Странички храмов благочиния
Авторизация
Державно возвышается и осеняет нашу историю великий чудотворный образ Владимирской Божией Матери. А в лучах его славы яркой звездой сияет другая икона Владычицы, словно рожденная материнским Первообразом.
В 1155 году Великий князь Андрей Георгиевич решил покинуть киевские пределы, где властительствовал его отец, и переехал из небольшого Вышгорода — там он княжил по отчей воле, в родные Ростово-Суздальские земли, чтобы оттуда самому начать великое дело собирания Руси в единую державу. Князь Андрей был человеком горячо верующим и искренне благочестивым и потому искал в своем начинании знамения Божиего благоволения и явного благословения. В то время в Вышегородском (девичьем) монастыре, где хранилась присланная на Русь Цареградским патриархом Лукою Хризовергом древняя святыня православной Церкви — икона Божией Матери, написанная, согласно преданию, самим Евангелистом Лукой, — стали происходить непонятные и таинственные события. Эта икона чудесно и необъяснимо стала переноситься из одного храма в другой, порой недвижно стояла на воздухе, поддерживаемая невидимою силою. В этих таинственных событиях князь Андрей увидел указание на волю Владычицы быть перенесенной в другое место. Помолившись, тихо собрался князь со слугами и с домочадцами в трудный, опасный путь. Взял и священника сопровождать святой образ.
Чудесами усеяна была та дорога. У реки Вузы задержались искать конный брод. Посланный всадник не успел отъехать от берега, как беспомощно и безнадежно завяз его конь в топком иле. Князь со слезами (ведь могла быть и погоня) бросился к иконе Богородицы: «Владычице, Пресвятая Богородице! Помоги, Пречистая!» Не успел обернуться князь, а всадник уже на другом берегу весело гарцует как ни в чём не бывало. Но были случаи трагические. Наваждениями врага человеческого вдруг взбесилась лошадь, тащившая священнический возок, бросилась остервенело на бедную матушку священника, затоптала ее насмерть, а возничему переломала ноги. И снова с горячей верой и в скорби — уж не согрешил ли в чем? — взмолился князь перед иконою Божией Матери. Услышала Пречистая и на этот раз горячую молитву князья Андрея — встала со смертного одра матушка» исцелился и слуга. Великую святыню обрел князь!
Вот уже и видны родные пределы. Показалась река Клязьма, и здесь, недалеко у реки как вкопанные встали кони, везшие образ Пресвятой Девы. Не было силы, способной их сдвинуть с места. Князь повелел раскинуть свой шатер, попросил священника отслужить молебен, а сам вошел в шатер для уединенной молитвы: понять и уразуметь волю Божию, обдумать, как поступать дальше. Долго молился князь, и, утомленный, задремал. И словно наяву явилась ему Сама Пресвятая Дева Богородица. Держа в руках хартию, ясно сказала: «Образ Мой не вези в Ростов, а поставь во Владимире в Успенской церкви, которую построишь. На сем же месте заложи церковь во имя Моего Рождества и собери иноческую обитель». Затем Богородица воздела руки горе, к благословляющему Ее Спасителю, и стала невидима. Князь в точности исполнил повеление, построил и церковь Успения во Владимире, куда поместил икону, отныне получившую наименование "Владимирской". На месте видения вырос монастырь. Украшением и главной святыней обители и Рождественского храма стала икона, написанная на кипарисовой доске греческими изографами, запечатлевшая видение князя Андрея. На полях иконы велел князь написать еще небольшие подобия икон, сопровождавшие его в славном походе: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Само же место и обитель вскоре получили в народе ласковое и дивное название Боголюбово - ибо возлюбила место сие Богородица. Сама икона эта стала называться также Боголюбской, а князь Андреи Георгиевич, по неисповедимым путям Господним, жизнь свою мученически скончавший на том самом месте спустя многие годы, вошел в русскую историю и церковные святцы как великий благоверный князь Андрей Боголюбский.
Празднование Боголюбской иконе было установлено святым князем Андреем 18 июня ст.ст. (1 июля н. ст.)
Образ Пресвятой Богородицы, написанный по видению князя, с этого времени стал неотъемлемой частью духовной сокровищницы нашего государства. В 1240 году хан Батый, опустошавший Русскую Землю, сжег и ограбил храм и обитель Боголюбскую, но дивно спаслась от огня и меча икона Владычицы. Как великую святыню ее чтил и простой народ православной, и венценосцы российские. В 1432 году великий Московский князь Василий III заказал для себя список с Боголюбской и поставил его в кремлевском дворцовом Сретенском храме. А благочестивый царь Феодор Алексеевич (1680) пожаловал образу собственный драгоценный наперсный крест. У царя Петра Алексеевича хранился чтимый образ Боголюбской иконы Божией Матери, впоследствии пожалованный им в награду Борису Мироновичу Батурину. Особенно много чудес явила Пресвятая Богородица через Боголюбский образ и его многочисленные списки в 1771 году, когда моровая язва выкашивала целые села и города русские. Там, где молился народ перед этой иконой — везде силою непреодолимой Божественного заступления чума скоро прекращалась, и даже неизлечимо заболевшие исцелялись. В память этой милости Царицы Небесной установлены были крестные ходы, ежегодно и Неопycтительно совершаемые в этих местностях с чудотворными Боголюбскими иконами вплоть до страшной годины власти богоборцев.
Чудотворные списки Боголюбской иконы Божией Матери благодатным покровом защищали Русскую землю в холерные эпидемии 1848 и 1870 годов. Юрьевский список, тот, что подарен был Петром I Борису Батурину, прославился в 1848 году воскрешением из мертвых жены одного Юрьевского мещанина, умершей от холеры и уже приготовленной к погребению. Ныне этот чудотворный список храниться в Покровской церкви села Карижа под Малоярославцем. Сам первообраз в настоящее время находиться во Владимире, в княгинином монастыре.
В 1155 году Великий князь Андрей Георгиевич решил покинуть киевские пределы, где властительствовал его отец, и переехал из небольшого Вышгорода — там он княжил по отчей воле, в родные Ростово-Суздальские земли, чтобы оттуда самому начать великое дело собирания Руси в единую державу. Князь Андрей был человеком горячо верующим и искренне благочестивым и потому искал в своем начинании знамения Божиего благоволения и явного благословения. В то время в Вышегородском (девичьем) монастыре, где хранилась присланная на Русь Цареградским патриархом Лукою Хризовергом древняя святыня православной Церкви — икона Божией Матери, написанная, согласно преданию, самим Евангелистом Лукой, — стали происходить непонятные и таинственные события. Эта икона чудесно и необъяснимо стала переноситься из одного храма в другой, порой недвижно стояла на воздухе, поддерживаемая невидимою силою. В этих таинственных событиях князь Андрей увидел указание на волю Владычицы быть перенесенной в другое место. Помолившись, тихо собрался князь со слугами и с домочадцами в трудный, опасный путь. Взял и священника сопровождать святой образ.
Чудесами усеяна была та дорога. У реки Вузы задержались искать конный брод. Посланный всадник не успел отъехать от берега, как беспомощно и безнадежно завяз его конь в топком иле. Князь со слезами (ведь могла быть и погоня) бросился к иконе Богородицы: «Владычице, Пресвятая Богородице! Помоги, Пречистая!» Не успел обернуться князь, а всадник уже на другом берегу весело гарцует как ни в чём не бывало. Но были случаи трагические. Наваждениями врага человеческого вдруг взбесилась лошадь, тащившая священнический возок, бросилась остервенело на бедную матушку священника, затоптала ее насмерть, а возничему переломала ноги. И снова с горячей верой и в скорби — уж не согрешил ли в чем? — взмолился князь перед иконою Божией Матери. Услышала Пречистая и на этот раз горячую молитву князья Андрея — встала со смертного одра матушка» исцелился и слуга. Великую святыню обрел князь!
Вот уже и видны родные пределы. Показалась река Клязьма, и здесь, недалеко у реки как вкопанные встали кони, везшие образ Пресвятой Девы. Не было силы, способной их сдвинуть с места. Князь повелел раскинуть свой шатер, попросил священника отслужить молебен, а сам вошел в шатер для уединенной молитвы: понять и уразуметь волю Божию, обдумать, как поступать дальше. Долго молился князь, и, утомленный, задремал. И словно наяву явилась ему Сама Пресвятая Дева Богородица. Держа в руках хартию, ясно сказала: «Образ Мой не вези в Ростов, а поставь во Владимире в Успенской церкви, которую построишь. На сем же месте заложи церковь во имя Моего Рождества и собери иноческую обитель». Затем Богородица воздела руки горе, к благословляющему Ее Спасителю, и стала невидима. Князь в точности исполнил повеление, построил и церковь Успения во Владимире, куда поместил икону, отныне получившую наименование "Владимирской". На месте видения вырос монастырь. Украшением и главной святыней обители и Рождественского храма стала икона, написанная на кипарисовой доске греческими изографами, запечатлевшая видение князя Андрея. На полях иконы велел князь написать еще небольшие подобия икон, сопровождавшие его в славном походе: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила. Само же место и обитель вскоре получили в народе ласковое и дивное название Боголюбово - ибо возлюбила место сие Богородица. Сама икона эта стала называться также Боголюбской, а князь Андреи Георгиевич, по неисповедимым путям Господним, жизнь свою мученически скончавший на том самом месте спустя многие годы, вошел в русскую историю и церковные святцы как великий благоверный князь Андрей Боголюбский.
Празднование Боголюбской иконе было установлено святым князем Андреем 18 июня ст.ст. (1 июля н. ст.)
Образ Пресвятой Богородицы, написанный по видению князя, с этого времени стал неотъемлемой частью духовной сокровищницы нашего государства. В 1240 году хан Батый, опустошавший Русскую Землю, сжег и ограбил храм и обитель Боголюбскую, но дивно спаслась от огня и меча икона Владычицы. Как великую святыню ее чтил и простой народ православной, и венценосцы российские. В 1432 году великий Московский князь Василий III заказал для себя список с Боголюбской и поставил его в кремлевском дворцовом Сретенском храме. А благочестивый царь Феодор Алексеевич (1680) пожаловал образу собственный драгоценный наперсный крест. У царя Петра Алексеевича хранился чтимый образ Боголюбской иконы Божией Матери, впоследствии пожалованный им в награду Борису Мироновичу Батурину. Особенно много чудес явила Пресвятая Богородица через Боголюбский образ и его многочисленные списки в 1771 году, когда моровая язва выкашивала целые села и города русские. Там, где молился народ перед этой иконой — везде силою непреодолимой Божественного заступления чума скоро прекращалась, и даже неизлечимо заболевшие исцелялись. В память этой милости Царицы Небесной установлены были крестные ходы, ежегодно и Неопycтительно совершаемые в этих местностях с чудотворными Боголюбскими иконами вплоть до страшной годины власти богоборцев.
Чудотворные списки Боголюбской иконы Божией Матери благодатным покровом защищали Русскую землю в холерные эпидемии 1848 и 1870 годов. Юрьевский список, тот, что подарен был Петром I Борису Батурину, прославился в 1848 году воскрешением из мертвых жены одного Юрьевского мещанина, умершей от холеры и уже приготовленной к погребению. Ныне этот чудотворный список храниться в Покровской церкви села Карижа под Малоярославцем. Сам первообраз в настоящее время находиться во Владимире, в княгинином монастыре.
Иерей Андрей Лобашинский
Детский православный журнал
для семейного чтения "Купель"
№ 3 (10) 1999год.
© Издательство "Паломникъ" 1999
Иллюстрация: Богоматерь Боголюбская. XVI век. Икона. Село Карижа.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Powered by !JoomlaComment 4.0 beta2
Последнее обновление (07.07.09 01:44)