|
|
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, архиепископа Калужского и Боровского |
|
Приходской листок
церкви |
№
1 (выпуск 14) |
Наши праздники
Тропарь, глас 4Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе. |
Это песнь Богу вочеловечившемуся, Младенцу Христу, воспетая сонмом Ангелов на земле, при Его Рождестве. Кратка песнь, но смысл и значение ее премудры и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне уди вилось всякое естество ангельское, по словам Церкви.
Но где же мир на земле, который возвестили Ангелы пастырям вифлеемским?
В самом Иерусалиме, граде Давидовом, в котором был храм живому Богу, не было мира. Когда волхвы, пришедшие с Востока в Иерусалим, спрашивали: где есть родившийся Царь Иудейский? — то от одного этого известия пришел в смятение и Ирод царь и весь Иерусалим с ним. Во всемирной державе Римской в то время не было мира. Современники в мрачных красках описывают нравственное падение народов, искажение образа Божия в людях. Всякие скверна и беззаконие въявь творились. Идолопоклонство заменило служение единому Богу. Беззакония, срамоты, пресыщение, пьянство составляли блага земные, и цель, и стремления человечества. Вражда, междоусобицы, нестроение цари ли повсюду. Гордость, бесчеловечность, все виды порока растлевали общественную и семейную жизнь. В последующие времена было не лучше: страшные гонения на верующих во Христа в продолжении трех столетий залили всю землю кровью христианских мучеников: брат предавал брата, отец жену и детей, дети родителей — на мучения; человеческие отношения, кровные узы, родство, все было поругано и попрано. В самом Иерусалиме была мерзость запустения.
И в наши времена потрясаются общества и царства; продолжаются международные и междоусобные разногласия и войны, ереси и расколы, заговоры, преступные зловредные учения, усиливающиеся ниспровергнуть вековые государственные учреждения и основы общежития: семейного, гражданского и религиозного.
Злодейство простирает святотатственную руку на помазанников Божиих, которым Самим Богом вручены народы; изверги хотят на священном прахе их водворить безверие, разрушить государство, семью и закон под видом равенства и братства.
Где же мир на земле, возвещенный Ангелами? Где же мир, принесенный Богочеловеком на землю? Где же мир, который возвещает Евангелие и проповедь апостолов, пронесенная ими из конца в конец земли, между всеми народами и царствами? В мире нет его: мир весь во зле лежит, — сказал апостол (1 Ин. 5, 19).
Вот тайна, воспетая Ангелами: с пришествием Сына Божия на земле воцарен мир сначала в малом избранном стаде — в Церкви Его, в апостолах, которым Он много кратно преподавал этот мир, а потом во всем царстве благодати или Церкви Его, распространившейся по всей земле.
Да, братья, на земле основано Господом целое царство мира Божия, царство вечное, всемирное, благоустроенное, с законами, Уставами, Таинствами, с порядком служения, правилами жизни, отношениями взаимными; это царство — есть святая, православная апостольская Церковь, в которой почивает всегда мир и радость о Духе Святом, благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца.
Правда, Церковь Божия на земле всегда была под Крестом, всегда гонима, озлобляема; но тем не менее она всегда обладала внутренним, благодатным миром, даже среди величайших гонений, — потому что в ней всегда был и будет Бог, избавляющий ее от всех бедствий, по слову Своему, что врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18).
И потому всякий, истинно верующий и исполняющий заповеди Христовы, всякий, истинно кающийся грешник, имеет внутри себя мир Христов, которого никакие внешние треволнения мира сего нарушить не могут, если он сам своею волею не вступит снова на путь беззаконий и греха.
Поэтому, если царства земные и вообще гражданские общества желают достичь и водворить мир, принесенный на землю Царем правды, мира и любви, Господом Иисусом Христом, то они должны быть в тесном союзе с царством Господа, или с Церковью Его Святою на земле, должны покоряться заповедям Иисуса Христа и Уставам Церкви Его. А в случае их нарушения, немедленно исправляться, после искреннего сознания своих ошибок и беззаконий. Члены государства, исповедующие христианскую веру, должны быть добрыми, честными и искренно преданными члена ми Церкви. Нарушение этого союза между Церковью и государством, или его гражданами, пренебрежение верою, заповедями и Евангелием порождают безверие и всякие беспорядки в обществе, всякие пороки, повергают общества в нравственное или политическое бессилие, лишают его благословения небесного.
Наше Отечество, великая Россия, всегда была в тесном союзе с Церковью, и только в этом союзе она возросла, окрепла и взошла на высокую степень могущества и славы. Дай Бог, чтобы этот союз государства с Церковью — с этим царством мира — и впредь продолжался непрерывно! Тогда Россия всегда будет царством мира, и на ней будет почивать благословение Божие. Тогда никакая крамола в России не будет страшна, потому что не найдет нигде ни места, ни приюта. Да воцарится в сердцах наших Христос Господь и с Ним да царствует мир и благословение! Аминь.
Дорогие читатели нашего приходского листка и все православные христиане! Редакция листка от всего сердца поздравляет Вас со спасительным праздником Христова Рождества!
В этот великий день «Ороча родися нам, Сын, и дадеся нам» (Ис. 9, 6). – Пришли в скромный вертеп поклониться Божественному Младенцу и восточные мудрецы-волхвы, и скромные неграмотные пастухи и вместе «учахуся кланятися Солнцу Правды» (тротарь праздника). Всех Господь соединяет в мире и приносит мир душам нашим. Всех уравнивает между собой – всех творит детьми Божиими. 2000 лет назад человечеству воссияла великая Звезда, и все эти века она указывает путь жизни каждому человеку.
Желаем Вам помощи Божией, чтобы неуклонно шествовать путем сим и достигнуть желанной Звезды – Господа сердец наших.
Наши святыни
Из многочисленных сокровищ и многоценных реликвий, которые с великим благоговением сохраняются в монастыре святого Павла на Святой Горе Афон, первое место, несомненно, принадлежит честным дарам, которые три волхва с Востока принесли Богомладенцу Христу.
Как известно из евангельского повествования, волхвы принесли золото, ладан и смирну. Золото как Царю, ладан как Богу, смирну как Человеку. Золото хранится в виде двадцати восьми пластинок небольшого размера (5х7см) и различной формы (многоугольник, четырехугольник, трапеция и т.п.). поверхность каждой из них покрыта тончайшим филигранным орнаментом, который ни разу не повторяется. Ладан и смирна сохранились в виде, примерно, семидесяти шариков величиной с маслину. Эти святыни с особым тщанием сберегаются в ризнице святой обители, ибо духовная ценность честных даров неизмерима. По соображениям безопасности дары помещены в ковчеги-мощевики, только некоторая их часть показывается паломникам обители и выносится для поклонения за пределы Святой Горы.
Как сообщает древнее церковное предание,
Пресвятая Богородица незадолго до Своего
Успения передала дары волхвов вместе со
Своим
поясом и ризой Иерусалимской Церкви, где
они хранились примерно до 400 года, пока
византийский император Аркадий не перенес
их в Константинополь для освящения новой
столицы империи. В 1204 году честные дары
вместе с другими святынями были перевезены
в город Никею, который стал временной
столицей Византии, и находились там около
шестидесяти лет. После изгнания латинян из
Константинополя дары были возвращены в
столицу и находились в ней до взятия
Царьграда турками в 1453 году.
После падения Византии вдова султана Амурата и мать завоевателя востока Магомета II Мария спасла эту святыню от неверных и собственноручно привезла в монастырь святого Павла на Афоне. Мария, бывшая сербской царевной, имела особую любовь к Свято-Павловской обители, ибо еще ее отец, последний сербский деспот (царь) Георгий Бранкован, выстроил здесь соборную церковь в честь своего небесного покровителя великомученика и победоносца Георгия.
Согласно святогорскому преданию, когда Мария поднималась от пристани к монастырю, Пресвятая Богородица чудесным образом воспрепятствовала ей приблизиться к обители и нарушить древний обычай, по которому женщины не допускались в святогорские монастыри. Мария смиренно вняла предостережению Пречистой и не посмела идти далее. Честные дары волхвов она передала в руки игумена, который в сопровождении вратий вышел ей навстречу.
В память об этом чудесном событии место, где стояла царица Мария, было ознаменовано Царицыным крестом. Позднее на этом месте воздвигли памятник-часовню, внутри которой изображена встреча иноками святыни.
Духовные тропы
От заброшенной кельи наш путь пролегал к святому монастырю Пандакратор. Прихотливо вилась узкая тропинка по берегу моря среди густых кустарников и камней. Довольно скоро, часа через полтора мы добрались до Пандакратора. Недалеко от монастыря на скале возвышается Св. Крест. Поклонившись ему, мы прошли в монастырь. Время для прихода было не слишком удачно. Отцы отдыхали после службы, по восточной монашеской традиции. В монастырском дворе отдыхали паломники и сновали рабочие-реставраторы. Пандакратор, как и большинство афонских монастырей активно реставрируется и обновляется. Нам пришлось изрядно побегать, чтобы найти монаха, который мог бы открыть храм и дать помолиться перед главной святыней монастыря иконой Божией Матери “Герондисса” и приложиться к мощам. Но вот монах нашелся - молодой иеромонах, улыбчивый и шутливый, открыл кириакон (главный храм монастыря) и позволил лицезреть великую святыню - от иконы веяло чрезвычайным теплом, материнской лаской и любовью. Не случайно, что обстоятельства, заставившие даровать иконе это название “Герондисса” - “Старица”, свидетельствуют именно о той великой заботе и истинно материнской любви, которую имеет Пресвятая Дева, к подвизающимся ради Нее и Ее Сына. Икона в блистающей ризе находится посреди двух красивейших мраморных столпов и очень напоминает нашу храмовую святыню чудотворную икону Божией Матери “Боголюбская”. Так не хотелось покидать храм, невидимо хранимый Пресвятой Богородицей. А в это время иеромонах вынес из алтаря святые мощи - и среди них большую часть десницы святого и всехвального Апостола Андрея Первозванного. Для меня это было большим утешением и нечаянной радостью. К еще большему утешению собрат отделил от десницы часть ваты, в которой покоилась десница...
Странный
народ эти православные, могут сказать или
подумать многие нецерковные, неверующие
или инославные люди. Радуется о какой-то
ватке, да еще которая находилась вместе с
какими-то человеческими останками! А ведь
все дело в том, что Православие верит и
знает, что благодать Святаго Духа обожает и
освящает и все человеческое естество, не
только душу, но и тело. Именно поэтому тела
подвижников, иногда не мывшихся
десятилетиями вместо смрада издавали
благоухание. А одно прикосновение святого
человека приносило исцеление от тяжких
телесных болезней или даже врачевало
душевные немощи и страсти. И это
православное отношение к духовной
просветленности человеческой плоти
естественно приводит и к благоговейно-трепетному
отношению к останкам святых мужей и жен. Вот
я и радовался получив эту ватку, как
благословение самого Апостола. И мне очень
захотелось из этого монастыря привезти что-нибудь
на память в наш храм. В монастырской лавке
продавались чудные и очень красивые копии
“Герондиссы”. Очень красивые и, увы, очень
дорогие...
Денег, к сожалению. хватало только на самую небольшую копию в окладе и очень красивую праздничную лампаду. Монах, продававший иконы с улыбкой предложил взять самую большую и роскошную икону Богородицы. Все, что мог я ответить ему, это процитировать евангельские блаженства в одной из древних редакций:”Блаженные нищие...” Монах сначала засмеялся, а потом посерьезнел и замолчал... Ведь забываем мы постоянно, что многие наши рукотворные святыни нужны скорее нам, а не Всемогущему Богу. Что имели великие святые, основывавшие огромные монастыри и величественные лавры? Крест, непрестанную молитву и единое рубище - это было их великое сокровище и стяжание, которыми они дорожили более, чем золотом и драгоценностями, которыми они гнушались от всего сердца.
Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос родися от Девы Отроковицы! Приидите, христоносные люди, да видим чудо, всякий разум ужасающее, видим схождение Божественное и, умом очистившеся, принесем добродетели - вместо злата, ливана и смирны! Свт. Иоанн Шанхайский |
Нагруженные святой ношей, мы отправились
в путь в Ватопед, один из самых больших и
древнейших монастырей Святой Горы. Дорога,
шла в гору и казалась поначалу нетрудной. Но
время шло, дорога неуклонно вилась и
петляла, и конца и края ей не было видно.
Стали ныть ноги, дыхание становилось
тяжелее, от влажной дороги поднимались
испарения, а сверху пекло солнце. Но вот,
наконец, дорога пошла под уклон и далеко
внизу показались характерные очертания
берега, на котором привольно, подобно
небольшому средневековому городу
раскинулся святой монастырь Ватопед. И
вдруг на повороте возник небольшой
указатель “В Колитцу”. И я тут же вспомнил
описание отца Рафаила о дороге к старцу
Дионисию-румыну. Это была та самая дорога. Я
понял, здесь я больше уже не окажусь. Идем к
старцу, предложил я своему спутнику, он
заколебался... В этот момент рядом с нами
затормозил груженый пикап, там было одно
свободное место. Отбросив сомнения, мой
спутник решительно сел в машину - он,
действительно, очень утомился. Отдав ему
все вещи, я уже налегке, почти бегом, а время
было уже для Афона достаточно позднее,
поспешил по дороге. Скоро появились и
указатели - “К старцу Дионисию”. Но дорога
все шла и шла, а конца ей не было видно. Я шел
уже час и стал думать, а не прав ли был мой
товарищ, так решительно сев в машину. За
мной шла группа греческих паломников,
очевидно тоже к старцу. Но вот поворот и
ворота кельи братства старца Дионисия. Но,
ужас! на запертых воротах надпись по-гречески:
“Дорогие паломники! Келья открыта с 11 до 2,
после двух мы безмолвствуем до 5”. На часах
было 3 часа дня. Все мои
планы рушились. Вокруг ворот была накручена
колючая проволока. Докричаться или
дозвониться было невозможно. Я уже, чуть не
плача от досады и усталости, готов был
возвращаться, когда подоспели греческие
паломники-миряне. Посмотрев на надпись, они
немного посовещались и один из них,
очевидно, посещавший старца не в первый раз,
сказал: ”как на войне” и подлез по “колючку”.
Через минуту он скрылся за воротами. Прошло
немного времени и он вернулся вместе с
молодым послушником. Послушник открыл
ворота, поговорил немного с паломниками,
пропустил их вперед, а затем обратился ко
мне. Я объяснил цель моего визита, и он
пригласил меня следовать за собой, заметив,
что патер Дионисий отдыхает, а когда
отдохнет меня может принять. Я с радостью
шел за ним, чувствуя, что мои путевые тяготы
не напрасны. Мы подошли к небольшому зданию
кельи, в которой была церковь св.
великомученика Георгия, и он накормил меня
и затем отвел в келью для отдыха. Я немного
вздремнул, дав покой гудевшим от усталости
ногам, а затем встал и спустился вниз,
понаблюдать за повседневными
монастырскими немногочисленной, но, по-видимому,
очень дружной братии. Время тянулось... И вот,
наконец, появился послушник, который за
руки очень бережно вел слепого старца. Вид
его чрезвычайно напоминал пустынника с
одноименной картины Нестерова...
(продолжение в следущем номере)
Духовный опыт
Среди житейских соблазнов и искушений, в потоке быстро текущей жизни, под грузом суеты и насущных попечений мы каждый день «теряем» свою душу. Подходя ко сну, который является образом смерти, мы видим свою душу подобну разоренной и опустошенной хижине, продуваемую через все окна и двери (через наши органы чувств) ветрами страстей, замусоренную ворохом бесполезных новостей, слов, впечатлений и помыслов. Как человек станет на молитву в таком состоянии, как усмирит помыслы и мечтания, бушующие в голове от впечатлений прошедшего дня, как спокойно уснет «предав в руце Божии дух свой» (молитва на сон грядущим)? Такая картина предстает перед трезвым судом совести, и страшно, если она сохранится до нелицеприятного суда Божия.
Что делать человеку, как обрести мир души
и ума при таком удручающем состоянии? Ответ
на это один – научиться
проводить жизнь духовную, а не, как мы,
плотскую. Научиться же так жить – зависит
от желания и веры боголюбивой души. Под
руководством опытного духовного отца
проходя духовные делания она на мысленный
свой вопрос ко Христу: «если хочешь, можешь
меня очистить» (Мк. 1, 40) получит ответ: «хочу,
очистись» (Мк. 1, 41) и «как ты веровал, да
будет тебе» (Мф. 8, 13).
Одним из духовных деланий, просвещающих душу и ум, особенно в начале пути, является духовное чтение. Откуда нам еще научиться жизни во Христе, как не у Отцов, которые посвятили этому всю свою жизнь и передали свой опыт нам в богодухновенных своих писаниях.
Многие из современных христиан к духовному чтению относятся, как к делу неважному, как к приятному времяпровождению, ставя знак равенства между книгами Святых Отцов и мирской беллетристикой. Но это мнение по сути неверно. Не зря нам на земле оставлено Божие слово – Священное Писание. Про его действие на человеческую душу свидетельствует пророк Давид: «явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы» (Пс. 118, 130) и «светильник ногам моим закон Твой, и свет стезям моим» (Пс. 118, 105). Божественные Отцы непременно указывают православным христианам поучаться в Священном Писании, говоря: «Для отвращения расположений души к непотребству ничто не бывает так достаточно, как погружение себя в любовь к изучению Божественного Писания и постижение глубины его мыслей» (преп. Исаак Сирин). Но так как для нас такое прямое разумение слова Божия недоступно и превышает наши духовные силы, то святые оставили нам свои книги толкований, проповедей и поучений, а так же аскетические писания – наставления жизни во Христе. Вместе с ними наглядным объяснением Закона Божия и самим воплощенным в жизнь Евангелием служат сами жития святых Божиих. Чтение этих книг с рассуждением, под руководством духовного отца непременно служит нам для укрепления на духовном пути.
После
целого дня, проведенного в заботах о службе,
о родных, о доме, когда ум заполнен
проблемами и впечатлениями, большим Божиим
благословением нам могут быть те небольшие
полчаса, которые мы выкроим из часов,
отданных суете, для чтения Божественных
глаголов. Старец Паисий Святогорец не зря
говорил: «Духовное чтение очень согревает
душу и рассеивает дневные заботы, и тогда
душа освобождается и переносится в сродную
ей духовную божественную атмосферу и ум
сосредоточивается». И всякий, кто возжелает
истинной христианской жизни, может
убедиться на деле в правдивости этих слов.
Слова святых, через которых говорит Дух
Святой, отрывают ум наш от земли, исполняют
его святыми и божественными мыслями,
заставляют вспомнить о истинных ценностях
человеческой души и наставляют нас,
сбившихся, на прямой путь к Богу. Этого ли не
желать нам, к этому ли не стремиться нам?
Отцы в книгах нас учат правильному
христианскому устроению нашей жизни,
молитве, борьбе со страстями, приобретению
добродетелей. Проходя эту школу по советам
духовника, мы сможем потихоньку научиться
духовной жизни, так что не только с книгой
мы будем воскресать духовно, но пребывать
внутренне с Богом, не примешиваясь душой к
суете века сего. И пускай не говорят нам, что
мирянину это невозможно: духовная жизнь –
это обязанность каждого христианина, иначе
христианами мы будем только по имени и,
следовательно, лицемерами.
Ко всему вышесказанному хотелось бы добавить следующее. Берясь за чтение, надо не забывать, что это не просто полезное занятие, но, как было сказано выше, духовное делание, которое должно совершаться с благоговением и страхом Божиим. Здесь имеет значение даже то, как мы обращаемся с книгой. Как Святое Евангелие мы берем в руки благоговейно, лобызаем его с любовью, не бросаем его где попало, не кладем его на диван или на стул, бережно храним, так мы должны поступать и с другими святыми книгами. Относясь к книге так, как если бы сам святой находился рядом и наставлял нас, мы не станем читать ее развалясь на диване или вместе с чтением грызть семечки, но будем смиренно сидя внимать читаемому. Этому мы находим пример и в житиях святых. Например святые братья преп. Моисей и преп. Антоний Оптинские, подвизаясь еще в Смоленских лесах, читали и переписывали книги Отцов, и делали это только стоя – из благоговения к ним. Чтение, по наставлениям многих отцов, обязательно должно предваряться молитвой о помощи в разумении читаемого, ибо если книги писались под водительством Духа Святого, то и для плодотворного чтения необходимо содействие того же Духа Премудрости. И, конечно, самое главное – духовное чтение должно обязательно сопровождаться исполнением с рассуждением прочитанного в своей жизни, иначе теряется весь смысл этого духовного делания.
Смысл чтения – просвещение ума. Просвещение Светом истинным, который есть Христос Бог, да не останемся в греховной тьме неведения. «Ум мой просвети Христе Боже, да не когда узрю смерть, да не когда речет враг мой: «Укрепихся на него» (тропать вечернего правила).
Патерик
Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми. Возрадуемся и возвеселимся, возлюбленные! Иоанн взыгрался во чреве матери своей, когда Мария пришла к Елисавети – его матери; не более ли мы должны восклицать от внутренней радости, видя сегодня не только Марию, но и нашего Господа, нашего Спасителя! Не большим ли благоговением и удивлением должны исполниться мы, видя Его рождение и величайшее таинство вочеловечения Его, не постижимое для ума! В какое изумление пришли бы мы, если бы солнце сошло с неба, вращалось на земле, и лучи Свои распространяло ко всем людям! Действительно все обитатели земли были бы поражены таким чудом: не более ли мы должны исполниться глубочайшим удивлением, при совершившемся ныне гораздо важнейшем чуде, когда Солнце правды распространяет свои лучи из нашей плоти и озаряет наши души.
Свт. Иоанн Златоуст
Возрадуемся, возлюбленные, - Спаситель наш ныне рождается! Не должно быть места скорби там, где обретает рождение Жизнь, которая, уничтожив страх перед смертью, дарует нам радость обладания обещанной вечностью. Никто не отлучен от соучастия в этом ликовании, ведь повод к радости общий для всех. Господь наш, ниспровергатель греха и смерти, не отыскав хотя бы одного безвинного, пришел, дабы всех сделать свободными. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение. Пусть воодушевляется язычник, ибо призывается к жизни.
Осознай, о христианин, звание свое и, соделавшись причастником Божественного естества (2 Пет. 1, 4), недостойным образом жизни не возвращайся к ветхой ничтожности. Помни, Чьей Главы и Чьего Тела являешься частью (1 Кор. 6, 15). Вспомни, что, исторгнутый из власти тьмы, перенесен ты в свет и Царство Божие. Через Таинство Крещения стал ты храмом Духа Святого. Не изгоняй из себя Обитателя дурными действиями и не ввергай себя снова в рабство диаволу, ибо цена твоего искупления есть Кровь Христова, и в истине тебя будет судить Тот, Кто в милосердии тебя спас.
Свт. Лев Великий
Семейное чтение
До Рождества без малого месяц, но оно уже обдает тебя снежной пылью, приникает по утрам к морозным стеклам, звенит полозьями по голубым дорогам, поет в церкви за всенощной “Христос рождается, славите” и снится по ночам в виде веселой серебряной метели.
В эти дни ничего не хочется земного, а в особенности школы. Дома заметили мою предпраздничность и строго заявили:
— Если принесешь из школы плохие отметки, то елки и новых сапог тебе не видать!
“Ничего, — подумал я, — посмотрим... Ежели поставят мне, как обещались, три за поведение, то я ее на пятерку исправлю... За арихметику, как пить дать, влепят мне два, но это тоже не беда. У Михал Васильича двойка всегда выходит на манер лебединой шейки, без кружочка, — ее тоже на пятерку исправлю...”
Когда все это я сообразил, то сказал родителям:
— Балы у меня будут как первый сорт! С Гришкой возвращались из школы. Я спросил его:
— Ты слышишь, как пахнет Рождеством?
— Пока нет, но скоро услышу!
— Когда же?
— А вот тогда, когда мамка гуся купит и жарить зачнет, тогда и услышу!
Гришкин ответ мне не понравился. Я надулся и стал молчаливым.
— Ты чего губы надул? — спросил Гришка. Я скосил на него сердитые глаза и в сердцах ответил:
— Рази Рождество жареным гусем пахнет, обалдуй?
— А чем же?
На это я ничего не смог ответить, покраснел и еще пуще рассердился.
Рождество подходило все ближе да ближе. В лавках и булочных уже показались елочные игрушки, пряничные коньки и рыбки с белыми каемками, золотые и серебряные конфеты, от которых зубы болят, но все же будешь их есть, потому что они рождественские.
За неделю до Рождества Христова нас отпустили на каникулы.
Перед самым отпуском из школы я молил Бога, чтобы Он не допустил двойки за арихметику и тройки за поведение, дабы не прогневать своих родителей и не лишиться праздника и обещанных новых сапог с красными ушками. Бог услышал мою молитву, и в свидетельстве “об успехах и поведении” за арихметику поставил тройку, а за поведение пять с минусом.
Рождество стояло у окна и рисовало на стеклах морозные цветы, ждало, когда в доме вымоют полы, расстелят половики, затеплят лампады перед иконами и впустят Его...
Наступил сочельник. Он был метельным и белым-белым, как ни в какой другой день. Наше крыльцо занесло снегом, и, разгребая его, я подумал: необыкновенный снег... как бы святой! Ветер, шумящий в березах, — тоже необыкновенный! Бубенцы извозчиков не те, и люди в снежных хлопьях не те... По сугробной дороге мальчишка в валенках вез на санках елку и как чудной чему-то улыбался.
Я долго стоял под метелью и прислушивался, как по душе ходило веселым ветром самое распрекрасное и душистое на свете слово — “Рождество”. Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками.
Не зная, куда девать себя от белизны и необычности сегодняшнего дня, я забежал в собор и послушал, как посредине церкви читали пророчества о рождении Христа в Вифлееме; прошелся по базару, где торговали елками, подставил ногу проходящему мальчишке, и оба упали в сугроб; ударил кулаком по залубеневшему тулупу мужика, за что тот обозвал меня “шулды-булды”; перебрался через забор в городской сад (хотя ворота и были открыты). В саду никого — одна заметель да свист в деревьях. Неведомо отчего бросился с разлету в глубокий сугроб и губами прильнул к снегу. Умаявшись от беготни по метели, сизый и оледеневший, пришел домой и увидел под иконами маленькую елку... Сел с нею рядом и стал петь сперва бормотой, а потом все громче да громче: “Дева днесь Пресущественного рождает”, и вместо “волсви же со звездою путешествуют” пропел: “волки со звездою путешествуют”. Отец, послушав мое пение, сказал:
— Но не дурак ли ты? Где это видано, чтобы волки со звездою путешествовали?
Мать палила для студня телячьи ноги. Мне очень хотелось есть, но до звезды нельзя. Отец, окончив работу, стал читать вслух Евангелие. Я прислушивался к его протяжному чтению и думал о Христе, лежащем в яслях:
— Наверное, шел тогда снег и маленькому Иисусу было дюже холодно!
И мне до того стало жалко Его, что я заплакал.
— Ты что заканючил? — спросили меня с беспокойством.
— Ничего. Пальцы я отморозил.
— И поделом тебе, неслуху! Поменьше бы олетывал в такую зябь!
И вот наступил, наконец, рождественский вечер. Перекрестясь на иконы, во всем новом, мы пошли ко всенощной в церковь Спаса-Преображения. Метель утихла, и много звезд выбежало на небо. Среди них я долго искал рождественскую звезду и, к великой своей обрадованности, нашел ее. Она сияла ярче всех и отливала голубыми огнями.
Вот мы и в церкви. Под ногами ельник, и кругом, куда ни взглянешь — отовсюду идет сияние. Даже толстопузый староста, которого все называют “жилой”, и тот сияет, как святой угодник. На клиросе торговец Силантий читал великое повечерие. Голос у Силантия сиплый и пришепетывающий, в другое время все на него роптали за гугнивое чтение, но сегодня, по случаю великого праздника, слушали его со вниманием и даже крестились. В густой толпе я увидел Гришку. Протискался к нему и шепнул на ухо:
— Я видел на небе рождественскую звезду... Большая и голубая!
Гришка покосился на меня и пробурчал:
— Звезда эта обыкновенная! Вега называется. Ее завсегда видать можно!
Я рассердился на Гришку и толкнул его в бок.
Какой-то дяденька дал мне за озорство щелчка по затылку, а Гришка прошипел:
— После службы и от меня получишь!
Читал Силантий долго-долго... Вдруг он сделал маленькую передышку и строго оглянулся по сторонам. Все почувствовали, что сейчас произойдет нечто особенное и важное. Тишина в церкви стала еще тише. Силантий повысил голос и раздельно, громко, с неожиданной для него проясненностью воскликнул:
— “С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!”
Рассыпанные слова его светло и громогласно подхватил хор:
— “С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!”
Батюшка в белой ризе открыл Царские врата, и в алтаре было белым-бело от серебряной парчи на престоле и жертвеннике.
— “Услышите до последних земли, яко с нами
Бог, — гремел хор всеми лучшими в городе голосами. — Могущии покоряйтеся: яко с нами Бог... Живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы: яко с нами Бог. Яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам: яко с нами Бог... И мира Его несть предела: яко с нами Бог!”
Когда пропели эту высокую песню, то закрыли Царские врата и Силантий опять стал читать. Читал он теперь бодро и ясно, словно песня, только что отзвучавшая, посеребрила его тусклый голос.
После возгласа, сделанного священником, тонко-тонко зазвенел на клиросе камертон и хор улыбающимися голосами запел “Рождество Твое, Христе Боже наш”.
После рождественской службы дома зазорили (по выражению матери) елку от лампадного огня. Елка наша была украшена конфетами, яблоками и розовыми баранками. В гости ко мне пришел однолеток мой еврейчик Урка. Он вежливо поздравил нас с праздником, долго смотрел ветхозаветными глазами своими на зазоренную елку и сказал слова, которые всем нам понравились:
— Христос был хороший человек!
Сели мы с Уркой под елку, на полосатый половик, и по молитвеннику, водя пальцем по строкам, стали с ним петь: “Рождество Твое, Христе Боже наш”.
В этот усветленный вечер мне опять снилась серебряная метель, и как будто бы сквозь вздымы ее шли волки на задних лапах, и у каждого из них было по звезде, все они пели: “Рождество Твое, Христе Боже наш”.
(украинская колядка)
Нова радість стала, Де Христос родився*, Пастушки з ягнятком Ангели співають, |
Як на небі, так на землі І ми теж співаймо, Просим тебе, Царю, Дай нам в мирі жити |
* При пении и чтении украинских колядок следует знать, что русская буква “и” читается как “ы”, в отличии от “i”, которая читается как “и”.
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и все в смятеньи,
Все пускается в полет, -
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет.
Словно падают на хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чужака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и Святки,
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами тени,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же добротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Б. Пастернак
* * * * *
Наступили святок радостные дни.
И зажглись на елках яркие огни.
В нашей школе тоже елка зажжении.
Нас своим нарядом радует она.
Пусть спасибо наше примут в добрый час
Те, кто этой елкой подарили нас.
Просим от души мы дорогих гостей:
«Здравствуйте! Примите наш привет
скорей!...»
А. Плещеев
* * * * *
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат;
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик…
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.
А. Фет
Вот снова начался круг года с Января:
Все та ж вечерняя и утренняя заря,
Все те же дни и тот же видим свет,
И нового под солнцем нет!
В природе, как и прежде, все существа также изменяются: одни рождаются, другие умирают, и последние не дожидаются первых… Что же назовем новым, когда во всем пространстве нами видимого мира все те же изменения повторяются и все видится старое?..
А заронившаяся в сердцах искра веры в воскресение мертвых и в жизнь будущего века, и попечение об обновлении жизни – вот это новое! Приятно поздравляя вас с празднованием нового года, желаю вам облечься в нового человека и обрезанием страстей совлечься ветхого, тлеющего в похотех прелестных.
Из писем затворника Георгия Задонского
Народные обычаи
Пepeчиcлим эти заповеди:
- Чти oтцa cвoeгo и мaть cвoю;
- Нe yкpaди;
- He npoизнocи лoжнoгo cвидeтeльcтвa нa ближнeгo cвoeгo;
- He пpeлюбoдeйcтвyй,
- He жeлaй жeны ближнeгo твoeгo;
- He жeлaй дoмa ближнeгo твoeгo, ни пoля eгo, ни вoлa eгo, ни вcякoгo cкoтa eгo;
- He yбий.
Зaпoвeди cтaли ocнoвoй нpaвcтвeннoгo зaкoнa, выcшим пpaвилoм пoвeдeния pyccкoгo нapoдa. И, кoнeчнo, oни нe мoгли не oтpaзитьcя в eгo фoльклope, в пocлoвицax, пoгoвopкax, пpитчax. Ha кaждyю зaпoвeдь мyдpeцы из нapoдa дaли coтни cвoиx xyдoжecтвeнныx кoммeнтapиeв, в кoтopыx выpaзили coбcтвeннoe пoнимaниe нpaвcтвeннocти, pacкpыли cвoю дyшy иepeд Бoгoм.
B кoллeкции пocлoвиц и пoгoвopoк, вышeдшиx зa пocлeдниe двecти лeт в ceмиcтax книгax, тaкиx кoммeнтapиeв нe cчecть. A пoмимo этoгo тыcячи иx xpaнятcя в зaпиcяx, cдeлaнныx вo вcex yгoлкax Pycи. Пpивeдy лишь мaлyю тoликy из ниx. Xoчy нaчaть c oбязaннocтeй xpиcтиaнинa чтить cвoиx poдитeлeй:
- Heт тaкoгo дpyжкa, кaк poдимa мaтyшкa дa poдимый бaтюшкa;
- Бoгaтcтвo дeтeй - oтeц и мaть;
- Дeти poдитeлям нe cyдьи;
- Яйцa кypицy нe yчaт.
Дeти пpизвaны пoкoить poдитeлeй в cтapocти, пoмoгaть им вo вceм:
- Пoкoящий cвoю мaть вoлю Бoжью твopит;
- He ocтaвляй oтцa и мaть в cтapocти, и Бoг тeбя нe ocтaвит;
- Bce кyпишь, a oтцa c мaтepью нe кyпишь;
- Живы poдитeли - пoчитaй, yмepли - пoминaй;
- Kтo poдитeлeй пoчитaeт, тoт вeк нe пoгибaeт.
Фoльклop cypoвo ocyждaeт тex, ктo нe oкaзывaeт дoлжнoгo пoчтeния poдитeлям. B aдpec этиx oтщeпeнцeв cыплeтcя гpaд capкaзмoв:
- Cyдapики-бpaтцы, пoмoгитe c бaтькoй дpaтьcя!
- Haш Aнтoн нe тyжит o тoм: мaть yмиpaeт, a oн co cмexy пoмиpaeт;
- Дeтки пoдpocли - бaтькy pacтpяcли;
- Poдилcя чaдyшкo cтapшe бaбyшки.
Taкиx “чaдyшeк” ждeт нeминyeмaя кapa Бoжья:
- He дoживyт днeй cвoиx, кoли пpoгнeвят oтцa и мaть.
O тoм, чтo Гocпoдy нe yгoднo лoжнoe cвидeтeльcтвo, вcлeд зa Библиeй внyшaeт нaм и нapoднaя мyдpocть:
- Бeз пpaвды Бoг нe ocтaвит;
- Бoг нe в cилe, a в пpaвдe;
- Бoг пpaвдy видит, дa нe cкopo cкaжeт;
- Бoг тoмy и дacт, ктo пpaвдoй живeт;
- Bce минeтcя, oднa пpaвдa ocтaнeтcя.
A пpo тex, ктo лoжью живeт, нa ближниx клeвeщeт, издpeвлe гoвopили:
- He ищи пpaвды в дpyгиx, кoли ee в тeбe нет;
- Cкaзaл бы Бoгy пpaвдy, дa чepтa бoюcь.
Xpиcтиaнcкoй мopaли пpoтивнa cyпpyжecкaя нeвepнocть: пpeлюбoдеи пocтyпaют нe пo-бoжecки:
- Paзвpaтнoe cepдцe - пpиcтaнищe дьявoлa;
- Myжнин гpex зa пopoгoм ocтaeтcя, a жeнa вcе в дoм нeceт;
- Oтeц был Флоp, a дети Mиpoнычи;
- Пpяжa нe oдeжa, a чyжoй мyж нe нaдежa;
- Kтo нaдeeтcя нa любoвницy, тoт пoтepяeт любимyю;
- Лyчшe жeнитьcя, чeм зa чyжoй жeнoй вoлoчитьcя;
- Чyжoй мyж мил, дa не жить мнc c ним;
- Бaбa блyдит, a дeдy гpex.
Tягчaйшим гpexoм Пиcaниe cчитaeт yбийcтвo. Hикaкими мoлитвaми нe зaмoлить этoт нeпpoщcнный гpex тoмy, ктo “Пo двe мoлитвы cлyшaeт, дa пo днe дyши кyшaeт”. He лишaй чeлoвeкa жизни, дaжe ecли oн caм coвepшил пoдoбнoe cвятoтaтcтвo, пoтoмy чтo:
- Kpoвь кpoвью нe cмoeшь;
- Cгyбить лeгкo, дa дyшe кaкoвo;
- Ha yбийцe кpoвь;
- Убийце ни в чeм нe бyдeт yдaчи, eмy и из peки не нaпитьcя.
Ocнoвнoй нpaвcтвeнный зaкoн cтoит нa cтpaже нaшeй coбcтвeннocти. Oн зaключeн в бoжecтвeннoм пocтyлaтe: “He yкpaди!” Kpылaтыe нapoдныe выpaжeния гoвopят o тoм, чтo пocягaтeльcтвo нa чyжoe дoбpo пpoтивнo Бory:
- И вop Бoгy мoлитcя, дa чepт мoлитвy eгo пepexвaтывaeт;
- Лyчшe cпpocить paди Xpиcтa, чeм oтнять из-зa кycтa;
- Bop вopyeт нe для пpибыли, a для cвoeй пoгибeли;
- Укpacть - в бедy пoпacть;
- Лeгкo вopoвaть, дa тяжкo oтвcчaть;
- Bop бoжитcя - нeдoбpoe зaтcвaeт;
- Hи oт кaмня плoдa, ни oт вopa дoбpa.
Cчacтливo пpoживeт cвoй вeк тoт, ктo нa вcю жизнь ocтaнeтcя вepeн cвящeнным зaпoвeдям Xpиcтoвым.
Aлeкcaндp ЧИCTЯKOВ
журнал “Встреча” №10-2002г.
Вопрос: Кто такие святые? Женя.
Ответ: Святые – это люди, которые потрудились для Бога в своей жизни, которые достигли Царствия Божия и вошли в него. Они возлюбили Бога всем сердцем своим и всею душою своею еще здесь, на земле, и Бог их возлюбил. Они ради Бога претерпели добровольные тяжелые труды, лишения, гонения, унижения, страдания и саму смерть . Еще здесь, в земной жизни, эти люди освятились и получили благодать молиться за весь мир, после смерти же они предстоят прямо перед Богом и дерзновенно молятся Ему и ходатайствуют о нас. Они были такие же, как и мы: со своими страстями и немощами, но приняв в сердце ревность по Богу, смогли победить лукавого и избежать его сетей. Святая Церковь почитает каждого в своем чине, которые можно увидеть в святцах, в церковном календаре – их семь: пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, блаженные, праведные. Но, конечно же, не всех святых мы найдем в святцах, ведь, как говорят, «не стоит село без праведника», поэтому кто знает, сколько безвестных праведников упокоилось на кладбищах городов и сел, в монастырях и пустынных местах. Они молятся о нас и испрашивают нам все благопотребное для спасения, поэтому и мы должны их почитать, молиться им, подражать им, чтобы и нам оказаться рядом с ними.
Вопрос: Можно ли ходить в церковь с игрушками? Женя.
Ответ: Храм Божий – место молитвы, поэтому даже дети, которым свойственно играть, должны привыкать к благоговейному и серьезному отношению к нему: не бегать, не шалить. Подражайте взрослым в молитве, в поведении. Если родители долго задерживаются после службы в храме, то детям естественно можно и поиграть, только на улице, в храме, конечно, в игрушки играть нельзя. Но, идя в церковь, на молитву нужно настраивать себя на серьезный лад, говоря : «Я человек уже достаточно взрослый, надо сейчас помолиться Богу, поблагодарить Его за все, а потом, после молитвы, можно и поиграть».