У нас, на Кариже

Логотип приходского листка "У нас на Кариже..."

Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Климента, архиепископа Калужского и Боровского

Приходской листок церкви
Покрова Пресвятой Богородицы

2 (выпуск 15)
Великий Пост 2003 г.


Церковный амвон

СВЯТИТЕЛЬ ИЛИЯ МИНЯТИЙ

СЛОВО О ГРЕХЕ ВО ВТОРУЮ НЕДЕЛЮ ПОСТА

Чадо, отпущаются тебе греси твои...
востани, возми одр твой, и иди в дом твой.

Мк. 2, 5-11.

И расслаблен, и грешен человек, о котором сегодня говорит Евангелие. Вдвойне страждет этот несчастный - расслаблением тела и грехом души. Первым он приблизился к смерти, а вторым - к мучениям. И жизнь его, и спасение находятся в крайней опасности.

Разнесся слух, что Господь Иисус Христос в одном капернаумском доме наставлял словом истины бесчисленное множество народа. И вот, несомый четырьмя, этот несчастный явился туда и получил от небесного Врача двойное исцеление двоякого недуга. Для души - прощение грехов: Чадо, отпущаются тебе греси твои; для тела - исцеление расслабления: Востани, возми одр твой, и иди в дом твой. Я обращаю ваше внимание, слушатели, на два события в нынешнем Евангельском повествовании - на страдание больного и силу Врача.

Расслабленный - какое ужасное зрелище представляет такой человек! И воста абие, и взем одр, изыде пред всеми; яко дивитися всем и славити Бога (Мк. 2, 12). Разве это не легчайшее из всех исцеление? Чудо, видимо совершившееся над телом, невидимо совершается над душой. Представьте себе, с одной стороны, несчастную душу, содержимую в расслаблении от застарелого привычного греха, неподвижную в добродетели, нечувствительную к благодати, душу, которой грозит опасность умереть вечной смертью. Представьте, с другой - силу, какую в устах духовного отца имеют эти слова Спасителя: Чадо, отпущаются тебе греси твои, - с ними душа воскресает, освящается и спасается в жизнь вечную. Посмотрите и сюда, на великую легкость спасительного исцеления. Грешнику ежечасно грозит опасность вечных мучений - это величайшее страдание для человеческой души. И одним только словом она может освободиться от этой опасности - вот самое легкое исцеление божественной благодатью. Эти два вопроса, именно: тяжесть болезни - греха и легкость исцеления - прощения, - и составляет содержание сегодняшней проповеди. Слушайте меня со вниманием, чтобы извлечь из этого пользу.

Я не знаю, смогу ли разъяснить вам, что такое грех. Ничто не совершается так легко и не понимается так трудно, как грех. Поэтому-то мы легко согрешаем и трудно раскаиваемся. Из того, что сказано о грехе отцами Церкви и учеными богословами, мы можем только заключить, что это - беспредельное зло, почти поношение Бога. Но все это слова, которые или не доступны для человеческого разумения, или не воздействуют на человеческую душу. Что мне сказать, чтобы дать вам понять, какое это безграничное зло?

Начну вот с чего. Предположите, что вода этого беспредельного моря так же сладка, как и вода рек и источников. Но вот упала капля воды и в одно мгновение сделала всю воду моря, рек и источников горькой. Как горька была бы эта капля?! И однако же несравненно большую горечь имеет грех, который в мгновение огорчает неисчерпаемое море милосердия Божия. Грех - это беспредельная горечь.

Один Бог, Агнец Божий, вземлющий грехи мира, может поднять грех. Это - безмерная тяжесть; и если ангельская и человеческая сила недостаточна, нужна сила божественная, ибо она одна беспредельна. Всем этим я хочу вам показать, что грех есть беспредельный яд, бесконечное зло и тяжесть. И все-таки, согрешая, мы думаем, что мы или ничего особенного не делаем, или делаем зло, но очень малое. Когда мы совершаем грех, для нас было бы лучше, если бы солнце скрылось с глаз, разверзлась под нами земля и поглотила бы нас. Ибо, совершая грех, мы оскорбляем Бога Творца и Спасителя, оскорбляем правду Его дерзким преступлением Его заповедей, оскорбляем Его благость бесконечной неблагодарностью за Его благодеяния. Мы попираем Его кровь, раздражаем Его правосудие, распаляем Его гнев, лишаемся Его благодати, впадаем в Его немилость

Обсудив, какое тяжкое зло есть грех, прошу вас, подумайте и о том, каким легким исцелением оказывается прощение.

Без сомнения, Бог мог установить прощение грехов всяким путем, даже самым трудным, как Ему было бы угодно. Он мог, например, сказать: человек, ты согрешил предо Мною, своим Богом. Но, чтобы получить от Меня прощение, ты должен или в подвигах оплакивать всю свою жизнь, или пойти на муки за имя Мое: омыть грехи свои или слезами, или кровью. - Христиане, если бы Бог и определил что-либо в этом роде, мы, грешные, все же должны были бы тысячи раз благодарить Его за это. Правда, труден подвиг, тяжело мученичество, но мы должны были бы сделать это с радостью, дабы получить прощение. Недолгое время мучиться в подвигах все же лучше, чем вечно терзаться в аду. Один раз умереть в мученичестве лучше, чем вечно умирать в муках.

Но Бог, хотя и не принуждает нас к подвижничеству и мученичеству, однако мог бы нам указать путь более умеренный - достигать прощения грехов так же, как совершал исцеление больных в овчей купели в Иерусалиме. Именно: указать одно место во всем мире - Иерусалим; чтобы в определенное время один раз в год сходил туда ангел с небес и выслушивал наши грехи. Велик труд - делать такое далекое путешествие, великое терпение - ждать целый год; великий стыд - исповедоваться ангелу. Тем не менее и так мы должны быть довольны, что получаем прощение, а не подвергаемся вечной муке. Но! О неизреченная милость Божия! Он даже этого не определил. Для уничтожения бесконечного зла, для снятия бесконечной тяжести Он указал легчайший и кратчайший путь. Какой? Об этом я вам сейчас скажу.

Грешные, болезнующие тягчайшим душевным недугом, хотите ли вы прощения и исцеления? Идите не на подвиги и мучения - нет, это слишком много. Идите не в Иерусалим - это слишком далеко, не нужно такого труда. Идите, когда угодно и сколько угодно раз, не к ангелам, а к священникам, людям, подобным вам. Откройте им только страдания ваши, скажите ваши грехи. Они имеют всю власть прощения, всю силу исцеления. Что они разрешат, простят здесь, на земле, то будет разрешено и прощено на небе. Силой всемогущих тех слов беспредельное зло уничтожено, бесконечная тяжесть спала, ужасная ядовитая рана исцелена, грех разрешен; мы, расслабленные, восстали, прокаженные, очистились, мертвые, воскресли, совершенно преобразились. Из ангелов тьмы мы стали ангелами света. Враги Божии, мы стали Его друзьями. Мы опять возвратились в Его объятия, стяжали Его благодать, снова привлекли к себе Его любовь. Одним словом, грешники, достойные вечной муки, мгновенно стали праведными, достойными Небесного Царства. “О, великое человеколюбие, о, безмерная любовь, - восклицает златословесный учитель, - Бог объявляет совершенно оправданным грешника после того, как он исповедает свои грехи и покажет твердую решимость на будущее время”. Есть ли зло более греха? Есть ли исцеление более легкое, чем прощение грехов?

Грешные души, испытайте сейчас свою совесть, как я, и рассмотрите, какое вы совершили зло перед ближним и перед Богом. Нераскаянные грешники, я вам говорю, вступите на добрый путь, идите скорее, обратитесь к духовнику и просите прощения, а вы продолжаете хромать на обе ноги? - Одну вы преклоняете перед Богом, а другую - перед идолом; одну - перед Богом, другую - перед блудницей? Одну - перед Богом, другую - перед богатством? Одну - перед Богом, а другую - перед миром? Доколе же вы храмлете на обе плесне ваши? Если блудница, богатство, мир могут спасти вас, хорошо - кланяйтесь им как богу. Но если вас никто, кроме Бога, спасти не может, ибо один Бог может простить грехи ваши, и простить, как вы слышали, так легко, - почему же удерживает вас блудница? Почему препятствует богатство? Почему противодействует мир? Почему вы не обратитесь раз и навсегда к Богу?

Согрешая, ты удаляешься от Бога, Он распускает вервь, связывающую тебя с ним, и предоставляет тебе свободу. Сегодня ты очень удалился, завтра больше, а Бог оставляет тебя на твою волю, долготерпит. Ты удаляешься и блуждаешь, как погибшая овца, на развращенном пути погибели.


Читайте покаянные молитвы, стихиры и каноны, положенные на будничных вечернях, повечериях, на утренях ежедневных будничных, великопостных, и замечайте, как составители божественных служб и сами за себя и за все человечество воздыхали о множестве грехов, коими проникнуто сердце человеческое и природа падшего человечества, и поучайтесь непрестанному самоосуждению, и искреннему слезному покаянию пред Богом, испытующим сердца и внутренности наши. Многие святые настолько гнушались своей многострастной плоти, что завещавали по смерти своей выбросить ее в болото, а святой Игнатий Богоносец крайне желал, чтобы его тело растерзали и съели львы, дабы сделаться ему чистым хлебом Божиим.

(прав. Иоанн Кронштадтский)


Преподобного отца нашего Феодора Студита поучение

Братия и Отцы! В настоящем поучении я желаю возбудить любовь вашу к добродетели одним душеполезным повествованием. Повествование следующее: в Болгарии, как мы достоверно от многих узнали, вышел указ от властителя страны и озлобленное повеление касательно пленных наших братий христиан, что, если согласятся вкусить мяса в Св. Четыредесятницу, то оставить их в живых, а, ести не захотят, то умертвить их всех мечем. Нечестивец оный настоятельно требовал, чтобы повеление его было исполнено. Тогда собралось в одно место множество пленников с женами и детьми и между ними поизошел великий плачь и рыдание: с одной стороны они помышляли о том, что, вкусив мяса, преступят закон христианский, а потому скорбели и плакали, а с другой стороны боялись смерти. В заключение же всего, увы, они были побеждены и послушались повеления тирана. Впрочем из среды их отделились четырнадцать семейств, которые говорили: «не исполним повеления нечестивца, и не будем есть мяса в Св. Четыредесятницу». Что же последовало? Прочие христиане упрашивали их, чтобы они в этой крайности не подвергали себя за такой грех смерти, а лучше бы после очистили его исповедью и покаянием. Но они совершенно отвергли это, надеясь на Бога и на то, что будут наслаждаться вечными благами. Что же вздумал оный тиран властитель, видя непоколебимое их намерение? Убить одного из них, а жену и детей его, как пленников разделить татарам, полагая в уме своем, что прочие устрашатся и исполнят его волю. Повеление его тотчас было исполнено. Но прочие нисколько этого не устрашились, а еще более укрепились и говорили: «мы христиане и одинаковое имеем произволение с пострадавшим нашим братом». За это доброе исповедание они были обезглавлены и скончались о Господе.

Видите, братия, что и ныне исполняется Евангелие царствия Божия, ибо Господь говорит: иже любит отца или матерь паче Мене, несть мене достоин. И иже не приемлет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. И еще говорит: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче Бога, могущего и душу и тело погубити в геенне огненной (Мф. 10, 37; 38, 28). Послушались и эти Евангельских повелений, исполнили Божию заповедь и повеление и получили, блаженные, венец мученичества. Они поревновали святым Маккавеям. И последние пострадали за то, что держась закона Моисеева, не вкусили свиного мяса, а эти за то, что не вкусили мяса в Св. Четыредесятницу, что имеет преимущество перед святыми Маккавеями, потому что тогда закон запрещал евреям есть свиное мясо, а этим в крайности можно было несколько вкусить и не подвергнуться осуждению. Но так как неверные сделали это с целью унизить закон христианский, то они и не захотели презреть закона Христова из любви к Нему. О, дивная купля блаженных мужей! В краткое время приобрели царство небесное.


        ***

Здесь мы много скорбим,

Здесь так трудно нам жить!

Дух неволей томим,

Трудно верить, любить.

Здесь так холодно нам,

Здесь царит зло и тьма.

Душно, тесно сердцам –

Здесь ведь наша тюрьма.

Но не все же мы здесь –

Мы отсюда уйдем.

Там, в другой стороне

Мы тогда отдохнем.

Там откроют для нас

Милосердия дверь,

Там узнаем мы то,

Что сокрыто теперь.

В своей вечной красе

Там весна расцветет,

Там слезу от очей

Наших Бог наш отрет.

Так не будем о здесь

Только все говорить,

А пойдем в ту страну,

Где должны будем жить.

Позабывши о здесь

Путь мы легче пройдем

И в Небесную весь

Мы скорей отойдем.

Леонид Сидоров


Духовные тропы

Афонские встречи

Продолжение. Начало   № 6, 2002г  № 1, 2003г.

Это был старец (патир) Дионисий. Он пригласил меня в архондарик и началась беседа. Старец говорит только по-румынски и по-гречески. Послушник, который служил перевеводчиком, говорил также и по-английски. И вот так на смеси из трех языков и шел наш разговор. И удивительно, но языкового барьера я совершенно не ощущал, как и малейше-го неудобства. Я знал, что меня понимают совершенно верно и полностью, а я также все понимаю, насколько могу вместить духовно. Язык, средство человеческого общения, был в этом случае лишь вспомогательным средством. Старец, по-видимому, молился и поэтому все, что он говорил становился понятным почти сразу, или до перевода, или на основе тех немногих слов, которые я понимал. Пересказывать беседу я не буду, так как носила она характер вполне личный, но одно могу сказать, что плоды ее и все ответы, которые я получил оказались не только утешительными, но и действенными. На прощание мы вышли под лучи ласкового осеннего заходящего солнца, поговорили еще немного о страшном внешнем мире, не желающим знать Христа, сфотографировались на память, и я поспешил в Ватопед. Я торопился, надеясь попасть на последную машину, едущую в обитель, но просчитался. Дорога, хотя и шла под гору, но оказалась весьма утомительной. Видно, надо было мне выплатить некий духовный долг за посещение старца. Я чувствовал, что эта встреча была для меня некиим духовным сокровищем, и его надо было сохранить. В монастырь я вошел уже после вечерни, во время вечерней трапезы. Здесь я встретил и своего спутника, и к большой радости, отца Никиту, иеромонаха - насельника нашей Свято-Тихоновой пустыни. Радостна встреча соотечественников, и можно сказать, земляков.

И все было неплохо, я с радостью увидел знакомые лица ватопедских монахов, поговорил со знакомыми мне отцами и отправился на отдых в гостиницу, В этой гостинице я раньше не был, скорее всего она была введена в строй недавно и, поднявшись в свой номер (а по-другому его и не назовешь) на лифте, я очутился в комфортных условиях современного западного отеля. Признаюсь, в афонской духовной атмосфере это выглядит немного странно, и рождает противоречивые чувства. Конечно, слов нет, после трудного пути приятного отдохнуть в комфорте, но тогда все паломничество и даже маленький духовный подвиг становится несколько игрушечным, не настоящим... А ночью мне стало совсем плохо. Одно из съеденных блюд оказалось для моей печени слишком тяжелым испытанием. Так плохо я себя не чувствовал не помню уже сколько времени. Рано утром я нашел в себе силы встать и пойти на литургию, которую не счел возможным пропустить.На литургии мне стало полегче, я причастился, пошел на трапезу, но через несколько часов, выйдя из монастыря я почувствовал себя совсем дурно и направился к отцу Доримедонту, надеясь найти у него помощь и братское сочувствие. Так оно и вышло, у батюшки нашлось и доброе слово, и таблетки, которые меня немного привели в чувство и целителный мед из Конисы, родины старца Паисия. Спутник мой отправился один с тяжелой посылкой от сестер нашего Свято-Никольского монастыря к хорошо нам знакомому отцу Александру, в прошлом году посетившему Малоярославец и наш храм. Я ему объяснил дорогу, но волновался, потому что, зная афонские тропы, понимал, что заблудиться в них очень легко. От отца Доримедонта уже к вечеру я решил направиться к отцу Хризостому, в его Благовещенскую келью, чтобы не лишиться воскресной службы.

К сожалению, отца Хризостома в келии не было Его братия с любовью меня приняли и я погрузился на сутки в удвительную атмосферу маленькой греческой обители, в атмосферу истинно братской любви и неуловимого веяния совершенно другого, давно прошедшего времени, которое мы знаем лишь по книгам или историческим фильмам. Мерцание свечей за столом на вечерней трапезе, старинные иконы и портреты архиереев и архимандритов, старцев и любовная благоговейная тишина. Казалось, время остановилось и за порогом не страшный XXI век, с бурлящей и уже почти нечеловечекой цивилизацией, а мирное доброе старое время, когда добродетель и долг, чистота и любовь были не пустыми словами, а определяли не только слова и поступки людей, но и были содержанием жизни многих православных христиан. К моей радости, ко всему этому я снова встретил у отца Хризостома своего калужского земляка - отца Никиту. Вместе с ним, и с отцом Панкратием, пожилым иеромонахом, приглашенным в келию для служения воскресной службы из соседней келии Буразери (по-русски Белозерка) мы и служили на следующий день Божественную Литургию.

В воскресенье вечером я уже был в нашем родном Свято-Пантелеймоновом монастыре. Здесь меня уже стали врачевать по- серьезному, благо и доктор настоящий был, отец Силуан. Его лечение через день меня поставили на ноги, и я уже спокойно мог планировать следующие дни. И по доброму и мудрому совету отца Исидора через день, проведенный в нашей обители, я направился в Святую Анну, где рассчитывал увидеть отца Иоанна, папу Янниса, как его называют здесь афониты, духовника всего Афона.

В скит Святой Анны я прибыл на маленьком пароме уже к вечеру, вместе со спутником из Днепропетровска, своим тезкой - протоиерем Андреем. Скит находится высоко над уровнем моря и к нему ведет длинная и крутая дорога со ступенями. Где-то на середине пути нас догнала группа молодых паломников-мирян. Что-то заставило меня взглянуть на них более пристально - и о,чудо! - именно здесь два года назад я встретился с молодым православным полу-поляком, полугреком и его спутником - литовцем, и мы с большим удовольствием беседовали. И вот два года и мы снова вместе в Святой Анне... На этот раз мне предстояло ночевать в Святой Анне, а мои старые знакомые собрались подниматься на вершину Афона, на что сил у меня совершенно не было.

(Продолжение в следующем номере)


Из древних книг

Трапеза христианина

Однажды, разбирая храмовый книжный шкаф, мы нашли две старинные книги, в которых обретается большое количество духовных жемчужин, святыми отцами нам оставленных. Книги эти раньше употреблялись для чтения поучений на богослужениях в учиненное для этого уставом время. Но давно они уже лежали на полках, пылились, иногда перекладывались с места на место, с первых рядов задвигались в дальний темный угол… Ведь кто теперь понимает славянскую речь? Кто будет слушать их чтение?.. И вот, драгоценные семена Божественного слова, премудро собранные святыми отцами и украшенные виньетками и узорами славянской речи, лежат погребенные под спудом. Мы размыслили, что негоже быть тому, и решили сделать переводы поучений и наставлений из этих книг. При этом мы прекрасно понимаем, что, не обладая даром красноречия, мы вряд ли сможем передать всю красоту речи святых, но беремся за это только ради того, чтобы эти жемчужины не остались в забытьи.

Эти две книги, называемые «Пролог» и «Златоуст», содержат поучения на разные дни: «Пролог» - на каждый календарный день; «Златоуст» - на воскресные и на некоторые другие дни на периоды Великого Поста, Пятидесятницы и недели по Пятидесятнице. Нам не известно, чтобы кто-нибудь делал перевод этих книг на русский язык, поэтому, взявшись за такое дело, просим прощения за возможные неточности перевода и надеемся, что эта рубрика найдет своего читателя.

Некогда, путешествуя, преподобный отец наш Нифонт увидел человека, сидящего за трапезой вкушающего с женою и с детьми своими, с ними были и другие люди. И видел святой отец перед ними юношей прекрасных, одеянных в белые одежды, стоящих в доме том и по числу равных числу вкушающих. Сидящие же за трапезой были нищими.

И, видев это, раб Божий подивился, говоря в себе: «Чудо какое! От чего же это: сидящие убоги и нищи, а предстоящие юноши облечены в пресветлые одежды?», и недоумевал он о том. И явил ему Бог, кто есть предстоящие светлые юноши – то были ангелы Божии. Имеют же они такой обычай, как благие помощники Божии – пребывать с теми, кто на трапезе с молчанием вкушает. А когда возникает праздное слово или скверное, или осуждение, или хула, или другое что не богоугодное, или если кто начинает пищу ругать, то, как дым отгоняет пчел, так и злые разговоры отгоняют ангелов Божиих от трапезы. Отшедшим же ангелам, приходят темные бесы и всевают всякое зло среди обедающих, и дым злосмрадный на них наводят, рождающийся от разговоров на трапезе и от злых бесед.

Все это поведал святой ангел, и удивился святой Нифонт, и сказал: «Истинно пишет апостол Павел, говоря: «Братья, едите ли, пьете ли, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31).

Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков, аминь.


Предание

Забота Божией Матери о нас, грешных.

На острове Крит, в деревне Лифины, есть один старый храм, освященный в честь “Лифинской” иконы Божией Матери, празднуемой в Греции 8 сентября. В иконостасе этого храма находится сама чудотворная икона, которую украшает неисчислимое количество различных приношений.

При церкви есть дворик и маленькая гостинница для паломников. Часто жители той деревни, чтобы скорее попасть домой, срезают путь, проходя через церковный двор. Однако, если они проходят через дворик в период Святой Четыредесятницы (в Великий пост) с мясом, то в мясе сразу же заводятся черви.

Это чудо происходило не только в старые времена. Уже в наше время некоторые люди, исполненные сомнений, решили это дело проверить. Они купили свежее мясо во время поста и прошли с ним через церковный двор. Тут же они убедились, что в мясе завелись черви.

Один мясник как-то попробовал пройти через двор с целой половиной бараньего туловища в руках. Однако посреди двора у него отнялись ноги и он, вопя от ужаса, повалился наземь.

Так Богородица укрепляет в сознании верующих заповедь поста.

( Из книги “Явления и чудеса Пресвятой Богородицы”)


Летопись
нашего прихода

Хождение на “Иордань”

Дни празднования Святого Богоявления у нас на приходе выдались чудесными. Многие прихожане были удивлены тем, что батюшке сослужили два диакона. Не было бы счастья, да несчастье помогло: приболел батюшка, голос сел, вот и пришлось вызывать диакона… а приехало аж два. Конечно же от этого богослужение сильно украсилось. Любит народ этот праздник, а тем более, если по древнему обычаю совершается крестный ход на «Иордань» для освящения вод. Вот уже второй год, как возобновился этот чин после долгих лет, когда об этом и помыслить было нельзя. Под звон колоколов прошло освящение реки, а после службы все желающие искупались в «Иордани».

Фестиваль Православного искусства

2 марта, в мясопустное воскресенье, в городе Обнинске состоялся заключительный концерт 3-го фестиваля Православного искусства. На нем выступали мирские коллективы и церковные хоры из разных городов, в том числе и клирос нашей церкви, который исполнил стихиры древнерусского знаменного распева, такого редкого в нашего время в православных храмах. Гости фестиваля тепло встретили полюбившийся им коллектив. Фестиваль и, в частности, наш хор получили одобрение и благословение Высокопреосвященнейшего архиепископа Климента.


Семейное чтение

Многим в наше время известны творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Многие знают красоту его слога и назидательность и близость его поучений. Есть среди его трудов и особого рода писания: рассказы-размышления, в которых в форме художественных рассказов приподносится учение об истинах христианской веры. Один из них мы и хотели бы представить и напомнить этим грядущий и всеми ожидаемый праздник Святого Христова Воскресения и вообще о “чаемом воскресении мертвых и жизни будущаго века”.

Сад во время зимы

В 1829 году проводил я зиму в Площанской пустыни Орловской епархиии. И поныне там в саду стоит уединенная деревянная келия, в которой я жил с моим товарищем. В тихую погоду, в солнечные ясные дни выходил я на крыльцо, садился на скамейку, смотрел на обширный сад. Нагота его покрывалась снежным покрывалом; кругом все тихо, какой-то мертвый и величественный покой. Это зрелище начало мне нравиться: задумчивые взоры невольно устремлялись, приковывались к нему, как бы высматривая в нем тайну.

Однажды сидел я и глядел пристально на сад. Внезапно упала завеса с очей души моей: пред ними открылась книга природы. Эта книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга, содержащая в себе слова Духа, подобно Божественному Писанию. Какое же учение прочитал я в саду? Учение о воскресении мертвых, учение сильное, учение изображением действия, подобного воскресению. Если б мы не привыкли видеть оживление природы весною, то оно показалось бы нам вполне чудесным, невероятным. Не удивляемся от привычки: видя чудо, уже как бы не видим его! Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: «Мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами: неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей»?

Они оживут, облекутся плотью, в новом виде вступят в новую жизнь и в новый мир. Как дерева, не выдержавшие лютости мороза, утратившие сок жизненный, при наступлении весны посекаются, выносятся из сада для топлива, так и грешники, утратившие жизнь свою – Бога, будут собраны в последний день этого века, в начатке будущего вечного дня, и ввергнуты в огнь неугасающий.

Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года, если б провести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он вместо ответа посмотрел бы на вас и улыбнулся – такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу все возможно: чудес нет для Него. Слабо мышление человека: чего мы не привыкли видеть, то представляется нам делом несбыточным, чудом невероятным. Дела Божии, на которые постоянно и уже равнодушно смотрим, - дела дивные, чудеса великие, непостижимые.

И ежегодно повторяет природа пред глазами всего человечества учение о воскресении мертвых, живописуя его прообразовательным, таинственным действием!

1843 года, Сергиева Пустынь.


Пост с молитвой сердце отогреет,

Над землею колокольный звон.

Преподобне отче наш Андрее,

Горько читаю твой святой канон.

Что, душе, откуда плакать станем

О прошедших окаянных днях?

Возопий и сердцем, и устами:

- Боже, помилуй, не отринь меня!

О Адаме, первый человече,

Пал в раю и плакал без конца.

Плачь, душе, и ты стоишь далече

От своего Владыки и Творца.

О душе, доколе окаянна?

Уподобясь Еве, впала в грех.

Принеси же ныне покаянье

Господу Богу и Владыке всех.

Был изгнан достойно из Эдема

За одну лишь заповедь Адам.

О, душе, с тобою будем где мы,

Все преступая многие года?

О, душе, конец уж не далече,

Воспряни, при дверех Судия.

Нам с тобой оправдаться нечем,

Что ж ты мятешься, о душе моя?

Надо мной опять сомкнулись воды,

Жизнь проходит, как кадильный дым.

Был Иосиф братиею продан,

Ты же, душе, продался злым.

Устрелен стрелой прелюбодейства,

Пал Давид, но покаяньем встал,

Ты ж, душе, жила лукаво с детства,

Делала злое, позабыв Христа.

О, душе, душе моя, восстани,

Близ конец, и не имеешь слез.

Воззови и сердцем, и устами,

Да пощадит тя Иисус Христос!

Пропаду к Нескверной Голубице,

Весь в грехах к Пречистой припаду.

Не оставь, Всепетая Царице,

Зришь нашу скорбь и нашу беду.

О, Андрее, отче преблаженне

Пастырь Критский, я тебе пою.

Да избегнут новых прегрешений

Чтущии верно память твою.

Иеромонах Роман


Обратите внимание

Не милая “Милая Мила”

В последние годы на прилавках отечественных магазинов появились т.н. кошерные продукты. Поводом для очередного обращения к этому вопросу послужила статья «В Петербурге появились кошерные бизнесмены», напечатанная в газете «Деловой Петербург». Вот лишь несколько цитат из нее: «До сих пор мало кто из петербуржцев доподлинно знает, что означает слово «кошерный». Несмотря на это, в городе «без шума и пыли», но очень активно развивается кошерный бизнес. В авангарде кошерного движения находится ОАО «пивоваренный завод «Балтика». Именно оно два года назад получило сертификат кошерности на пиво «Балтика» № 5, которое поставляется в Израиль. «Если за предыдущие восемь лет к нам не обратилось ни одной фирмы, желающей получить сертификат кошерности, то теперь всего за год – не менее 20», – говорит Авроом Аршинов, начальник отдела кашрута при главном раввине Петербурга...

«Многие исследователи, прежде всего американские, доказывают, что кошерная пища полезна. Именно на базе этого в мире выросла индустрия кашрута. Ныне большинство крупных компаний имеют в своей структуре подразделения кашрута. В США нет ни одного магазина, в котором бы не продавались кошерные товары». Структура кошерной индустрии во всех странах одинакова. Фирма, собирающаяся выпускать «правильную» продукцию, отправляет ее на сертификацию в кашрут-лабораторию. Если все в норме, то продукция получает право иметь «экшер» – специальный значок, по которому апологет кошерного образа жизни распознает дозволенные для поедания товары. «Проверяющий должен знать все. Мы шутим, что секрет «кока-колы» знают только глава компании и раввин. Я даже знаю какой – раввин Ланда...»

Петербургские компании уже изготавливают кошерные пиво, рыбу, мясо, хлеб, молоко и др. Далеко не все фирмы, занимающиеся кошерным бизнесом, любят афишировать свою деятельность…». Например, ОАО «Хлеб» торгует кошерной продукцией под маркой «Дарница». Еще раз подчеркнем, что кошерна вся продукция компании «Кока-Кола», хотя на своих этикетках она ничего об этом не сообщает. Обращают на себя внимание ложь о «полезности» кошерной пищи и признание ее относительной дороговизны (за счет процентов в пользу синагоги).

На что следует обратить самое пристальное внимание в помещенной в «Деловом Петербурге» статье, так это на упоминание о производстве кошерного мяса. Есть приготовленное по иудейским обрядам мясо православным (да и мусульманам) категорически запрещается, поскольку употребляющий его в пищу как бы соучаствует в иудейских религиозных обрядах.

По материалам газеты «Православное обозрение»

Знаете ли вы, что фирма “Вимм-Билль-Данн” (ее торговые марки “Милая Мила”, “Домик в деревне”, “J7”, “Чудесный сад”, “Чудо-Йогурт” и др. узнаются по символу - ушастому зверьку) тесно связана с сектой мормонов, или, как они себя называют, “Церковью Иисуса Христа святых последних дней”?

- секта действует как громадная транснациональная бизнес-корпорация; она активно скупает российские предприятия и недвижимость, а ее “миссионеров” все чаще замечают вблизи российских военных объектов; за последний год этих чрезмерно любознательных “религиозных деятелей” несколько раз задерживали на секретных военных базах;

- мормоны - необычайно жестокая тоталитарная секта, полностью контролирующая жизнь своих членов и отбирающая у них значительную часть доходов, на чем основано ее богатство;

- создатель мормонской “церкви” самозваный “пророк” американец Джозеф Смит неоднократно привлекался к суду за подлоги, мошенничество и насилие, а организованные им военные отряды “данитов”, эти убийцы и похитители женщин, десятилетиями наводили ужас на Америку;

- мормоны практикуют многоженство; у Джозефа Смита было 84 жены, в том числе, 12-летняя девочка, а у его преемника - 70 жен;

- данные о наших соотечественниках передаются в главный мормонский архив в штате Юта (США), и мормоны оскверняют память наших покойных сестер и матерей, беря их в жены в ходе кощунственных оккультных обрядов бракосочетания с мертвыми;

- ни одна из христианских Церквей мира не считает мормонов христианами; мормоны исказили Библию, дополнив ее кощунственными фальшивками; они называют Господа Иисуса Христа братом сатаны, а своих лидеров богами;

- Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года объявил об отлучении от Церкви всех сознательно участвующих в деятельности мормонов или способствующих ей. Мормоны оскорбляют нашу Родину, нашу Церковь, наши святыни. Им нет дела до России - они хотят подчинить себе весь мир.

Помните, что продукты компании “Вимм-Билль-Данн” осквернены оккультными ритуалами. Каждый рубль, заплаченный за продукцию этой компании, идет на развитие секты в нашей стране.

По материалам газеты «Православная Пермь»


Новости православной жизни

Мощи преподобного перенесут в Саров...

Об этом было сообщено во вторник в ходе выездного совещания, посвященного подготовке к празднованию 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского, которое провел губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев.

Перенос мощей будет сопровождаться крестным ходом, в котором смогут принять участие все желающие. Однако в Саров, являющийся закрытым городом, попадут лишь те, кто заранее уведомил соответствующие службы о своем намерении. Ожидается, что в июле-августе в поселке Дивеево побывают 200 тыс. паломников.

Также в ходе совещания губернатору сообщили, что работы по восстановлению Канавки Божией Матери вокруг Серафимо-Дивеевского женского монастыря начнутся, когда растает снег (ориентировочно 15 апреля). До этого времени районные власти планируют перенести учреждения, находящиеся на территории Канавки, и переселить людей. По словам губернатора, на эти цели из федерального бюджета будет выделено 10 млн рублей.

Также Геннадий Ходырев дал задание администрации поселка Дивеево “вплотную заняться благоустройством и навести столичный лоск”.

Нижегородское телеграфное агентство


Наши праведники

Дорогие читатели, в этом номере под рубрикой “Наши праведники” мы помещаем краткое житие преподобного отца нашего Феодора Санаксарского,прославленного в лике святых на Соборе 2000 года. Хотя он и не был связан при жизни с Калужской землей, но теперь связан с нашим храмом, потому что частица его святых мощей, о чем многие прихожане знают, есть и у нас. Об этом мы довольно давно писали в новостях, когда появились у нас две иконы с мощевичками: преп. Георгия Даниловского и преп. Феодора. Читая же жития святых мы духом становимся ближе к ним, загораемся любовью кним и желанием в подражании их подвигам, поэтому и приближаться к их образам мы будем с большим умилением и благоговением.

Житие преподобного Феодора Санаксарского

Преподобный отец наш Феодор Санаксарский родился в 1718 году в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции, в родовом имении благочестивых дворян Игнатия и Ирины Ушаковых, и при святом крещении был наречен Иоанном. Возраставшего в родительском доме отрока от юности напитывали благочестием, усердно научая его Закону Божиему и добродетельной жизни. Когда Иоанну было шесть лет, у него умерла мать. Вскоре отец женился второй раз. Его новая супруга Параскева и воспитала отрока Иоанна в вере и благочестии.

Когда Иоанн достиг совершеннолетия, его родители, как люди состоятельные, определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Пе-тербурге, где за особое усердие Иоанна вскоре произвели в сержанты.

Живя в столице, в довольстве, среди веселых и безпечных товарищей, среди раздольного быта и увеселений, обычных тогда в столице и гвардии, молодой Иоанн Ушаков легко мог бы со временем потерять свои природные благочестивые наклонности, ибо, по слову Апостола, «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). Но человеколюбивый Господь, нехотящий смерти грешника, но ожидающий обращения его и «еже живу быти ему» (Иез, 18, 23), не оставил юношу окончательно уклониться от благого пути правды Божией и погибнуть в развращении, но сподобил его прийти к покаянию следующим образом. Во время обычного шумного собрания гвардейцев-товарищей Иоанна, в самый разгар веселья, один из юношей, быв ший до того совершенно здоров и весел, внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн; словно очнувшись от обаяния мирских соблазнов, внезапно осознал всю непрочность того, что люди называют счастием. Тотчас же решился юноша оставить все: воинский чин, друзей, родителей и всю красоту этого мира, и тайно бежать в пустыню, желая стяжать звание воина Царя Небесного, наследовать гражданство Небесного Иерусалима, «вчиниться в лице другов Христовых», среди истинной красоты Царствия Божиего.

Иоанн, наскоро собравшись, спешно выехал из столицы с одним слугой, как бы в родительский дом, желая лишь Обителей Отца Небесного. Отъехав нес-колько верст от города, юноша отпустил слугу обратно, а сам переоделся в нищенскую одежду и пошел на берега Двины в поморские леса.

На дороге вблизи Ярославля неожиданно встретился ему родной дядя, ехавший в богатой карете со слугами. Желая приветствовать родственника, Иоанн поклонился дяде, но тот, не узнав в оборванной одежде своего племянника, даже не обратил на него внимания. Сильное смущение возмутило душу молодого подвижника. Вспомнил он свою прежнюю безбедную жизнь, которую проводил в довольстве, и покое. Враг спасения нашего, ободренный мгновением смущения, тотчас представил воображению юноши ослепительные картины балов и торжественных выездов, множество слуг и легкую жизнь роскоши и неге, все яркие соблазны столичной жизни и удалое веселие гвардейского полка. Но Иоанна, поз-навшего суетно земного счастия, уже не прельстили диавольские ухищрения. С молитвою, осенив, себя крестным знамением, юноша превозмог минутное сомнение и с новыми силами направил к поморским лесам ставшим для него началом пути к спасению.

Вскоре, неуклонно преодолевая борения и соблазны Иоанн, едва переступивший порог двадцатилетия, достиг лесов на берегах Двины. Углубившись в лесные дебри, молодой подвижник нашел в чаще опустевшую келию и жил в ней о более трех лет, одному лишь Богу работая в сокрушении сердца, подвизаясь в посте, молитве и терпении скорбей. Пищу ел самую скудную, и все немногое, необходимое для жизни, приносили боголюбивые жители окрестных селений.

Вскоре местное начальство усилило гонения на селившихся в северных лесах раскольников, а при случае теснил уединившихся там православных пустынников, проживавших без документов. Начали притеснять и Иоанна, подозревая в нем, раскольника; он же терпеливо сносил все оскорбления даже побои.

Однажды, увидев святого, вынужденного прийти в ближайшее селение за самым необходимым, некоторые поселяне вновь стали несправедливо оскорблять Иоанна. Подвижник все сносил в молчании и смирении. Не вынося такого обличения своей злобе, нечестивцы настолько распалились яростью, что с побоями поволокли святого в ближайший город Архангельск для суда и расправы. Скорбя о таком падении братьев, преподобный умолял их отпустить его и обещал совершенно покинуть поморские леса, лишь бы не быть причиной соблазна и злобы. Но мучители преподобного лишь усерднее влекли Иоанна на расправу, словно прообразуя будущие его мучения за Правду Божию. Но вскоре сильная усталость овладела нечестивцами, и они, вняв, наконец, усердным молениям святого, как бы нехотя отпустили его. С таким большим трудом освободившись, Иоанн вынужден был спешно перейти из своей уединенной келий в Площанскую пустынь Орловской губернии.

Придя в Площанскую пустынь, Иоанн при встрече с настоятелем обители назвался церковнослужителем. Старец игумен долго не соглашался принимать пришедшего без вида (паспорта) юношу, остерегаясь раскольников или беглых преступников. Лишь уступая настойчивой и усиленной просьбе, настоятель поставил Иоанна читать в церкви богослужебное доследование и из его чтения сразу понял, что перед ним не церковник, а какой-нибудь дворянский сын. Опасаясь, как бы из-за него не была в обители какой-либо неприятности, настоятель поселил Иоанна в одной из отдаленных келий в лесу, устроенных прежде жившими там подвижниками.

Но не долго пожил любитель безмолвия в пустыни. По прошествии немногого времени благоволил Господь явить Своего светильника миру. По Высочайшему повелению послана была сыскная команда для выявления всех, укрывающихся в лесах от закона, и для разорения их тайных жилищ. Взят был и Иоанн как не имеющий вида. При допросе он откровенно сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, а потому сразу был доставлен в Санкт-Петербург к Императрице Елисавете Петровне.

Случись такое событие на несколько лет раньше, в царствование суровой Анны Иоанновны, не сдобровать бы Ушакову. Но Елисавета Петровна была ласкова, набожна, чтила монахов и покровительствовала настоящим пустынникам.

Приведенный во дворец, Иоанн, в ожидании приема у Государыни, был поставлен под царским крыльцом. А так как прежде ухода из мира он был известен многим как природный дворянин и немалый чин в Преображенском полку, то по Петербургу, а в особенности в гвардейских полках, быстро пронеслась весть, что сержант Ушаков сыскан. За прошедшие шесть лет Иоанн сильно изменился, и трудно было в этом изможденном постом человеке узнать блестящего гвардейца, веселого товарища по столичным забавам и развлечениям. От великого воздержания Иоанн был сух и бледен лицом, одет лишь во скудную власяницу, подпоясан простым ремнем. Но особенно поражала всех лежащая на преподобном печать глубокого смирения и послушания воле Божией, словно пронизывающая молодого подвижника.

После доклада Иоанна провели к Императрице, Увидев преподобного, она по-матерински милостиво спросила его: «Зачем ты ушел из моего полка?» — «Для удобства спасения души, Ваше Величество», — с кротостью отвечал Иоанн. «Не вменяю тебе побега в проступок и жалую тебя прежним чином, — сказала Государыня, испытывая твердость намерения Иоанна, — вступай в прежнее звание». На это святой ответил: «Ваше Величество. В начатой жизни для Бога и спасения моей души желаю пребыть до конца, а прежней жизни и чина не желаю». Снова спросила его Императрица: «Для чего же ты тогда не спросясь ушел из полка? К такому деланию и от нас ты мог быть отпущен». — «Если бы тогда просил я об этом Ваше Величество, то не поверили бы Вы мне, молодому и не испытавшему всей трудности монашеского жития. Теперь же, после убогого моего искуса, утруждаю Ваше Величество просьбой — дайте мне умереть монахом». Видя такую решимость подвижника, Императрица спросила Иоанна, где бы желал он подвизаться.

«В Саровской пустыни, Ваше Величество». Государыня согласилась, но, испытывая смирение молодого подвижника, оставила его для принятия монашеского пострига в Александро-Невском монастыре Санкт-Петербурга.

Так, по воле Божией и согласно повелению Императрицы, после трехлетнего послушнического искуса в Александро-Невской обители, 13 августа 1748 года тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи. Постриг, в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны, совершил начальствовавший тогда в обители Высокопреосвященнейший Феодосий, нарекший нового монаха именем Феодор, тезоименно святому благоверному князю Феодору Ярославскому чудотворцу (память 19 сентября). С самого первого дня своего монашеского делания Феодор, внимая своему спасению, неисходно подвизался в той обители, любя безмолвие, неустанно упражняясь в посте и молитве.

(Продолжение в следующем номере)


Духовный опыт

К самому себе

Всякий знает, что время Великого Поста - время особого покаяния и молитвы, все для этого есть у души в это время. Но что я вижу в душе своей? Почему такая холодность? Почему такое окаменение? Время плача о грехах своих, в храмах святые плачут в своих письменах, а громче всех св. Ефрем взывает: “Господи и Владыко живота моего…”- я же пребываю в каком-то оцепенении. Как в каком-то сне проходит передо мной спасительное время, - что скажу?.. Только слышу: “Душе моя, душе моя, восстани, что спиши”…

Ребенок, когда видит расстроенным отца или мать, с чувством расскаяния и с плачем испрашивает у них прощение. Почему же я не плачу, преступив заповеданное мне от Отца Небесного, оскорбив Его своим поведением? Если бы я видел гору своих грехов, почуял бы весь смрад, исходящий от них, то возрыдал бы безутешно, не о чем бы более и не подумал бы… Но я холоден как тот гранитный камень, сердце мое - заросший бурьяном пустырь, на котором не произрастает семя слова Божьего. И только слышу: “О, горе мне грешному! Паче всех окаянен есьмь, покаяния несть во мне; даждь мне, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько”…

Один из Отцов говорит: “от века неслыханно, чтобы без слез очиститалась какая - либо душа, согрешившая после крещения…” Что же станется с тобою, окаянным? Пускай нет у тебя обильных и постоянных слез - это дар от Бога тем, кто стремится к чистоте, но хотя бы душевный плачь, плачь сердца в молитве покаяния приобрети, выдави из сердца своего капли, умились. Ибо смотри, каково чудо неизъяснимое: “Текут слезы вещественные из очей вещественных, и омывают душу невещественную от скверн греховных; падают на землю, но низвергают демонов и освобождают душу от невидимых уз греха” (прп. Симеон Н. Богослов)… Но только слышу: “Увы мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия; ныне возникни от земли , душе моя, и покайся от злых дел твоих”…

Меня обижают - я плачу от злобы, обо мне забывают - я плачу от обиды, но при вспоминании своих грехов мои глаза сухи. Бывает я и поплачу на исповеди, если мне очень стыдно перед духовником, но когда один на один с Богом - сердце мое молчит. Пророк говорит: “из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего” (Пс.118: 136 ) и от этого: “каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою” (Пс. 6: 6). И эти слова послужат к твоему осуждению, окаянная душа моя! Что отвечу?.. и только слышу: “Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве”…

Плачь, человече, плачь, пока ты тут, где есть покаяние, чтобы не плакать тебе вечно там, где его уже не будет. Вот время благоприятно, вот день спасения... Услышь, что вопиют святые: “Что претерпел я, злосчастный? Какой плач будет соответствен моим страданиям? Где возьму достаточный источник слез? Какую составлю песнь? Оплакивал ли кто смерть детей, досточтимых родителей, милой супруги, или истебеление любезной отчизны губительным огнем, или поражение членов лютою болезнию, - никто так не сетовал, как рыдаю я о жестокостраждущей душе своей, в которой (о я, злополучный!) гибнет небесный образ” (свт. Григорий Богослов). - Так плачут святые, неужели ты безгрешнее их? Научись у них покаянию, разбуди душу свою, усвой слова Господа: “Блаженны плачущие” и поймешь, что “они утешатся” (Мф.5: 4) .


 

Вопрос: Можно ли носить из дома свечки? Женя.

Ответ: Сперва посмотрим зачем нужна свеча. Свеча издревле использовалась для освящения храма и икон в нем наряду с лампадами. Сначала люди приносили свечи сами в виде жертвы храму для совершения богослужения, потому что в те времена все нужное для службы христиане приносили сами, кто что мог. Затем свечи стали делать при церквях, и люди, приходя в храм, в жертву Богу приносили свои копеечки на нужды церкви, за которые покупали свечечки для освящения ее.

Малая свеча ни чем не отличается от большой (ни какой большей благодатью), но только тем, кто сколько может по силам пожертвовать (см.) Поэтому, конечно, лучше пожертвовать на самую маленькую, если есть такая возможность, чем нести из дома большую свечу, которую можно и перед образами вечером зажечь.

Бывает и такое, что люди покупают свечи охапками там, где подешевле, и потом идут с ними в другой храм. Но пользы этим людям эти свечи не приносят никакой (если даже не в осуждение), потому что это является лукавством в очах Божиих и попыткой «приобрести подешевле» благодать.

Но, если у кого-то есть чистое желание поставить лишнюю свечу в храме любимому святому, то, конечно, это очень хорошо.

Вопрос: Можно ли читать неправославные сказки? Женя.

Ответ: Что считать за неправославные сказки? Наверное подразумеваются не русские народные, а другие – иностранные. Есть множество известных всем сказок и сказочников, на которых выросли многие поколения. Вообще в сказках нет ничего плохого, главное понять ребенку ее главный смысл. Ведь не зря сказано: «сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Пословица очень мудрая и точная, объясняющая все простыми словами. Но не будем забывать, что наши благочестивые предки в малом возрасте воспитывались не только на одних сказках и прибаутках, но и на Священном Писании, на житиях Святых. И, при этом, они не смешивали сказки с житиями, и последние не принимали как первые. Поэтому и отличалось народное воспитание доходчивостью и благочестием.

Но стоит особо оговориться о нашем времени. Сейчас появилось и множество вредоносных басен и сказок для молодежи типа «Гарри Поттера», развращающих души детей. К ним нужно отнести и большинство мультфильмов зарубежного, да и отечественного производства, которые не только не учат ничему хорошему, но вызывают духовные и душевные болезни. Поэтому, родители, помогите своим детям найти то, что освятит их души, а не испачкает или искалечит их.


Прочитать выпуск № 14 Прочитать выпуск № 16