«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 47%


    Глава 10
    С утра следующего дня мы начали подниматься в Пиренеи.
    Мы ехали по старым горным дорогам уцелевшим от обвалов. Вокруг были только снежные вершины и голые скалы, желтые и серые. Кругом никакой растительности: ни травы, ни мха, ни лишайника. Изредка по дороге попадались каменные развалины бывших деревень, а возле них груды выбеленных снегом и ветром мертвых деревьев, валявшихся поодиночке и грудами, словно кости вымерших допотопных животных, - когда-то это были роскошные сады. Ехать было трудно: почти все время шел мелкий снег, затруднявший видимость. Не прекращающийся ни па мгновение резкий пронзительный ветер проникал в мельчайшие щели кабины, и машину никак не удавалось прогреть. Но этот же монотонный ветер сметал падающий снег без остатка, и потому на дорогах не было снежных завалов. А вот каменные обвалы заставляли нас иногда возвращаться назад в поисках объездной дороги, если нельзя было объехать их по обочине.
    - Как же вы тут проезжали на своем мобишке? - спросила я мать Евдокию.
    - На одном "Господи. помилуй", - ответила та. - временами приходилось выходить, и руками разбирать завалы. Иногда па это полдня уходило.
    - До чего же монахи любят макароны! - покачала я головой.
    Но в общем мы в этот день разговаривали мало - такой напряженной была дорога.
    Даже свое рукоделие мать Евдокия спрятала в рюкзак и не выпускала из рук карту, подсказывая мне дорогу; штурман из нее получился гораздо лучший, чем водитель.
    К середине дня напряжение мое достигло высшей точки, и я запросила отдыха. Мать Евдокия не спорила.
    - Давайте постоим, вы поспите, а потом все-таки поедем дальше. Если впереди дорога будет не хуже, то вечером нас ждет полно ценный отдых и горячая еда.
    - Кончатся наконец эти горы? - обрадовалась я.
    - Нет, они станут еще выше, но там есть деревушка, где спасается маленькая православная общинка. Это большие друзья нашей обители, у них мы остановимся и отдохнем.
    - Это бывшие испанцы или французы?
    - Нет, они русские. У них есть церковь, и мы, может быть, успеем на вечернюю службу.
    - Благодетельница моя святейшая, ведь об этом я только и мечтала! А поспать в тепле мне там никак не удастся.
    - Конечно! Они там хорошо устроились. Так хорошо, что, пожалуй, способны продержаться до самого конца, если их прежде не обнаружат.
    - До конца чего?
    - До конца света, конечно.
    На это мне ответить было нечего. Я только хмыкнула и заглушила двигатель.
    Из машины выходить мы не стали, чтобы не потерять накопленное тепло. Мать Евдокия достала термос с кофе, уже третий с начала пути и последний, бутерброды, и мы пообедали. Я хотела уснуть, но мне это не удалось.
    - Мать Евдокия! Расскажите мне об этих людях, у которых мы остановимся. Кто они, как попали сюда, в горы, и от кого это они "спасаются"?
    - С удовольствием расскажу, ведь я их всех очень люблю. В общине всего человек двадцать вместе с детьми, руководит ею мать Ольга.
    - Она монахиня?
    - Нет. Все зовут ее матерью Ольгой, потому что она там главная и у нее семеро детей. Один ее сын - православный священник, отец Антоний.
    - А как она, русская, попала в Испанию?
    - Очень просто: вышла замуж за испанца, работавшего в России, и он увез се в Барселону. Она родила семерых детей и всех воспитала в православии. Она помогла построить в Барселоне русскую церковь и была в ней старостой, пока церковь не ликвидировали. Ее старший сын Антон, как я уже говорила, стал священником, а старшая дочь - монахиней. Она живет в нашей обители, зовут ее сестра Васса. Еще задолго до Катастрофы Ольга уговорила мужа купить дом в горной деревушке, чтобы вывозить туда детей па каникулы. Во время землетрясения все дома деревни были разрушены, кроме Ольгиного дома. Когда Испания сдалась Мессу, муж Ольги принял присягу и печать. Она забрала детей и уехала в горы, оставив ему письмо, что уезжает на родину; она действительно сделала несколько попыток перебраться в Россию, но началась война и это стало окончательно невозможно. Возможно, муж разыскал бы ее и детей, но он ушел на войну и не вернулся.
    - Неужели из-за простого персонального кода можно оставить мужа и лишить детей отца? Не понимаю!
    - Их разделили Христос и Антихрист. Весь мир сейчас так делится да уже почти и разделен.
    - Как прикажете вас понимать, мать Евдокия? Вот я, например, вполне лояльная планетянка и мессианка по убеждениям, у меня есть персональный код. а с ним и все гражданские права и обязанности. Бабушка мои верит в Христа, но она меня любит, доверяет мне, и между нами почти не бывает разногласий. Вы не хотите сказать, что она плохая христианка раз продолжает меня любить и вовсе не собирается со мной разделяться?
    - Насколько мне известно, нас уже пытались разделить, но это не удалось. Елизавета Николаевна - прекрасная христианка. Это вы Сандра, плохая мессианка.
    - Ну, знаете! - я в негодовании подскочила на сиденье и стукнулась головой о потолок кабины. У меня сразу же начала расти шишка, а гнев - затихать. Я только потерла рукой ушибленное место, а потом махнула ею:
    - Да ну вас, мать Евдокия! Давайте оставим наши идейные разногласия до конца путешествии. Вот сдадим вашей игуменье макароны, тогда можно будет и поспорить.
    - Вот и хорошо, вот и договорились, - пропела мать Евдокия со своей лукавой улыбочкой. - Принести вам холодный камешек на шишку положить?
    - Нет, только не это! Еще и мозги морозить!..
    - В таком случае не хотите ли поспать?
    - Нет. Но и вести машину еще пока не могу. Я так посижу, отдохну.
    - Тогда, может быть, вы мне расскажете о своем детстве, как обещали?
    - Вам это и вправду интересно?
    - Очень!
    - Ну, слушайте.
    Я рассказала обо всем, что помнила сама и что знала из рассказов бабушки: о нашей семье, о моем детстве и о школе социальной реабилитации, о моих взаимоотношениях с матерью и бабушкой.
    К моему удивлению, мать Евдокия, слушавшая меня с искренним участием, вдруг так же искренне пожалела мою мать.
    - Мне тоже ее жаль, - сказала я, - и всегда было жаль. Но она вела совершенно пустое и никчемное существование за что и поплатилась.
    - Как вы, однако, жестоко се судите, - сказала она. - Это тем более странно, что вы коллеги.
    - Коллеги?! Мать Евдокия, вы чего-то не поняли, моя мать была актрисой и снималась в кино, а я работаю для Реальности. Это не одно и то же.
    - Разве? Конечно, кино и театр не могли настолько увлечь и поглотить душу человека, как это делает Реальность, но они часто стремились к тому же. Ваша бедная мама и потом, когда уже не было ни кино, ни театра, пыталась жить в придуманном ею самой мире, не смея обернуться лицом к настоящей жизни. Ее связь с жизнью была настолько непрочной, что при первом же испытании порвалась. Она не привыкла к боли и страданиям, поэтому у нее не хватило ни терпения, ни мужества жить дальше. Она, бедная, совершила тягчайший грех против Бога - швырнула Ему под ноги Его дар - жизнь.
    - Вы говорите об эвтаназии?
    - Да. Это страшное преступление.
    - Но эвтаназия разрешена законом!
    - Законы тоже бывают преступными и уж тем более грешными. Вы бы могли решиться на эвтаназию в случае серьезной болезни?
    - Пока жива моя бабушка, пожалуй, нет: для нее это было бы слишком большим ударом. Но если бы я была одна, тогда конечно. Ради чего терпеть, если можно не терпеть?
    - А вы знаете, почему современному человеку не дорога жизнь? Потому что он думает, что она принадлежит только ему самому.
    - Моя бабушка говорит, что ее жизнь принадлежит не ей, а Богу. Вы тоже так думаете о своей жизни?
    - Да, конечно.
    - И вы тоже не решились бы ее прервать, если бы она стала невыносимой?
    - Думаю, что мысль о самоубийстве мне просто не пришла бы в голову.
    - Почему?
    - Вот вы же говорите, что не лишили бы себя жизни, боясь причинить боль своей бабушке. Почему?
    - Бабушка так любит меня, что живет отчасти и моей жизнью, и умереть - значило бы убить в ней эту часть жизни.
    - Значит, это было бы преступлением по отношению к ней?
    - Несомненно.
    - Так вот. Бог любит вас, свое создание, еще больше чем вас любит бабушка. Убивая себя, вы не только причините Ему боль, но и себя лишите навечно возможности общения с Ним.
    - Почему? Ведь если верить вашим, простите, легендам, речь идет не о смертном теле, подвергшемся эвтаназии, а о бессмертной душе?
    - Душа самоубийцы отрывает себя от Бога, отходит к дьяволу и погружается в состояние вечно длящейся смерти. Как Бог есть вечная жизнь, так и дьявол есть вечная смерть. Самоубийца не желает терпеть временных страданий и думает, что ставит точку. На самом деле из этой точки начинается прямая линия, уходящая в дурную бесконечность, и состоит она из бесконечного числа повторений той самой точки, на которой бедный слабый человек хотел остановиться. Самоубийца умирает вечно.
    - Уау, как страшно! И, простите, как хорошо, что я во все это не верю. Скажите мне только одно: что я могла сделать, чтобы моя мать не решилась на эвтаназию?
    - Не знаю. Что вы чувствовали, находясь рядом с ней во время ее болезни?
    - По большей части раздражение. Меня все в ней раздражало: и то, что она наряжалась лежа в постели, и то, как она томно и таинственно молчала, чтобы посетители по звучанию ее голоса не догадались о насморке, и как не хотела принимать горькие лекарства: "Если бы ты знала, Сандра, как это невкусно!". Но я сидела возле нее и ухаживала за ней, я считала, что выполняю свой долг.
    - Вот поэтому вы ее и не удержали. Слабого человека можно удержать только сильной любовью, а не исполнением долга.
    - Я не умею любить никого, кроме бабушки. Я пыталась - не получается.
    - А знаете, почему вы так искренне и глубоко любите вашу бабушку?
    - Почему?
    - Потому что только через нее сохраняется ваша связь с Богом. Ваша бессмертная души это чувствует и заставляет вас изо всех сил держаться за эту любовь.
    - Нет уж, не ставьте, пожалуйста, никого между мной и бабушкой, даже вашего Бога! Бабушка - это моя святыня, говоря вашим языком. И если говорить о чудесах, в которые я в общем не верю, возвращение в мою жизнь бабушки - единственное чудо, которое со мной случилось. А теперь давайте поедем дальше, в машине становится все холоднее.
    Едем. И спасибо вам за исповедь.
    ?
    - Исповедью мы называем искренний рассказ о себе, о состоянии своей души. Правда, настоящая исповедь всегда связана с покаянием...
    - Но это уже высший пилотаж! Я так высоко не летаю, - засмеялась я. - Поехали, мать Евдокия!
    Мы нее ехали и ехали, кружа по горным дорогам и объезжая каменные завалы. Через несколько часов мать Евдокия сказала:
    - Теперь уже близко. Скоро мы увидим возле дороги живое дерево. Там мы оставим машины и пойдем пешком.
    - Уау! Еще и пешком! А откуда тут взяться живому дереву?
    До сих пор мы не видели даже травинки. По-моему, вся растительность здесь выжжена этим ледяным холодом, ведь мы, наверно, на страшной высоте находимся.
    - Именно так. Но дуб, о котором я говорю, каким-то образом выжил. Вот он скоро появится, и вы сами убедитесь. От дуба идти уже недалеко, всего только обойти по тропинке высокую скалу и пройти ущельем в долину, а там и живет наша общинка.
    Вскоре мы увидели возле дороги небольшое корявое деревцо, серое и голое.
    - Это здесь, - сказала мать Евдокия. - Можете парковаться.
    - А вы говорили, что дерево живое...
    - Живое, живое! Посмотрите вон туда - видите зеленую ветку? О, даже желуди на ней есть!
    - Угу. Три штуки, - я в самом деле увидела среди мертвых ветвей ветку с мелкими узорчатыми листьями пыльно-зеленого циста. - В бабушкином лесу совсем не такие дубы. Они во много раз выше, и листья у них почти с мою ладонь.
    - Это каменный дуб, особая горная порода.
    Мать Евдокия долго возилась в салопе джипа, что-то укладывая и свой и мой рюкзаки, потом вынесла их и сказала:
    - Это мы понесем с собой, а за макаронами мужчины придут потом. Ну вот, теперь можно идти. С Богом!
    Ее походный рюкзак был вдвое больше моего и на вид неподъемен, но я не стала настаивать на справедливом распределении груза: было так холодно, что не хотелось спорить. Оставив джип и мобишку под дубом, надев шубы и повязав сверху бабушкины оренбургские платки, мы вскинули на спины рюкзаки и двинулись в путь. По узкой, едва различимой тропке мы обогнули скалу, возле которой рос дуб, и оказались в узком и мрачном ущелье, все дно которого занимало сухое русло горной реки. По этому руслу нам и пришлось топать почти до темноты. Мать Евдокия шла впереди, согнувшись вдвое под тяжестью своего рюкзака, но я за нею едва поспевала, спотыкаясь и скользя на обледенелых валунах. В конце концов ущелье вывело нас в долину, где мы увидели маленькую, явно обитаемую, деревеньку из нескольких приземистых каменных домов и церковки, тоже каменной. Окошки церкви светились, а над крышами домов пушистыми витыми столбиками поднимались уютные серебряные дымки. Дошли!
    Мать Евдокия - конечно же! - сразу повела меня в церковь. Мы открыли небольшую, но тяжелую дверь, изнутри завешенную одеялом, и вошли в полутемное помещение, освещенное только светом нескольких свечей. Я огляделась. Людей было немного - человек двадцать. Некоторые пели на возвышении справа, остальные стояли лицом к деревянной стене-перегородке, не доходившей до потолка, со множеством икон и какими-то игрушечными воротцами посередине. Они стояли молча и неподвижно, одновременно крестясь и кланяясь, когда пение сменялось монотонными восклицаниями человека в долгополой черной одежде. Дети постарше стояли вместе со взрослыми, а самые маленькие сидел и на деревянной скамье под стеной. Я не увидела ни одного человека в зеленом пластиковом костюме: женщины были в длинных юбках и в больших платках, мужчины - в брюках, в допотопных, не пластиковых, сапогах, и неуклюжих куртках. Дети одеты были в разноцветные теплые костюмчики, которые в старину назывались "лыжными", у девочек па головах были платочки, у мальчишек - вязаные шапочки. Я углядела свободное место на одной из скамеек и села рядом с детьми, а мать Евдокия прошла к хору и тоже стала петь. Однако и выносливы же эти монашки!
    Ноги и спина гудели, служба оказалась скучной и непонятной, а в церкви было холодно, поэтому я запахнула поуютней бабушкину шубу, сунула руки в рукава и задремала. Очнулась я, когда мать Евдокия тронула меня за плечо:
    - Идемте, Сандра,
    Служба кончилась, люди выходили из церкви. Рядом с матерью Евдокией стояла крупная женщина с очень живыми черными глазами, в темной одежде и большом сером платке. Когда мы вышли из церкви, она откинула с головы платок, и под ним неожиданно оказалась огненно-красная пиратская бандана.
    - Знакомьтесь: это мать Ольга, а это - Кассандра Саккос.
    - Батюшки, внучка Елизаветы Николаевны?! Здравствуйте, дорогая! Очень, очень рада вас видеть. Как здоровье бабушки? Как ее нога?
    - Спасибо, неплохо.
    - Скажите ей, пусть будет теперь очень осторожна с левой ногой, чтобы второй тазобедренный сустав не повредить. Я вам дам для нее особую мазь из воска, оливкового масла и сосновой смолы; делайте ей повязки, и все очень быстро заживет. Ну, пошли в общинный дом, сейчас будем ужинать.
    Мать Ольга мне понравилась: она даже вспомнила, какую именно ногу повредила бабушка. Ну и шустрая же вы старушка, Елизавета Николаевна, весь православный мир вас знает! Нас усадили за длинный стол в столовой "общинного дома" - самого большого дома этой маленькой деревин. Здесь собрались все ее жители: женщины, молодые и старые, подростки, дети разного возраста и несколько мужчин. Двое из них были в длинных черных одеждах, рясах, - совсем молодой, румяный и черноволосый, глазами - вылитая мать Ольга, отец Антоний и молодой человек постарше, дьякон отец Виталий, как мне шепнула мать Евдокия. В большом камине горел целый ствол дерева, и было очень тепло.
    Перед едой все хором спели молитву, потом сели и чинно стали есть какую-то кашу, пресную и не особенно вкусную, почти без соли, по зато горячую. Я окончательно согрелась и ожила. После каши пили травяной чай и ели маленькие кусочки белого хлеба с вареньем из черной смородины. Бабушкиным - я его сразу узнала по вкусу.
    После ужина все опять пропели молитву, потом скамейки перенесли поближе к камину, и все расселись на них, а две девочки принялись бесшумно и ловко убирать со стола посуду.
    - Давайте споем что-нибудь вместе с нашими гостьями.
    Опять запели хором какие-то молитвы, длинные и усыпляющие. Неожиданно мою дремоту разогнал негромкий и чистый звук флейты. Это заиграл отец Виталий.
    - Что это он играет, не знаете? - спросила я шепотом мать Евдокию.
    - Это очень древний композитор Генри Телеманн. Кстати, ваш соотечественник, англичанин. А пьеса называется "Замужняя красавица". По-моему, он играет ее в честь своей жены. Вон она сидит у камина, в сером платье.
    Я поглядела в ту сторону. Юная женщина а сером платье сидела, спокойно сложив руки па коленях и задумчиво глядя на флейтиста большими серыми глазами. Мелодия была плавной, чистой и немного печальной. Я подумала, что в нашем рыцарском замке она имела бы успех. Я закрыла глаза и попробовала представить себе свою Реальность, лица Эрика, Ланса, Энеи, но они так и не выплыли из моей памяти. Мне стало грустно, что я их так легко позабыла. прощайте, милые дамы и рыцари, и простите, что мне теперь совершенно не до вас... Потом замужняя красавица в сером платье взяла гитару, и они с отцом Виталием сыграли вместе несколько старинных пьес - изысканных и мелодичных. - Когда-то Татьяна с Виталием были бродячими музыкантами. Они ездили по городам всей Европы и играли на улицах, - тихонько рассказывала мать Евдокия. - Так они помогали матери Ольге собирать деньги на строительство православной церкви в Барселоне, а когда собрали и построили, к власти как раз пришел Мессия. Церковь сожгли, а им пришлось бежать сюда. - Они тоже отказались от принятия персонального кода? - Здесь нет ни одного человека с печатью Антихриста. Татьяна, спойте для нас какую-нибудь из своих песен! Татьяна кивнула и сказала: - Я спою, если дети мне помогут. Какую песню споем, дети? - Про лошадок, тетя Танечка, про лошадок! -закричали дети. Она немного подстроила гитару и запела негромким чистым голосом, а дети ей тихонько и слажено вторили. Они пели: Вдоль заката проходили лошади И губами трогали закат.
    Были лошади людьми заброшены Не за прегрешения - за так. Без работы спины стали гладкими, Позабыли про седло и кнут. Только нет теперь уж их "лошадками" Дети никогда не назовут, И не выйдут ласковые женщины Хлебом-солью встретить у ворот... Тяжко им, неназванным, не встреченным, И не в радость им солнцеворот. Иногда они изойдут над кручами, Где шуршит из-под копыт руда, И стоят, и, спрятавшись за тучами, Издали глядят на города, На мертвые пустые города...
    Когда кончили играть и петь, началась общая беседа. Мать Евдокию расспрашивали о том, что творится и мире, а она отвечала. Смысл их разговоров, как и следовало ожидать, сводился к тому, что люди живут все хуже, а конец света все ближе. Жаль, конечно, было этих людей, которые мучаются сами и мучают своих детей, веря нелепым пророчествам и прячась в горах от настоящей жизни, но, видя их спокойные и какие-то просветленные лица, я понимала, что они счастливы в своем безумии и что никто, конечно, не в силах разубедить этих симпатичных фанатиков. Пригревшись, я снова начала клевать носом. Бесконечная горная дорога поплыла у меня перед глазами, а вдоль нее стояли мертвые каменные дубы...
    - А вы совсем спите... Устали? Я очнулась и подняла голову. Надо мной склонилась Татьяна.
    - Вам пора на отдых.
    - Да, хорошо бы... Скажите мне только, а каким образом в горах уцелел тот единственный дуб, от которого начинается тропа в вашу деревню?
    - Это Мамврийский дуб, так его наши дети прознали. Они верят, что пока хотя бы одна ветка этого дуба остается зеленой, мир еще живет. Они носят ведрами воду из нашего источника и с молитвой поливают его.
    "И дети у них сумашедшенькие..." - я откровенно зевнула.
    - Вам спать пора, - улыбнулась Татьяна. - Мать Ольга, гостья наша устала. Куда ее проводить?
    - Проводи наверх. Уложи ее вместе с младшими, там теплее. Спокойной вам ночи, Кассандра!
    Татьяна взяла со стола свечу и повела меня на второй этаж дома. По дороге я попросила ее повторить мне слова песенки про лошадей, я решила запомнить ее для бабушки. Татьяна остановилась на площадке лестницы и вполголоса спела мне свою песню от начала до конца, а потом сказала:
    - Запомнили? Спойте ее Елизавете Николаевне от меня в подарок. А я, когда теперь стану ее петь, буду говорить, что песня посвящается Елизавете Саккос.
    Мне было приятно это слышать, я поблагодарила красавицу.
    Татьяна открыла передо мной низкую дверь, и мы вошли в комнату, где стояли рядком несколько кроватей - оттуда доносилось мирное посапывание спящих ребятишек. Тут же оказалась свободная кровать, на которую меня Татьяна и уложила. Я тотчас провалилась в глубокий сладкий сон.
    - Тетя, тетя! Вставайте, часы скоро кончатся!
    Я высунула голову из-под теплого одеяла. Девочка лет пяти-шести стояла рядом и тревожно глядела на меня.
    - Ты хочешь сказать, что уже поздно и пора вставать?
    - Ну да. Часы скоро кончатся.
    - Часы, детка, не могут "кончиться" - они могут только остановиться.
    - Нет, тетя, часы скоро кончатся и начнется литургия. Идемте скорей в церковь! Ах, вот оно что! Бедные дети...
    - А ты не знаешь, где мать Евдокия?
    - Знаю. Она поет на клиросе. А вы разве в церковь не пойдете?
    - Нет, детка, не пойду.
    - Вы заболели?
    "Увы, больные тут все, кроме меня", - подумала я, но вслух сказала:
    - Да, девочка, у меня ужасно болит голова. Шла бы ты помолиться!
    - Я пойду и скажу матери Ольге, что вы заболели. Она вам даст малинового варенья. Бабушка Лиза прислала нам банку малинового варенья, и теперь когда кто заболеет - будет есть малину!
    - А здоровым не дадут?
    - Нет. Бабушка Лиза уже старенькая, она не может собрать для пас много малины. А еще у нее нога болит. Она сломала тазобедренный сустав. Но она уже выздоравливает, потому что все паши дети за нее молятся.
    - Ты замечательно разбираешься в медицине. Ты, наверно, врачом хочешь стать, когда вырастешь?
    - Я подумаю. Я еще не решила, Она постояла, подумала, а потом добавила грустно:
    - А варенья даже больным не хватает, так мать Ольга говорит.
    - В следующий раз, когда я к вам приеду, я привезу тебе целую банку малинового варенья.
    - Вот хорошо! Тогда его всем больным хватит, даже взрослым. Мама недавно кашляла, а варенья не было... Ладно, вы еще поспите, а я пойду в церковь и помолюсь за вас. Вас как зовут?
    - Кассандра.
    - Какое трудное у вас имя. Но я запомню: меня зовут Александра, а вас - Кассандра. А кто ваша святая?
    - Знаешь что, Александра? Ты беги поскорей в церковь и помолись за меня хорошенько, а то часы вот-вот кончатся.
    Девочка кивнула и вышла за дверь, потом я услышала, как по лестнице быстро протопали вниз маленькие ножки. Я снова укрылась одеялом и спала дальше без помех до тех пор, пока за мной не явилась мать Евдокия.
    После завтрака, состоявшего из той же каши и чая, но уже без хлеба с вареньем, мы с матерью Евдокией простились с хозяевами и пустились в обратный путь к Мамврийскому дубу. Нас провожали отец Антоний и отец Виталий - оба в косматых меховых куртках поверх черных ряс. Мать Евдокия выдала им по две коробки макарон из нашего груза, они пожелали нам какого-то "ангела в дорогу", вскинули на плечи коробки и ушли за скалу. А мы поехали дальше.
    Горы вскоре стали ниже, снег на вершинах исчез, а потом дорога пошла вниз и стало теплеть. Мы сняли свои шубы, тяжелые теплые сапоги, платки и уложили их в салоне джипа. Среди скал стали попадаться зеленые группки деревьев и кустов.
    - Горы скоро кончатся. Мы уже на территории Франции.
    - Вывшей Франции?
    - Конечно. В этом мире все теперь бывшее, кроме христианства.
    - Ну-ну... А до монастыря еще далеко?
    - Далеко. Но, может быть, завтра к вечерне доберемся...
    - И вы меня опять потащите в церковь? А без этого никак нельзя?
    - Можно. Я вас представлю матушке игуменье, а потом отведу в келью и уложу спать.
    - А душ?! - жалобно простонала я.
    - Найдется и душ.
    - Слава...! Я чуть не сказала "Слава Мессу", но не хотелось огорчать мою попутчицу, а сказать на ее манер "Слава Богу!" было бы притворством. Так моя "слава" и повисла в воздухе, а мать Евдокия сделала вид, что ничего не заметила.
    - Мы вот-вот спустимся с гор на атлантическое побережье, на так называемую Французскую косу. Во время Катастрофы восточный край Франции почему-то вздыбился и образовалась длинная и узкая полоса суши, и вот по ней нам предстоит самый опасный участок пути - через болота и зыбучие пески. Опасность будет угрожать нам и снизу, и сверху: здесь часто летают патрульные вертолеты. Я знаю тут все дороги и особо опасные места, поэтому пересяду в мобиль и поеду впереди, а вы держитесь за мной как можно ближе и старайтесь в точности повторять движения моего мобиля. И давайте мы будем сообщаться сигналами: если я даю один гудок - это значит "опасность с воздуха", ставьте машину на край дороги, но ни в коем случае с неё не съезжайте: хорошая с. виду дорога может оказаться подмытой. Два гудка - "ехать медленно и осторожно", три гудка - "стоять на месте, не двигаться", а четыре гудка - "все в порядке, едем дальше". Если что-то не в порядке у вас - вы даете один длинный гудок. А сейчас мы должны замаскировать наши машины. Остановитесь-ка возле вон тех кустов!
    Мы отцепили мобиль от джипа. Мать Евдокия вытащила из своего рюкзачка моток тонкого шнура и начала плести из него что-то вроде сетки сначала на крыше мобишки, а потом и джипа. Мне она велела ломать большие ветки кустарника и подтаскивать их к машинам. Работа эта отняла у нас много времени, но зато эффект был потрясающим! Я не поленилась и забралась на придорожную скалу, чтобы поглядеть сверху на нашу работу: на дороге вместо машин стояли два лохматых зеленых куста. Пользуясь остановкой, мы заодно пообедали, а потом двинулись дальше - мать Евдокия впереди на своей крохе, а я позади.
    Кончились горы, и теперь мы ехали по заболоченному берегу Атлантики, где вместо дьяволоха рос обыкновенный тростник. Это было бы утешительным зрелищем, если бы среди серо-желтых песков и буро-зеленых камышовых зарослей не виднелись остатки поглощенных болотами и песками французских городов и деревень. Торчащие из камышей верхушки соборов и высотных домов были усеяны птицами. Больше всего там было чаек.
    Два раза над нами пролетали вертолеты, но каждый раз мать Евдокия замечала их еще издали, подавала сигнал тревоги, и мы замирали на краю дороги как два куста - большой и поменьше. Оба раза вертолеты, не задерживаясь, пролетали дальше.
    Дорога представляла собой извилистые, будто обгрызенные с боков остатки когда-то широкой автострады - на некоторых участках джип едва на ней умещался; я поняла, что пройдет еще немного времени - и песок и вода окончательно съедят дорогу. А если бы ветры занесли сюда семена дьяволоха, от нее бы уже давно ничего не осталось.
    В одном месте я все же угодила в ловушку, причем по своей собственной вине. Мать Евдокия вильнула в сторону, объезжая небольшую горку песка, а я, понадеявшись на тяжесть и мощь джипа, рванула напрямик - и завязла передними колесами в песке. Мое счастье, что прежде чем выскочить из кабины и начать вытаскивать машину, я догадалась погудеть матери Евдокии. Увидев, что я попала в беду, она дала один гудок - "стоять и не двигаться" - а потом стала задом подъезжать к месту моей аварии. Поскольку джип так и не мог сдвинуться с места, я решила, что она сигналит мне, чтобы я сама не двигалась и осталась в кабине. И очень правильно сделала! Оказывается, это была неширокая, но, по-видимому, глубокая трещина в дорожном покрытии, занесенная зыбучим песком. Мать Евдокия объехала меня, подцепила джип тросом, и ее мобишка вытянул передние колеса своего "большого брата" обратно на асфальт. Я объехала коварную трещину, поблагодарила в раскрытое окно мать Евдокию, и мы поехали дальше.
    Ехали мы так медленно и осторожно, как только могли. Иногда мать Евдокия останавливалась, выходила на дорогу и буквально ощупывала се ногами; убедившись в ее надежности, она снова садилась в мобиль и двигалась вперед, а я - за ней.
    Когда чуть стемнело, она дала знак остановиться на плоской вершине довольно высокой скалы возле каких-то развалин.
    - Дальше мы сегодня ехать не сможем, - сказала она. - Остановимся здесь.
    - Почему? Дорогу еще видно.
    - Дело не в этом. Просто не имеет смысла рисковать: уже начался прилив, а тут высокое место. Мы заночуем на этой скале, а утром, как только рассветет и начнется отлив, двинемся дальше.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»