебен.
(P.S. Храм нуждается в разнообразном инструменте и инвентаре. Будем благодарны всем, кто найдет возможность помочь в этом.)
Продолжение,
начало в №6, 2001г.
и №2, 2002г.
21) Спасайте себя благоугождением пред Господом Богом, благоугождая Ему всеми видами любви. О том только и заботьтесь, чтобы обогащаться любовью. В ком есть любовь, тот имеет в себе Бога.
22) Заметьте, что вы только тогда бываете вполне довольным всем, когда имеете терпение, смиренномудрие, покорность и ко всем любовь.
23) Не вспоминайте с упреком о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.
24) В унынии заставляйте и сердце, и язык ваш молиться так: Господи, спаси мя – погибаю!
25) Если кого просите о чем, то просите с терпением жены Хананеянки.
26) Поверять чужие пороки есть грех, потому избегайте такой греховной уверенности.
27) Если вы каким-нибудь образом огорчили слугу, то употребите такое средство, чтобы он забыл сделанное ему огорчение.
28) Делайте все с разборчивостью, не спеша, чтобы дела ваши были успешны.
29) Злое побеждайте добром: худого худым исправить нельзя.
30) Без отречения своей воли нельзя положить и начало спасению, не только спастись. Испрашивайте же себе у Господа самоотречения, чада мои: оно необходимо ко спасению.
31) Если вздумаете кого навестить из ближних, то, при посещении его, положите себе за непременную обязанность сохранить к нему ту же любовь и то же расположение, в котором вошли к нему, хотя
бы и получили какое-либо оскорбление.32) Во всякой случившейся неприятности при сношении с ближними обратитесь прежде к себе: по строгом исследовании, мы почти всегда находим, что сами были причиною неудовольствия.
33) В минуту вспыльчивости молчите и творите молитву Иисусову.
34) Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Утешайте всех и каждого, чем можете; не осуждайте никого; не платите злом за зло; всех любите, всех прощайте; всем будьте слугами.
35) Себя считайте последними и грешнее всех.
наши паломничества
Жарким
летним днем, 1 июня, паломники из нашего
города совершили поездку в село Колюпаново
Тульской области, где покоятся мощи и
святой источник блаженной старицы
Евфросинии, прославленной в лике
местночтимых святых в году. Среди красивых
и просторных холмов и полей расположился
этот ныне строящийся Свято-Казанский
женский монастырь, возникший на месте
подвигов святой старицы...
Блаженная Евфросиния была урожденной дворянкой и фрейлиной императрицы Екатерины II. Но в самую цветущую пору жизни вместе с двумя подругами скрылась она от блестящей светской жизни и ушла в Москву к митрополиту Платону (Левшину), который, испытав ее, благословил на подвижнический путь. Она приняла на себя подвиг юродства Христа ради и пронесла его через всю жизнь, став для людей еще здесь на земле помощницей, утешением и наставницей. Живя уже в Колюпаново, ископала себе источник, к которому всем благословляла ходить и говорила: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». И это на самом деле исполнилось. Преставилась блаженная в возрасте более ста лет в 1855 году и сразу началось ее народное почитание, как угодницы Божией и святой молитвенницы. В прошлом веке и уже сейчас было записано множество свидетельств о благодатной помощи, иногда поистине удивительной.
Сейчас в Колюпаново заново отстроен некогда приходской Казанский храм, который теперь стал монастырским. Внутри него, на левой стороне, находится мраморная рака над могилой блаженной. Здесь мы отслужили молебен с акафистом, который по благословению игумении Евфросинии совершали о. Андрей, организовавший эту поездку, и о. Александр, священник Свято-Никольского Черноостровского монастыря. Перед этим же все сподобились омыться в источнике, устроенной у благодатного источника блаженной. Как мы увидели, место это здесь очень почитаемо и сюда приезжает множество народа из Тулы, близлежащего Алексина и из других мест.
Пробыв около 4-х часов в этом святом месте, мы успели ощутить его благодатность, но нам надо было возвращаться, чтобы успеть к вечерней службе под воскресенье. Набрав воды из святого источника и помолившись у раки блаженной, мы отправились в обратный путь, стараясь сохранить святые чувства, преобретенные по молитвам святой на ее земле. Поездка всем очень понравилась, поэтому постараемся извлечь духовную пользу из этого паломничества, чтобы оно не оказалось простой туристической прогулкой и не послужило нам в осуждение.
Маленький фотоотчет
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Монашеская лира
* * * * * * * * *
Все пред Тобой - мимоходящий дым.
Подобно свитку, Небеса совьются.
Склоняюсь пред Могуществом Твоим,
Но возлюбил, как Человеколюбца.
О, Милующий, Любящий спасать!
Чем отплатить за все благодеянья?
Я только приготовился воззвать,
А Ты услышал ранее воззванья!
Не обошел погибельные рвы…
О, Сердцеведче, все мое Ты знаешь!
Хотел исполнить заповедь - увы!
Но Ты и намерение лобзаешь!
Дышать Тобой - познать благую часть.
Стою, истаивая у Распятья.
Я даже не успел к Тебе припасть,
А Ты уже раскрыл Свои объятья!
Иеромонах Роман
Душе моя! Умножь старанье,
Да со Христом тебя узрю.
Не возглаголи в оправданье -
Что может нищий дать Царю?
Когда ни в чем не виноваты,
Предстанем молча пред судом,
Как Истина перед Пилатом –
Тогда Христу взаймы даем.
Плевки, навет, оклеветанья
Не удосужимся отмыть.
Что нам людское оправданье,
Когда Христу даем взаймы!
И если будет Божья воля
Изведать горькое сумы,
Благословим и эту долю:
Ведь мы Христу даем взаймы.
Все до последнего оставим,
Простим заклятому врагу.
Мы все равно не прогадаем –
Бог не останется в долгу.
И дабы гордость не питали,
Что слишком много понесли –
Мы от Его Щедрот давали,
Иначе, что бы мы смогли!
Иеромонах Роман
Уставщик
В одном из предыдущих номеров листка мы говорили о поклонах, установленных Отцами для всех суточных служб. Литургия, как особая служба, выходит из чина суточных и совершается по своему порядку. Литургия состоит из трех частей, которые носят названия: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных. Проскомидия совершается в алтаре неприметно для всех перед чтением Часов и в ней богомольцы участвуют лишь тем, что подают записки о поминовении живых и усопших. Литургия оглашенных начинается возгласом священника: «Благословенно Царство…» и заканчивается ектеньей об оглашенных: после прочтения Евангелия следует Мирная ектенья при открытых вратах и заупокойная, а после закрытия врат читается ектенья об оглашенных: «Помолитеся оглашенные…». В это время поклоны совершаются по уставу обычных служб, как было объяснено ранее (смотри № 2, 2002г.). Третья часть следует сразу за Литургией оглашенных, начинаясь ектеньей «Паки, паки, вернии, господу помолимся». Эта часть является самой важной, во время которой совершается Бескровная Жертва. Ее и опишем подробнее.
- На Великом Входе, когда священник выходит на амвон с Чашей и дискосом, а хор поет Херувимскую песнь:
1) по окончании первой половины Херувимской, когда священник стоит на амвоне – поклон;
2) во время поминовения священников – стоять с преклоненной головой; при словах «И всех вас, православных христиан…» про себя говорить «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем»; в конце поминовения говорить про себя «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
- При троекратном «Аллилуйя»
после Херувимской – три поклона;
- При словах «Благодарим Господа» - поклон по дню (земной, если не праздник);
- Со слов «Станем добре, станем со страхом» и до пения «Достойно есть яко воистину…» совершается Евхаристический канон, в течении которого необходимо обязательно соблюдать полную тишину и держать ум во внимании, ибо в это время совершается святейшее Таинство;
- При возгласах «Приимите, ядите…Пийте от Нея вси…» - глубокие поясные поклоны;
- По окончании пения «Тебе поем…» при словах «И молим Ти ся, Боже наш» - поклон по дню. Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни!
- После «Достойно есть…» (или заменяющего его священного песнопения в честь Богородицы – задостойника) – поклон по дню.
- При словах «И всех, и вся» - поклон.
- В начале общенародного пения молитвы «Отче наш» - поклон по дню.
- При возгласе священника «Святая – святым» - поклон по дню (земной, если не праздник).
- Перед причастием при словах «Со страхом Божиим и верою приступите» - поклон выносимым Дарам (по дню).
- После прочтения священником молитв перед причастием для причастников – положить земной поклон и сложить руки крестообразно на груди (при этом подходя к Чаше ни в коем случае не креститься, чтобы случайно не толкнуть Чашу).
- При последнем явлении Святых Даров на возгласе «Всегда, ныне и присно, и во веки веков» - поклон по дню для не причащавшихся, а причастники – поясной поклон. До вечера причастники не делают земных поклонов.
- При чтении заамвонной молитвы, когда священник перед концом литургии выходит из алтаря и становится перед амвоном - приклонить голову.
Хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, о чем писалось в прошлой статье, но по какой-то причине осталось без малейшего внимания. Это переходы с одной стороны храма на другую и обратно во время каждения. Все это создает неоправданную суматоху во время богослужения (особенно при стечении народа), при этом все внимание молящихся отвлекается от поемого или читаемого, а переключается только на проходящего священнослужителя. В этом конечно проявляется почтение к священнику и священному действию, но движение, шум, повороты боком и даже спиной к алтарю, отвлечение от молитвы никак не согласуется со строем богослужения. Поэтому эта традиция не имеет никакого основания. Правилом к действию при этом может служить следующее: если стоишь на пути батюшки - отступи, кадят в твою сторону - поклонись, прешел священник - встань благоговейно на свое место и внимай тому, что поется или читается. Так будет и тишина соблюдаться, и ум от молитвы не будет отвлекаться.
Хотелось бы, чтобы все эти слова не остались бесполезными. Поклоны, конечно, не самое главное в жизни христианина, но эта “мелочь” помогает понять службу, ее смысл, а последняя имеет свойство просвещать сердце, укреплять веру и настраивать на правильный духовный лад. Так, со смирением начав с малого, можно достичь большого, ведь не от праздности Святые Отцы занимались составлением Устава.
Народные обычаи
.Издавна Русь считается уделом
Богоматери. Издревле русские люди полюбили
Богородицу и святых угодников, обращение и
молитва к
ним стала потребностью для народа. Вместе с
этим почитанием, как единое целое, возникло
сугубое почитание иконы, как земного образа
любимого лица. Но икона является не просто
изображением. Икона – это богословие в
красках. Одной из задач иконы в древности
было объяснение истин христианства для
людей неграмотных и простых. Поэтому она
была столь любима и простым, «непросвещенным»,
в европейском понятии, русским народом. У
нас принято считать простой люд серым,
суеверным, с умом, затуманенным всякими
баснями попов. Но тот, кто не имеет веры, как
может уразуметь душу верующего. Вот что
писал в XIX веке бывший реформатор и
декабрист А.П. Беляев: «…православие
глубоко проникло во весь наш народный
организм,.. я увидел, что народ наш
поклоняется иконе не как доске или холсту,
вмещающему в себя силу, а поклоняется
изображенным на них Спасителю, Богородице и
тем прославленным Самим Богом святым, в
которых он обитал при жизни их времени, как
обитает в вечности». Особенным же
почитанием пользовались чудотворные иконы,
через которые изливалась особая Божья
благодать. Чудотворения происходили от
разных образов: Спасителя, Богоматери,
святых, от икон праздников. Эти иконы
становились святынями в своих землях, а
некоторые славились и на всю Россию. К ним
прибегали в скорбях и в горе, в бедах и при
опасности, и получали просимое по вере. В
моменты общественных бедствий, войны, мора,
голода, засухи и т.д., когда не хватало ни
возможностей, ни сил человеческих
поправить дело, обращались за помощью к
Богу и святым Его. А выливалось это в
крестные ходы, молебны пред чудотворными
иконами, в перенесении их по бедствующим
местам. Лучшим же показателем живого,
сердечного почитания Богородицы, святых и
их икон служат многочисленные
свидетельства об исцелениях и другой
благодатной помощи, особенно во множестве
записанных в XIX и XX веках, происходивших
после общих и личных молитв.
Дни памяти особо почитаемых икон отмечались большим торжеством в своей местности. Праздники эти приравнивались к великим, и дни являлись праздничными. Праздник – от слова праздность, освобождение от работ. Чем более почитаем был данный образ, тем более полным было освобождение от работы. Благочестивые наши предки соблюдали праздники из страха Божия, какая бы пора не стояла. Крестьяне оставляли работу не из лени и нерадения, а ради Бога, для почтения угодников или чтимых икон. Освобождение от работ использовалось, прежде всего, для посещения церкви. Поэтому в дни двунадесятых, престольных, обетных (т.е. отмечаемых по обету) праздников и особо почитаемых богородичных икон и святых в храмах бывало особенно много народа.
Местности, не имеющие больших святынь, приглашали их из ближайших мест. Чтимые образы приносились в храмы и оставлялись там на определенное время для поклонения. В некоторых местностях иконы обносили по домам. Их встречали в каждом доме и служили перед ними молебны. А крестные ходы по определенным маршрутам проходили с большим духовным воодушевлением и подъемом чувств верующих.
Так святые иконы являлись для людей утешением, опорой в жизни, а другими словами они были для них овеществленной благодатью Божией. Через них возводились духовные очи к Богу, вещественное становилось проводником духовного.
Триста лет после Иисуса Христа жил на востоке богатый человек, по имени Герасим. У него были свои дома, сады, более тысячи рабов и рабынь и очень много всяких драгоценностей. Герасим думал: “Мне ничего не страшно”, - но когда он один раз сильно заболел и едва не умер, тогда он начал размышлять иначе, потому что увидал, как жизнь человеческая коротка и что болезни нападают отовсюду, а от смерти не спасет никакое богатство, а потому не умнее ли будет заранее так распорядиться богатством, чтобы оно на старости лет не путало, а потом бы из-за него никто не ссорился.
Стал Герасим с разными людьми советоваться, как ему лучше сделать. Одни говорили одно, а другие другое, но все это было Герасиму не по мыслям. Тогда один христианин сказал ему:
- Ты хорошо сделаешь, если поступишь со своим богатством, как советует Иисус Христос: ты отпусти своих рабов на волю, а имущество раздай тем, кто страдает от бедности. Когда ты сделаешь так, ты будешь спокоен.
Герасим послушался – он сделался христианином и роздал всё свое богатство бедным, но вскоре увидел, что, кроме тех, которых он наделил, осталось ещё много неимущих, которым он уже ничего не мог дать, и эти стали его укорять, что он не умел разделить свое богатство так, чтобы на всех достало.
Герасим огорчился: ему было прискорбно, что одни его бранят, а другие над ним смеются, что он прежде жил достойно, а теперь, всё раздавши, и сам бедствует, и всех наследников обидел, а всех нищих всё-таки не поправил.
Стало от этого Герасиму очень смутительно, и чтобы не терпеть досаждений от наследников, Герасим поднялся и ушёл из людного места в пустыню. А пустыня была дикая, где не жил ни один человек, а только рыскали звери да ползали змеи.
* * *
Походил
Герасим по жаркой пустыне и почувствовал,
что здесь ему лучше. Тут хоть глухо и
страшно, но зато наследники его не бранят и
не проклинают и никто над ним не смеётся и
не осуждает его, что он так, а не этак сделал.
А он сам спокоен, потому что поступил по
слову Христову: “Отдай всё и иди за Мною”, (Евангелие
от Матфея, 19:21) – и больше не о чем
беспокоиться.
Нашёл Герасим норку под меловым камнем, натаскал туда тростника и стал жить здесь.
Жить Герасиму было тихо, а есть и пить нечего. Он с трудом находил кое-какие съедобные коренья, а за водой ходил на ручей. Ключ воды был далеко от пещерки, и пока Герасим напьётся да подойдёт назад к своей норке, его опять всего опалит; и зверей ему страшно, и силы слабеют, и снова пить хочется. А ближе, возле воды, нет такого места, где бы можно спрятаться.
“Ну, - думает раз в большой жар Герасим, - мне этой муки не снесть: вылезешь из моей меловой норки, надо сгореть под солнцем; а здесь без воды я должен умереть от жажды, а ни кувшина, ни тыквы, ни какой другой посуды, чтобы носить воду, у меня нет. Что мне делать? Пойду, - думает Герасим, - в последний раз к ключу, напьюсь и умру там”.
Пошёл Герасим с таким решением к воде и видит на песке следы – как будто бы здесь прошёл караван на ослах и верблюдах… Смотрит он дальше и видит, что лежит тут один растерзанный зверем верблюд, а невдалеке от него валяется ещё живой, но только сильно ослабевший, ослик и тяжко вздыхает, и ножками дрыгает, и губами смокчет.
Герасим оставил безжизненного верблюда валяться, а об ослике подумал: “Этот ещё жить может. Он только от жажды затомился, потому что караванщики не знали, где найти воду. Прежде чем мне самому помереть, попробую облегчить страдание этого бедного животного”.
Герасим приподнял ослика на ноги, подцепил его под брюхо своим поясом и стал волочить его, и доволок до ключа свежей воды. Тут он обтёр ослу мокрой ладонью запекшуюся морду и стал его из рук попаивать, чтобы сразу не опился.
Ослик ожил и поднялся на ножки. Герасиму жаль стало его тут бросить, и он повёл его к себе, и думал: “Помучусь я ещё с ним – окажу ему пользу”.
Пошли они вместе назад, а тем временем огромный верблюд уже совсем почти был съеден; и в одной стороне валялся большой лохмот его кожи. Герасим пошёл взять эту кожу, чтобы таскать в ней воду, но увидел, что за верблюдом лежит большой жёлтый лев с гривою – от сытости валяется и хвостом по земле хлопает.
Герасим подумал: “Ну, должно быть, мой конец: наверно, этот лев сейчас вскочит и растерзает и меня, и ослёнка”. А лев их не тронул, и Герасим благополучно унёс с собой лохмот верблюжьей кожи, чтобы сделать из неё мешок, в который можно наливать воду.
* * *
Набрал тоже Герасим по пути
острых сучьев и сделал ослику загородочку,
у самой своей норки. “Тут ему будет ночью
свежо и спокойно”,
- думал старец и не угадал.
Как только на дворе стемнело, вдруг что-то с неба упало над пещеркой, и раздался страшный рев и ослиный крик.
Герасим выглянул и видит, что давешний страшный лев потряс первую сытость и пришёл съесть его осла, но это ему не удалось: прыгнув с разбега, лев не заметил ограды и воткнул себе в пах острый сук и взревел от невыносимой боли.
Герасим выскочил и начал вынимать из раны зверя острые спицы.
Лев от боли весь трясся и страшно ревел и норовил хватить Герасима за руку, но Герасим его не пугался а все колючки повынул, а потом взял верблюжью кожу, взвалил её на ослика и погнал к роднику за свежей водою. Там у родника он связал кожу мешком, набрал её полну водой и пошёл опять к своей норе.
Лев во всё это время не тронулся с места, потому что раны его страшно болели.
* * *
Герасим стал омывать раны льва, а сам подносил к его разинутой пасти воду в пригоршне, и лев лакал её воспалённым языком на ладони, а Герасиму было не страшно, так что он сам над собой удивлялся.
Повторилось то же на другой день и на третий, стало льву легче, а на четвёртый день как пошёл Герасим с ослом к роднику, смотрит – приподнялся и лев и тоже вслед за ними поплёлся.
Герасим положил льву руку на голову, и так и пошли рядом трое: старик, лев и ослёнок.
У ключа старец свободной рукою омыл раны льва на вольной воде, и лев совсем освежел, а когда Герасим пошел назад, и лев опять пошёл за ним.
Стал старик жить со своими зверями.
* * *
У старца выросли тыквы, он начал
их сушить и делать из них кувшины, а потом
стал относить эти кувшины к источнику,
чтобы они
годились тем, у кого не во что захватить с
собою воды. Так жил Герасим и сам питался, и
другим людям по силе своей был полезен. И
лев тоже нашёл себе службу: когда Герасим в
самый зной отдыхал, лев стерёг его осла.
Жили они так изрядное время, и некому было
на них удивляться, но раз увидали эту
компанию проходившие караваном путники и
рассказали про них в жилых местах по
дорогам, и сейчас из разных мест стали
приходить любопытные люди: всем хотелось
смотреть, как живёт бедный старик и с ним
ослик и лев, который их не терзает. Все этому
стали удивляться и спрашивали у Герасима:
- Открой нам, пожалуйста, какой ты силою это делаешь? Верно, ты не простой человек, а необыкновенный, что при тебе происходит Исаево чудо: лев лежит рядом с осликом. (Имеется в виду библейское пророчество (Книга пророка Исаии, 11:6) о Царствии Небесном.)
А Герасим отвечал:
- Нет, я самый обыкновенный человек, и даже, признаюсь вам, что я ещё глуп: я вот с зверями живу, а с людьми совсем жить не умел – все они на меня обиделись, и я ушёл из города в пустыню.
- Чем же ты обидел?
- Хотел разделить между всеми своё богатство, чтобы все
счастливы, а наместо того они все перессорились.- Зачем же ты их умнее не поровнял?
- Да вот то-то оно и есть, что ровнять-то трудно тех, кои сами не ровняются; я сделал ошибку, когда забрал себе много сначала. Не надо бы мне забирать себе ничего против других лишнего – вот и спокойно было бы.
Люди закивали головами.
- Эге! – сказали, - а этот старик-то дурасливый, а между тем всё-таки же удивительно, что у него лев ослёнка караулит и не съест их обоих. Давайте поживём мы с ним несколько дней и посмотрим, как это у них выходит.
Остались с ним три человека. Герасим их не прогонял. только скзал:
- Вместе жить надо не так, чтобы троим на одного смотреть, а надо всем работать, а то придёт несогласие, и я вас тогда забоюсь и уйду.
Три согласились, но на другой же день при них случилась беда: когда они спали, заснул тоже и лев и не слыхал, как проходившие караваном разбойники накинули на ослика петлю и увели его с собою.
* * *
Утром люди проснулись и видят: лев спит, а ослика и следа нет.
Три и говорят старцу Герасиму:
- Вот ты и в самом деле дождался того, что тебе давно следовало: зверь всегда зверем будет, вставай скорей – твой лев съел наконец твоего осла и, верно, зарыл где-нибудь в песок его кости.
Вылез Герасим из своей меловой норы и видит, что дело похоже на то, как ему трое сказывают. огорчился старик, но не стал спорить, а взвалил на себя верблюжий мех и пошёл за водою.
Идёт, тяжко переступает, а смотрит – за ним вдалеке его лев плетётся; хвост опустил до земли и головою понурился.
“Может быть, он и меня хочет съесть? - подумал старик. – Но не всё ли равно мне, как умереть? Поступлю лучше по Божью завету и не стану рабствовать страху”.
И пришёл он и опустился к ключу и набрал воды, а когда восклонился – видит, лев стоит на том самом месте, где всегда становился осёл, пока старец укреплял ему на спину мех с водою.
Герасим положил льву на спину мех с водою и сам на него сел и сказал:
- Неси, виноватый.
* * *
Лев понёс воду и старца, а три пришельца как увидели, что Герасим едет на льве, ещё пуще дивились. Один тут же остался, а двое из них сейчас же побежали в жилое место и возвратились со многими людьми. Всем захотелось видеть, как свирепый лев таскает на себе мех с водою и дряхлого старца.
Пришли многие и стали говорить Герасиму:
- Признайся нам: ты или волшебник, или в тебе есть особливая сила, какой нет в других людях?
- Нет, - отвечал Герасим, - я совсем обыкновенный человек, и сила во мне такая же, как у всех. Если вы захотите, вы все можете это сделать.
- А как же этого можно достигнуть?
- Поступайте со всеми добром да ласкою.
- Как же с лютым быть ласково? Он погубит.
- Эко горе какое, а вы об этом не думайте и за себя не бойтесь.
- Как же можно за себя не бояться?
- А вот так же, как вы сидите теперь со мной и моего льва не боитеся.
- Это потому нам здесь смело, что ты сам с нами.
- Пустяки – что я от льва за защита?
- Ты от зверя средство знаешь и за нас заступишься.
А Герасим опять отвечал:
- Пустяки вы себе выдумали, что я будто на льва средство знаю. Бог Свою благодать дал мне, чтобы в себе страх победить, - я зверя обласкал, а теперь он мне зла и не делает. Спите, не бойтесь.
Все полегли спать вокруг меловой норки Герасима, и лев лёг тут же, а когда утром встали, то увидели, что льва нет на его месте!.. Или его
кто отпугнул, или убил и зарыл труп его ночью.Все очень смутились, а старец Герасим сказал:
- Ничего, он верно, за делом пошёл и вернётся.
* * *
Разговаривают они так и видят, что в пустыне вдруг закурилась столбом пыль и в этой пронизанной солнцем пыли веются странные чудища с горбами, с крыльями: одно поднимается вверх, а другое вниз падает, и всё это мечется, и всё это стучит и гремит, и несётся прямо к Герасиму, и враз всё упало и повалилося, как кольцом, вокруг всех стоявших; а позади старый лев хвостом по земле бьёт.
Когда осмотрелись, то увидали, что это вереница огромных верблюдов, которые все друг за друга привязаны, а впереди всех – навьюченный Герасимов ослик.
- Что это такое сделалось и каким случаем?
* * *
А было это вот каким случаем: шёл через пустыню купеческий караван; на него напали разбойники, которые ранее угнали к себе Герасимова ослика Разбойники всех купцов перебили, а верблюдов с товарами взяли и поехали делиться. Ослика же они привязали к самому заднему верблюду. Лев почуял по ветру, где идёт ослик, и бросился догонять разбойников. Он настиг их, схватил за верёвку, которую верблюды были связаны, и пошёл скакать, а верблюды со страха перед ним прыгают и ослика подкидывают. Так лев и пригнал весь караван к старцу, а разбойники все с сёдел свалились, потому что перепуганные верблюды очень сильно прыгали и невозможно было на них удержаться. Сам же лев обливался кровью, потому что в плече у него стремила (стремила – торчала) стрела.
Все люди всплеснули руками и закричали:
- Ах старец Герасим! Твой лев имеет удивительный разум!
-Мой лев имеет плохой разум, - отвечал, улыбаясь, старец, - он мне привёл то, что мне вовсе не нужно! На этих верблюдах товары великой цены. Это огонь! Прошу вас, пусть кто-нибудь сядет на моего осла и отведёт этих испуганных верблюдов на большой путь. Там, я уверен, теперь сидят их огорчённые хозяева. Отдайте им всё их богатство и моего осла на придачу, а я поведу к воде моего льва и там постараюсь вынуть стрелу из его раны.
И половина людей пошли отводить верблюдов, а другие остались с Герасимом и его львом и видели, как Герасим долго вытягивал и вынул из плеча зверя зазубренное острие.
* * *
Когда же возвратились отводившие караван, то с ними пришёл ещё один человек средних лет, в пышном наряде и со многим оружием, и завидя Герасима, издали бросился ему в ноги.
- Знаешь ли, кто я? – сказал он.
- Знаю, - отвечал Герасим, - ты несчастный бедняк.
- Я страшный разбойник Амру!
- Ты мне не страшен.
- Меня трепещут в городах и пустыне – я перебил много людей, я отнял много богатств, и вдруг твой удивительный лев сразу умчал весь наш караван.
- Он зверь, и потому отнимает.
- Да, но ты нам всё возвратил и прислал ещё нам своего осла на придачу… Возьми от меня по крайне мере хоть один шатёр и раскинь его, где хочешь ближе к воде, для твоего покоя.
- Не надо, - отвечал старец.
- Отчего же? Для чего же ты так горд?
- Я не горд, но шатёр слишком хорош и может возбуждать зависть, а я не сумею его разделить со всеми без обиды, и увижу опять неровность, и стану бояться. Тогда лев мой уйдёт от меня, а ко мне придёт другой жадный зверь и опять приведёт с собой беспокойство, и зависть, и дележ, и упрёки. Нет, не хочу я твоих прохладных шатров, я хочу жить без страха.
1888
Наши праведники
Сегодня очень часто приходится слшать слова отом, что чудеса и подвиги святых отцов среди современных монахов и христиан совршенно невозможны, как будто оскудела благодать Божия и христианство потеряло свою чудотворную силу...
В обличение этого плоткого мудрования посылаются в мiр сей люди, собственной жизнью опровергающие эту ложь. Таким обличителем нашего маловерия был и новопрославленный угодник Божий, наш современник - преподобный Моисей...
В начале июня этого года в Уфе, в Сергиевском соборе произошло обретение мощей преподобного Моисея (Чигвинцева Николая Ивановича). Он скончался 3 июня 20 лет назад. Житие его совсем простое и без особенных событий. Родился 27.07. 1913 года в Челябинской области, в крестьянской семье. Любил читать Евангелие и Жития святых, много молился. Прослышал, что в Уфе есть еще незакрытые храмы, и в 15 тайком ушел из дому. Устроился работать на железную дорогу, жил то в землянке, то в сараюшке, то в каретнике, то в баньке. А в свободное время все молился в Сергиевском храме. Молился в основном в притворе и на паперти, чувствуя свое недостоинство. Настоятель приметил его, и переговорил с вл. Иоанном. И тот предложил ему принять монашеский постриг. В день Преображения Господня он был пострижен с именем Моисей. Он был не от мира сего - кроток, смиренен, постоянно в труде и молитвенном состоянии. Ел раз в сутки - хлеб, картошка, огурцы, капуста. Раздавал все, что ему приносили. Носил вериги, спал на топчане из 2х досок, под голову клал чурбачок. Много работал. Однажды прямо из собора батюшку пригласили в машину сотрудники Госбезопасности. И он всю дорогу волновался, что ему нечем заплатить за дорогу. Приехали как раз к обеду, и ему налили тарелку супу. И снова он волновался, что платить ему нечем. И в простоте сердечной сказал - какие у вас тут хорошие люди - и привезли, и накормили бесплатно. Переглянулись сотрудники, и отпустили его. Еще и денег на обратную дорогу предлагали. Ничего, говорит, пешком дойду. Я теперь за вас молиться буду. Отца Моисея верующие и духовенство и при жизни считали святым. Понимали, что святость свою он прикрывает подвигом блаженства и юродства. Он обладал даром прозорливости, предвидения, исцеления по молитве. Не сосчитать таких исцелившихся. Видели его в молитве и оторвавшимся на локоть от земли, и с просиявшим ослепительным лицом. Вот что вспоминает о батюшке Ширяева В.А.: “Я была в течение 14 лет духовной дочерью о. Моисея. Первый раз пришла в собор в 28 лет и сразу попала на исповедь к о. Моисею. Батюшка не всех исповедовал. Одной женщине сказал, что она утром пила молоко, другой, что она мясо поела, третьей - что она много гуляет. А некоторых сам приглашал на исповедь. Я стояла в нерешительности. Батюшка сам назвал меня по имени и сказал - ни одной молитвы не знаешь. Бога не боишься, а людей боишься.. Зачем на лямке крест носишь? Носи на шее и не снимай нигде - ни в бане, ни в больнице - нигде. В тот день на мне было платье с закрытым воротом но о. Моисей видел меня насквозь. Он сразу избрал меня в свои чада, хотя мне об этом не говорил. Когда у меня скорбь или горе, я шла к о. Моисею. Бывало, ничего не успею сказать, он все за меня сам скажет и благословит. Случаев прозорливости о. Моисея множество. Патриарх Алексий I сказал о нем - это монах IV века. Он провидел день своей кончины. Говорил, что Матерь Божья его еще два года пожить оставила. И что голос его смолкнет на Троицу. И что смерть его будет легкой. Так и случилось.” По обсуждении Комиссией по канонизации вопроса о том, что прошло еще мало времени со дня кончины праведника, было сказано, что учитывая его праведное житие, исполенное кротости и смирения, соединенных с самоотверженным служением Богу и ближним, дары прозорливости и чудотворений, а также широкое его почитание как святого праведника церковным народом, не было найдено препятствий к его прославлению как преподобного в лике местночтимых святых Уфимской епархии. Но на могиле преподобного Моисея многие чувствовали, благоухание и даже после посещения могилы их спрашивали люди, что за аромат исходит от тех, кто был у могилки.
Ольга Эйгенсон
Духовный опыт
Прошел светлый и радостный
праздник Св. Троицы. Еще не остыло в душе
праздничное чувство от того, что встретили
мы еще один, такой незабываемый день, а
перед этим еще и общею молитвой помянули
всех от века усопших православных христиан.
Любит русский народ поминать усопших,
хранить о них память и помогать им своими
молитвами. А во весь год нет больше таких
особых дней, как вселенские субботы:
мясопустная (перед Постом) и Троицкая. Но
при этой любви к поминовению бытует в нашем
народе совсем не церковное и
неправославное поверье. Состоит оно в том,
что вместе со всеми усопшими пытаются в
церкви поминать самоубийц и говорят: «На
Троицу поминаются все, и они в том числе». –
Это неверно и противоречит смыслу всех
церковных установлений относительно
поминовения усопших. Наше поминовение
грешного человека (ибо кто из нас поистине
праведен?) основано на надежде на милость
Божию и Его человеколюбие. Но, по словам
святого апостола Иоанна Богослова, есть
грех к смерти и есть грех не к смерти (ср.1-е
Ин. 5:16 ). Несмертный грех – это проявление
немощи человеческой, его падшей природы.
Самоубийство же – один из смертных
грехов, то есть проявление злой
человеческой воли, бунт против Божьего
закона и крайнее проявление самолюбивого
своеволия – самовольный отказ от дара
жизни. Судьба таких душ полностью в руках
Божиих и Церковь не имеет дерзновения
молиться за таких, потому что они сами
удалили себя от нее. Во всей церковной
истории не видно, чтобы кто-то из святых
поминал церковно самоубийц. Но сердечная
любовь к близким может находить утешение в
частной, домашней молитве за несчастных, в
творении милостыни за их имя. В житии старца
Льва Оптинского читаем, как он утешал
своего ученика, скорбевшего об
отце-самоубийце: «Вручай, как себя, так и
участь родителя воле Господней, премудрой,
всемогущей. Не испытывай судеб Вышнего… Ты
скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и
скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без
сравнения более, чем ты, любил и любит его.
Значит, тебе остается предоставить вечную
участь родителя твоего благости и
милосердию Бога, Который, если соблаговолит
помиловать, то кто может противиться Ему?»
Старец ободрил этими словами юношу и
благословил его молиться краткими словами:
«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего:
аще воможно есть, помилуй. Неизследимы
судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы
сей моей, но да будет святая воля Твоя.»
Уныние и безмерная скорбь о смерти даже близкого человека – вообще, нехристианская черта, а бесцеремонное нарушение церковных канонов трудно оправдать большой любовью. Бог же слушает только молитвы смиренных и послушливых Матери-Церкви, по словам псалмопевца:«Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я.» (Пс.144:19 ).
Славить Пречистую Богородицу – значит славить Самого Сына Ее Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, с Ним же вечно соединена есть Матерь Его, в Ней же Он престол Себе сотворил. Слава Тебе, Марие, Богоневеста Пречистая! св. прав Иоанн Кронштадский |
Слова и наставления старцев
Милостию Божиею мне дано разуметь любовь и дружбу, или, что есть любовь истинная, и что есть друг верный. Любовь есть совершенство добродетелей, а тайна сердца открываема бывает единственному верному другу. Истинный и верный друг не имеет шуточных мыслей и не терпит празднословия, или сообщения с кощунством, в чем заключает свою дружбу мир; его сердце ограждено страхом Божиим, душа, исполненная любви, питается правосозерцательными истинами и с благоговением сообщает слово небесного утешения искреннему и верному другу своему. Ежели один имеет болезнь на сердце и какую-либо мысль, медлящую на памяти, тотчас сообщает ее другу, приятно ища совета его и пособия; друг, благоговейно храня взаимность искреннего чувства, усердно служит сообщением своего сердца, ума и мыслей, соответствуя благонамеренным предприятиям верного друга. Искренность – есть жизнь, дышащая любовью. Искренность на друга клеветы не терпит и того чуждается, кто клевещет на него. Друг верный – кров крепок, и как град, обнесенный крепкими стенами, он огражден благими мыслями. Кто оставляет такого друга, тот оставляет крепость своей жизни, уклоняется в развращение и попадает на льстивых друзей, которые умеют все угодное по сердцу говорить и предлагать: от таких друзей спаси нас, Господи.
(затворник Георгий Задонский)
ХЕРСОНСКОЕ ЧУДО - ЗАПЛАКАЛ ПОРТРЕТ ВИЦЕ-АДМИРАЛА МАКАРОВА
На днях в Херсоне все вдруг заговорили о чуде. В старейшем учебном заведении города – мореходном училище – “заплакал” портрет адмирала С. Макарова. Размещенный в одном из центральных корпусов учебного заведения, он оказался в центре внимания всех – и учащихся, сотрудников училища, горожан и гостей города - корабелов и хлеборобов. Сюда потянулись целые экскурсии.
Имя вице-адмирала Степана Осиповича Макарова неразрывно связано с историей развития русского флота. С.О. Макаров был наиболее талантливым представителем русского военно-морского флота второй половины XIX и начала XX в.
Первой необычное явление обнаружила заведующая музеем мореходного училища. Подумав, что это очередная шутка курсантов, она протерла портрет. Но спустя несколько минут увидела слезу снова. К вечеру в картинной галерее собрались моряки. Они утверждают, что выступившая слеза, покатившись, упала на бороду адмирала.
Пока никто не может дать объяснение херсонскому чуду.
Александр Горобец , Украина